Уважаемые читатели! Приветствую вас в наступившем году! Прошла шумная новогодняя ночь – продолжается подготовка к встрече одного из великих праздников православных христиан – Рождества Христова. Уважая чувства верующих, наше государство объявило 7 января праздничным днем. В этот день поздравляют друг друга и верующие, и те, кто нейтрально относится к данному событию. И это понятно: ведь религиозная культура – это составная и очень важная часть общей культуры человечества, и она заслуживает того, чтобы к ней относились бережно и с уважением. Согласитесь, что даже атеисты вспоминают о Боге в моменты каких-то особенных, важных событий, происходящих в их жизни, и благодарят Господа за благодеяние или, напротив, просят о помощи в особенно трудных, отчаянных случаях.
Среди разновидностей этикета существует и так называемый церковный этикет. Он касается правил взаимоотношений между верующими людьми. Священнослужители рассматривают церковный этикет как путь восхождения ко Христу. Думаю, что и неверующие, если считают себя культурными, образованными людьми, должны знать хотя бы элементарные правила православного этикета, чтобы не оказаться в неловком положении. Коснемся некоторых из этих правил
Обращение к верующим и к духовенству
Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о санах духовных лиц. В Русской православной церкви духовные лица подразделяются на три иерархические степени — это диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов, это священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами. И высшая ступень — это патриаршество. В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в РПЦ. И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение. Возникает еще вопрос: в какой форме, на «ты» или на «вы» следует обращаться в церковной среде? Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как — к духовенству? В древности употребление формы «ты» было гораздо более распространено, чем ныне. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: «Господи, милостив буди мне, грешному!», «Господи, помилуй!». Но начиная со времени Петра Великого, употребление «ты» сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на «вы».
Обращение на «вы» обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства — то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. По отношению к Патриарху Московскому и всея Руси мы употребляем титул «Его Святейшество» и, соответственно, в личном обращении говорим: «Ваше Святейшество», можно дополнить: «Ваше Святейшество, Святейший Отец!» или просто ограничиться обращением «Ваше Святейшество» и т.д. Что касается обращения к священству, то, по многовековой традиции, к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово «отец»: «отец Мефодий», «отец Иоанн», «отец Димитрий…» В торжественной, в официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться как к «Высокопреподобию»: «Ваше Высокопреподобие!». К простым иереям и монахам обращение будет таким: «Ваше преподобие!» - и, соответственно, скажем, в поздравлении рождественском мы подпишем адрес: «Его высокопреподобию, протоиерею Сергию», «Его преподобию, иеромонаху Ксенофонту». Это будет корректное начало, скажем, письма, отправленного с поздравлением, а дальше – можно продолжать излагать ту или иную мысль.
Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение «отец» к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: «Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?» Надо сказать так: «Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?»
Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений, и обращение к нему с добавлением слова «отец» утвердилось достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: «Отец диакон…» - или так же, как к священнику, с добавлением имени: «Отец Павел…» Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: «Отец диакон сказал мне…» А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: «Диакон Владимир сообщил…» - или же так: «Отец Павел только что ушел по церковному послушанию».
Еще один момент важно указать – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в церковь, обращаются к священнику: «Здравствуйте, добрый день!» - или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: «Благословите…» Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче – «Благословите, отец Андрей!» Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» Безусловно, мы знаем, что в православной церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: «святой отец». Такое обращение в РПЦ не принято. Это словосочетание применяется к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например, «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…» Но никак не по отношению к конкретному священнику!
Если беседа со священником происходит по телефону, то и в таком случае неправильно было бы говорить: «Здравствуйте!», но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону (бывает, номера неверно соединяются), то можно так обратиться: «Алло, это отец Тимофей?» И, после того как получили подтверждение, сказать: «Отче, благословите!» А затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: «Простите и благословите!» - и затем откланяться
Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу – «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику – «сударь», «господин», «товарищ»?
А ведь никаких трудностей нет. «Брат», «сестра» – наилучшее обращение к мирянам. «Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Николай». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при непосредственном обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.
Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».
К архиереям – епископам, митрополитам, патриарху – нужно обращаться «владыка» - как к облеченным церковной властью.
Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев – «Ваше Высокопреподобие», епископов – «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов – «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха – «Ваше Святейшество».
Поведение в храме
Людям, идущим в храм, надо знать, что церковь – это особый мир со своими правилами. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком. При входе мужчины снимают головные уборы. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих.
Также дома в красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей. Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором. Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.
В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся. Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом – за порогом храма.
Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, а если это не удается, желательно выйти с ним из храма.
Сидеть в православном храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу. Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, церковных песнопений.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
«Благословите, батюшка!»
Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение. Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и легко поцеловать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Свеча
Трудно себе представить православный храм, в котором не возжигались бы свечи, несмотря на то, что теперь везде есть электрическое освещение. Мерцающие огоньки служат приятным дополнением к нашей молитве, они способны вызвать в душе умиление и другие радостные чувства.
