Информация о событиях юга России и мира
> Главное Возможно ли в России построить туристический центр популярнее, чем Сочи, - мнение учёных

Возможно ли в России построить туристический центр популярнее, чем Сочи, – мнение учёных

Ровно 115 лет назад, 14 июня 1909 года, прогремел фейерверк в честь открытия «Кавказской Ривьеры». С этого дня ведется  летоисчисление курорта Сочи, принимающего ежегодно около 7 миллионов отдыхающих. Как россияне привыкали к пляжному отдыху, в чем секрет хорошего курорта и какие перспективы перед туристической отраслью открывает национальный проект «5 морей», рассказывают эксперты Южного федерального университета.

Курортное прошлое

Первый российский курорт «Марциальные воды» был основан 305 лет назад - в 1719 году. Возник он благодаря Петру I, курорт находится не в теплых южных регионах России, а в Карелии. Директор Института туризма, сервиса и креативных индустрий (ИТСКИ) ЮФУ Сергей Горяйнов объяснил, что изначально курорты пользовались популярностью только у императорской семьи, их приближенных и высшего света Петербурга.

Все приезжающие на курорт либо имели там свою усадьбу, либо были приглашенными гостями у хозяев, владевших курортными имениями. Просто так остановиться поправить здоровье на водах было невозможно даже за деньги. Гостиниц в современном понимании в тот период не было. Постоялые дворы, предназначенные для смены лошадей и отдыха путешественников располагались на почтовых трактах на расстоянии конного перехода друг от друга и не воспринимались как объекты рекреации.

В XIX веке вокруг постоялых дворов собрался торговый люд, заработали импровизированные ярмарки. В 1821 году было издано Положение, которое регламентировало правила содержания гостиниц, ресторанов и трактиров. В ресторанах гостиниц был отменен запрет на музыку, появился широкий набор блюд и напитков. Гостиницы с сервисом и условиями на европейский манер быстрыми темпами строились на курортах — в местности с природными лечебными средствами: минеральными источниками, грязями, морем.

«В дореволюционной России существовало 36 курортов, было 60 санаториев на 3000 мест. В 1907 году социальный состав отдыхающих на Кавказских Минеральных Водах выглядел следующим образом: помещики и дворяне – 42%, представители буржуазии – 24%, офицеры – 10 %, чиновники – 24%», — рассказал Сергей Горяйнов.

В 1904 году министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов вступил в переговоры с коммерсантом Антоном Тарнопольским, готовым за свои деньги построить новый курорт к северу от города Сочи, и он был отстроен уже к 1909 году.

Жилые корпуса для отдыхающих росли по мере спроса, «Кавказская Ривьера» представляла собой кафе, ресторан, парк, ванны и купальни, библиотеку, бильярдную, казино, автопарк, конюшню, лодочную станцию, фотостудию, а также широкий штат врачей всех специальностей, музыкантов и метрдотелей, говорящих на всех европейских языках. Такая инфраструктура предназначалась для жильцов 250 номеров.

С 1913 года Тарнопольский начинает торговать акциями «Кавказкой Ривьеры», акционеры получают скидки или вовсе бесплатное проживание на курорте. 13500 акций продаются по 100 рублей, а значит, основной капитал курорта составляет 1 350 000 царских рублей.

Заведующий кафедрой туризма ИТСКИ ЮФУ Роман Сухов рассказал, что один из первых советских санаториев открылся на месте «Кавказской Ривьеры» уже в мае 1921 года, после декрета правительства «О домах отдыха».

«Но первые масштабные шаги по развитию санаторно-курортных учреждений и курортов в СССР были осуществлены в начале 30-х годов XX века. Именно с этого периода можно отсчитывать историю массового туризма на курортах Советского Союза. Именно в это десятилетие активно развивается курортология — раздел медицины, изучающий свойства климата, минеральных вод, лечебных грязей, других лечебных факторов и механизмов их воздействия на организм человека», — рассказал Роман Сухов.

Сами курорты были государственной собственностью и были предназначены, согласно Конституции СССР, для отдыха и охраны здоровья граждан страны. Санатории, в которых отдыхали трудящиеся, в большинстве своём находились в ведении профсоюзов и органов здравоохранения. Подразделяли курорты на несколько групп в соответствии с лечебными факторами: грязевые, климатические и бальнеологические — на минеральных водах.

Курортное настоящее

Сочи как раз является приморским бальнеологическим курортом России. Свои ведущие позиции он удерживает и по сей день благодаря сочетанию достаточно большого количества факторов: субтропического влажного климата, теплого моря, мацестинских минеральных вод, иловых грязей, современной туристской инфраструктуры.

«Также Сочи улучшил свои позиции благодаря своевременным инвестициям, вложенным в проведение XXII зимних Олимпийских игр и умелому использованию олимпийского инфраструктурного наследия после 2014 года», — подчеркнул Сергей Горяйнов.

