До начала нового учебного года осталось совсем немного времени. Возвращаться к учебе после продолжительных летних каникул всегда непросто: снова нужно рано вставать, вовремя приходить, не забывать дома учебники и сменку, знать расписание, помнить о дедлайнах и ладить с окружающими. Для того, чтобы учёба шла легче и успешнее, школьнику нужен режим, он дисциплинирует и помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда дети могут учиться дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учебу.
Тайминг-план дня представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован тайминг дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Особенно это касается подростков, в организме которых происходят стремительные процессы роста и развития, связанные с активной гормональной перестройкой организма. Хорошо организованный распорядок дня должен удовлетворять ключевые потребности организма (сон, питание, отдых).
Режим сна
Количество и качество сна оказывает решающее влияние на самочувствие и трудоспособность детей. Если ребёнок спит недостаточно, у него ухудшается память и падает настроение, ему сложно сосредоточиться на уроке, возникают проблемы с планированием. А в подростковом возрасте проблемы со сном к тому же могут приводить к появлению лишнего веса.
Для того, чтобы организовать режим сна необходимо соблюдать несколько правил:
* ложиться нужно в одно и то же время. Ориентировочно — не позже 10-11 часов вечера. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна. Желательно не отступать от этого распорядка и в выходные. А вот поспать в субботу и воскресенье можно подольше, не вскакивая по звонку будильника;
* за два часа до сна важно снизить эмоциональные нагрузки — в виде шумных игр, активных переписок с одноклассниками в социальных сетях или просмотра роликов на YouTube;
* рекомендуется завести ритуалы, настраивающие на отдых. Ко сну располагают расслабляющая ванна, разговоры за чаем, неспешные прогулки, чтение (например, классической литературы);
* кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату перед сном нужно хорошо проветривать.
Режим питания
Питание школьника при грамотной организации должно обеспечить организм ребенка всеми пищевыми ресурсами, необходимыми для полноценного развития растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок. При недостаточном или неправильном питании ребёнку просто не хватает энергии для учёбы, он быстро устает, становится невнимательным и раздражительным.
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определенных требований, а именно:
* соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приемами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов;
* для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. Это необходимо для того, чтобы организм постоянно получал дополнительную энергию и не чувствовал голод;
* не забывать про то, что завтрак – это самый важный прием пищи. Он пробуждает организм, запускает метаболизм и все обменные процессы, заряжает энергией и позитивом на весь день. Для школьников не придумать лучше завтрака, чем каши. Рекомендуется их чередовать и добавлять новые ингредиенты: фрукты, сухофрукты, орехи, мюсли, мед. Кроме того, для утреннего приема пищи также отлично подходят блюда из яиц, мюсли с молоком, хлеб с сыром и сливочным маслом;
* в список запрещенных для школьника продуктов, входят сладкие газированные напитки, магазинные картофельные чипсы, шоколадные батончики, сосиски, сардельки, вареная колбаса, жирные сорта мяса в жареном виде, а также фаст-фуд. Такая пища богата трансжирами, которые не несут никакой пользы организму, кроме вреда.
Режим учебы
Учебные занятия с каждым годом занимают все большую часть времени в жизни подростка. При составлении расписания занятий учитывают умственную работоспособность учащихся, которая утром обычно бывает выше, чем после 5-6 уроков. Период самоподготовки также должен совпадать с периодом биологической активности (16-18 часов) и по длительности не должен превышать у старшеклассников 3-4 часа. В этот период уложиться можно, если на уроке внимательно слушать учителя и активно воспринимать излагаемую информацию. Во время дистанционного обучения необходимо придерживаться примерно такого же распорядка дня, как и во время посещения школы и не забывать о перерывах: 5-10 минут между уроками и 30 минут через каждые 2-4 часа занятий.
Режим отдыха
В распорядке дня каждого подростка обязательно должно быть выделено время на занятия спортом и посещение различных кружков. Обучение в секциях дисциплинирует старшеклассника, способствует его физическому и психическому развитию, расширяет кругозор. Однако не стоит пренебрегать и отдыхом, главное правило в выстраивании тайминг-плана дня – строгое чередование труда и отдыха: между занятиями в школе, кружках, выполнении домашних заданий, оказании помощи родителям по хозяйству (выработанные в школьные годы бытовые привычки и навыки способствуют формированию самостоятельности и независимости подростка при вступлении во взрослую жизнь). К тому же, в упорядоченной жизни подростков обязательно должно оставаться место для свободы и импровизации - время на общение со сверстниками, прогулку, просмотр любимых сериалов.
Психическое и эмоциональное состояние
Современные условия, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции в мире и в нашей стране, приводят к изменениям, к которым надо адаптироваться не только взрослым, но и детям. Поэтому задача родителей (близких), от которых напрямую зависит эмоциональное состояние ребенка – подать правильный пример подросткам и обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в семье.
Кроме того, для улучшения эмоционального состояния ребенка необходимо ограничить время использования гаджетов. Чрезмерное и неправильное их использование может приводить к нарушениям сна, зависимости, депрессии, ожирению и некоторым другим проблемам (нарушению осанки, близорукости и пр.). Важно помнить о том, что современные технологии способны на многое, они позволяют добиваться замечательных результатов, но являются лишь инструментом, а не самостоятельной ценностью.
Подростковый возраст – это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какие привычки и навыки выработает старшеклассник, во многом зависит его здоровье, его будущий образ жизни, а, возможно, и карьера. Правильно построенный тайминг-план дня предотвращает переутомление нервной системы, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, что, в конечном счете, способствует гармоничному развитию личности подростка.
По материалам филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в г.Ростове-на-Дону
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
8 комментариев
А в школе очень часто дают сосиски и иногда сардельки.
Специалисты из ФБУЗ ЦГиЭ в РО разработали тайминг с дедлайнами? Вот куда наука пошла! А мы-то раньше думали, что это просто "распорядок дня для школьника" и возраст его не менее полувека!
Как ни объясняешь детям, что сосиски вредны, а вот любят они их! У соседки ребёнок ест суп, только если туда покрошишь сосиску! ) а вообще почти все питание в школах и вузах вредное... Но, каков спрос, таково и предложение. Если заполнить школьные буфеты кашами и овощами туда никто не будет ходить.
Невестка сама готовит сосиски и никогда не покупают сосиски и сардельки в магазине. А вот в школе приходится есть то, что выдают.
"Приходится...". Можно подумать, что все дома едят исключительно сосиски и колбасы собственного приготовления.
Невестке всё равно, что едят в других семьях. Она всё готовит сама и её мама тоже всё готовит сама и тоже кормит внучку (один двор на два дома).
Молодец (может и в школу давать свои сосиски - никто ведь не заставляет есть в столовой). А я пишу не о ней, а про тех, кто составляет большинство.
И в школу ей что-то из еды дают. Большинству тоже вредно есть сосиски и колбасы, изготовленные по ТУ. Взрослым и детям.