Однако люди очень часто церковным свечам придают оккультно-магический смысл. И каких только суеверий не напридумывают вокруг них!.. Самое распространенное — поставить свечку на «канун» (специальный подсвечник, на котором обычно ставят свечи за упокой) за живого, а если еще ее сломать, то можно уже от радости ладоши потирать, потому что тот, за кого поставили, если не умрет, то, как минимум, заболеет чем-нибудь тяжелым. До чего же глупо думать, что чья-то жизнь или здоровье зависит от простой восковой свечи, пусть даже церковной!..
Встречаются и такие предрассудки — нельзя, мол, ставить свечку левой рукой. Некоторые считают чуть ли не самым страшным грехом подсмолить свечку снизу. А еще люди начинают пугаться, когда свечка начинает потрескивать. Правой или левой рукой ставить свечку — не имеет абсолютно никакого значения. Если человек «левша», то, естественно, ему удобнее ставить той рукой, которая у него ведущая, то есть левой. Что касается «подсмаливания» свечей снизу, то делается это только для того, чтобы свечка стояла более прочно в ячейке подсвечника. При изготовлении свечей используют воду для охлаждения, и в плохо пропрессованных местах могут быть капельки воды, которые и вызывают потрескивание.
Церковные свечи довольно часто любят употреблять в своих ритуалах разные оккультисты, но все их действия носят кощунственный характер. Даже церковные молитвы читаются вместе с заговорами.
Церковь всегда предостерегала людей от слуг сатаны и всегда предупреждает, что наличие у экстрасенса церковной свечи или какого-нибудь другого церковного предмета абсолютно не говорит о том, что этот человек — православный христианин и действует с Божьего благословения. Хотя, если что-то болит, то почти каждый готов пойти к кому угодно, только бы вылечиться, причем желательно поскорее. Получается и Богу свечку, и черту кочергу. Ну что ж... Господь дал каждому свободную волю, и каждый выбирает сам — прибегнуть к помощи сатаны, вылечив свое тело, зато нанести огромный вред душе; или же со смирением и упованием на помощь Божью нести свой крест.
Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами. Возжённая свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы – о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) – об упокоении усопших. Если желает сердце – можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы – жертва уже принята Богом.
Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность – Божественная благодать.
Православная свадьба
Обязанность жениха – купить кольца. По старинному церковному правилу, для жениха необходимо золотое кольцо (глава семьи – солнце), для невесты – серебряное (хозяйка – луна, светящая отраженным солнечным светом). На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения. Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты – начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте, жених делает по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста и ее родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.
Если на свадьбе будут посаженые отец и мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит посаженый отец) и хлебом-солью (предлагает посаженая мать). По правилам, посаженый отец должен быть женат, а посаженая мать замужней.
Что касается шафера, то он должен быть непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха, так и со стороны невесты). Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты – из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или второбрачной) – из белых роз и ландышей. При входе в церковь впереди невесты, по обычаю, идет мальчик пяти – восьми лет, который несет икону.
Во время венчания главная обязанность шафера и подружки – держать венцы над головами жениха и невесты. Это бывает довольно трудно – продержать венец с поднятой вверх рукой в продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между собой.
В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты – слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне неприличным. Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены согласно Евангелию.
Подарки при крещении ребенка
Крестная мать дарит ребенку-крестнику «ризки» (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек – розовый, для мальчиков – голубой. Крестный отец, кроме подарка по своему усмотрению, обязан приготовить новокрещеному крестик и оплатить крестины. Оба – и крестный отец, и крестная мать – могут сделать подарки матери ребенка.
Исполнение православных треб
Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.
Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы (палочки, обмотанные ватой), масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду.
На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.
Когда отказываются от всех празднеств
Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему. Различают глубокий траур и обыкновенный траур. Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке – шесть месяцев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику – три месяца.
Если вдова, вопреки приличию, вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью получено особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.
Вообще, в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет привыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) – на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.
Церковная записка
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте ее – «о здравии» или «о упокоении».
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если упоминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет – отроком (отроковицей) и пишется: мл. Александра или отр. Надежду.
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов "воина", "монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".
10. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего", "озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы", "вдовицы", "беременной".
11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
О здравии поминают имеющих христианские имена, а об упокоении – только крещенных в православной церкви.
Конечно, мы коснулись лишь нескольких правил православного этикета. Готовя эту статью, я изучил много материалов, чтобы найти в них то, что важно знать о религиозной этике любому человеку, считающего себя культурным, образованным. Для меня как для культуролога это было интересное занятие, оно обогатило меня новыми знаниями и впечатлениями. Надеюсь, такие же чувства испытали и вы, уважаемые читатели, - независимо от того, относите ли вы себя к верующим либо к атеистам.
С наступающим великим праздником православных христиан – Рождеством Христовым!
Виктор Зарайченко
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
2 комментария
Спасибо большое. С праздником!
СПАСИБО! ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! ВСЕХ С ПРАЗДНИКАМИ!