Курорт «Большой Сочи», под которым понимается совокупность разных курортных поселков, задаёт планку всем остальным курортам России. Чтобы конкурировать с выросшей в разы «Кавказской Ривьерой», любой другой туристический город должен обладать как минимум современной транспортной инфраструктурой. Рядом с ним должны функционировать аэропорт и железнодорожный вокзал, автодорожная сеть тоже должна отвечать самым современным требованиям и быть интегрированной в крупные федеральные и региональные транспортные коридоры.

«Туристская инфраструктура должна быть разнообразной и доступной потребителям с совершенно разными уровнями доходов. Отели, объекты общественного питания, экскурсии и возможности организации досуга должны быть на любой вкус. Привлекательность курорта может быть достигнута при помощи доступных цен и грамотного маркетинга, но самое главное - курорт должен соответствовать представлениям туристов об их отдыхе, обладать приемлемыми природно-климатическими ресурсами и условиями. Нельзя туристам обещать того, чего они не смогут получить на самом деле», — поделился Роман Сухов.

Учёные ИТСКИ ЮФУ добавили, что очень сложная задача — во время роста туристического потока сохранить город комфортным для коренных жителей. На начальном этапе развития курорта туристам рады, так как они приносят дополнительный доход, создают рабочие места, привлекают инвесторов. Но при постоянном увеличении турпотока и слабом наращивании туристской и обеспечивающей инфраструктуры наступает явление «сверхтуризма», когда туристы начинают мешать местным жителям.

«Они занимают места в общественном транспорте, создают высокую антропогенную нагрузку на курортные территории, повышают стоимость аренды жилья, что делает и долгосрочную аренду квартиры, и покупку чрезвычайно дорогостоящими для местного населения. Развитие курортов — это сложная и многоходовая игра, требующая профессионального подхода, постоянного мониторинга и возможности диверсификации туристских услуг и освоения новых территорий», — рассказал Сергей Горяйнов.

Курортное будущее

В майских указах 2024 года президент России Владимир Путин поручил Правительству страны до 1 ноября утвердить федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал», который также предполагает создание ещё восьми круглогодичных курортов в разных регионах России.

Новыми точками внутреннего туризма должны стать «Приморск» на побережье Азовского моря в Запорожской области, «Белая дюна» в Калининградской области, «Санкт-Петербург Марина» в Санкт-Петербурге, «Каспийский прибрежный кластер» в Дагестане, «Новая Анапа» в Краснодарском крае, «Золотые пески» в Крыму, «Приморье» в Приморском крае и «Волшебный Байкал» в Бурятии и Иркутской области.

«Создание и развитие новых курортов является, конечно, важнейшей задачей для российской туристской индустрии. Для успешной реализации этих проектов необходимо сочетать грамотный подход к исследованию ресурсного потенциала регионов, факторов риска, ограничений, обусловленных предельными значениями антропогенной нагрузки, а также целым спектром проблем инфраструктурного характера: от транспортных коммуникаций, водоснабжения, ёмкостей электросетей до строительства отелей и объектов развлекательной инфраструктуры», — отметил Роман Сухов.

Заведующий кафедрой туризма добавил, что роль государства здесь колоссальна и должна заключаться в проведении научно-исследовательских, изыскательских и экспертных работ и инвестировании в обеспечивающую, техническую инфраструктуру.

Каких показателей будут достигать новые курорты, покажет только время, но уже сейчас понятно, к чему они должны стремиться. Основной сезон должен быть максимально продолжительным, а в низкий сезон и межсезонье у курорта должна быть специализация, привлекающая целевые аудитории, позволяющие поддерживать экономическую эффективность туристских предприятий.

«И эта проблема является наиболее острой, так как природно-климатические характеристики всех территорий, включенных в нацпроект «5 морей и озеро Байкал», имеют ярко выраженную сезонность основного вида туристской специализации – купально-пляжного туризма. Нужно сразу держать в голове, что природно-климатические условия будут экстремальны и непригодны в течение определенного времени года. В виде альтернативы нужно предлагать иной вид туристской деятельности. Например, летом и осенью туристы купаются в море, значит, зимой и весной курорт делает акцент, например, на MICE туризм — это организация и проведение различных корпоративных мероприятий», — предложил Сергей Горяйнов.

Директор ИТСКИ ЮФУ отметил, что туристские центры Ростовской области как раз обладают широким спектром альтернативных пляжному отдыху возможностей туризма. Они связаны с эногастрономией, событийными и историко-культурными видами туризма. Задача профессионала в сфере туризма заключается как раз в умении грамотно использовать тот ресурсный потенциал, который принесет населению и экономике максимальную пользу.

Прислал Алексей Романенко, Центр общественных коммуникаций Южного федерального университета

Подготовила 

Елена Маркова

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru