Стоимость любой вещи, любого предмета определяется не только и зачастую не столько его себестоимостью, сколько востребованностью, на что влияют многие факторы.
Два одинаковых дома в Ростове и, например, в хуторе Кундрюченском будут иметь разную цену. Сами понимаете, какой дороже. Однако если в Кундрюченском откроется игровая зона или там построит дачи областная финансовая элита, а ещё лучше – российская, это существенно поднимет стоимость дома уже в этом хуторе. Так что всё относительно…
Наша экономика в 90-е приняла совсем другой оборот. Главное – у российского народа украли недра, а путём ваучерной приватизации Чубайса – и основные средства производства. Со временем в России появилась тонкая прослойка промышленно-финансовой элиты, когда, по некоторым данным, три процента населения страны стали владеть более 80 процентами её богатств.
Когда есть деньги, а особенно много, очень много денег, как у Чубайса (он сам признавался!), их надо куда-то вкладывать, тратить.
Помню, как-то в Крыму мы заказали такси – сторговались по поездке на некую сумму. Так полдороги таксист рассказывал, как его на несколько суток в сезон арендуют богатые люди, у которых меньше пятитысячных купюр нет. И пока вёз нас этот таксист, чувствовалось, что всю дорогу он нас и презирал. Но сделать ничего не мог: жить-то на что-то надо. У нас, конечно, таких шальных денег, как он рассказывает, нет, к тому же мы знаем цену этим деньгам – что ж ими сорить! Не строим из себя буржуев.
Но не поверить этому таксисту мы не могли. Потому что знаем, что такие люди есть, что они могут позволить себе многое и что большинство из них разбогатело уж точно не от талантов да праведных трудов.
Но не наше дело вести расследование. Мы просто пытаемся предположить, из чего складывается стоимость, цена нашей культурной «элиты».
Так вот. Когда закуплены яхты и самолёты, когда построены дворцы и объезжены все мыслимые и немыслимые страны, хочется чего-то ещё. Ну, на день рождения дочки или внучки пригласить какую-нибудь «звезду». За ценой, конечно, не постоим. Что? Кто-то уже заказал и платит 100 тысяч евро? Да я дам 200 тысяч! Ну, а дальше – аукцион.
И вот уже среди «звёзд эстрады» появляется свой рейтинг: кто-то стоит больше, кто-то меньше. И очень часто это зависит не от собственно таланта артиста, а от его раскрученности, модности, тусовочности…
Проходит время – и артист уверяется в том, что его талант действительно так дорого стоит, что этот самый талант столь высоко оценивается. Но беда в том, что многие как раз не понимают, что это как раз шальные деньги, которые совершенно ничего не отражают.
Но некоторые артисты испытания деньгами не выдерживают и начинают вести себя так же точно, как те, кто их заказывает. То есть строят дворцы, отделывают квартиры так, как и не снилось арабским шейхам, обедают в самых дорогих ресторанах, одеваются у самых дорогих кутюрье, а аксессуары покупают в самых дорогих бутиках, хотя те же самые вещи за углом, возможно, стоят в десятки раз дешевле. Но понты, понты!..
На телевидении – сплошная тусовка, сплошное хвастовство, выпендриваются друг перед другом, хвастаясь убранством квартир и домов – у кого мрамор более каррарский.
Но главное – они презирают всех тех, у кого «нет миллиарда». И это сближает их по характеру с тем самым таксистом, о котором я говорил выше.
Выезжая на гастроли, они заламывают цены на билеты, но поют, несмотря на это, в основном под фонограмму.
И таким людям кажется, что они там, наверху что они поймали бога за бороду и что им дан невероятный талант, который стоит кучу денег…
Не так давно отмечали юбилей Муслима Магомаева. Я посмотрел по каналу «Культура» передачу о нём, о его быте. Никто же не будет спорить, что Магомаев – звезда первой величины?
Так вот. Обыкновенная трёхкомнатная квартира, с обыкновенной обстановкой. На пальце – дорогой перстень, который подарил ему шах Ирана.
Были ли у Муслима Магомаева и Тамары Синявской деньги? Были, конечно. Могли бы они себе построить роскошный дом или выкупить целый этаж и сделать многокомнатную квартиру? могли бы, наверное. Но когда смотришь на эти записи, слушаешь голос артиста, понимаешь: всё это было им не нужно. У них было нечто большее – любовь зрителей.
Они могли бы купить себе значительное количество благ мира, однако не считали это непременным условием счастья.
К сожалению, многие нынешние артисты, уверовав в свою исключительность, кинулись судить направо и налево и государство, и армию, и тех людей, за чей счёт до недавнего времени и строилось их благополучие.
Многие из них рванули за границу в надежде на то, что, оставшись без заработков в России, они спасут и свои выведенные заранее капиталы, и смогут завоевать симпатии западного зрителя, смогут зарабатывать те же шальные деньги.
Однако реальность оказывается гораздо прозаичнее. Известная артистка, которая зарабатывает сейчас в одной из европейских стран лишь на скромную жизнь, имела у нас в стране невероятные гонорары. А известная (теперь уже скандально известная) семья катастрофически теряет свои доходы – и недалёк тот день, когда проживут всё, не умея отказываться от привычки жить в роскоши.
Нет, я не осуждаю тех, кто уехал. У них может быть своё мнение, пусть даже они считают, что все мы тут быдло и ничего не понимаем в этой жизни, в политике, в судьбах стран и народов, что не как они – не представляем себя мессиями… Я осуждаю то, что люди начинают высказывать какие-то нравоучения в адрес власти, армии, народа всей страны, в этих высказываниях горделиво возвышаясь над всеми и выказывая презрение к соотечественникам. Но раньше это презрение зиждилось на шальных деньгах, а сейчас?
У тех, кто уехал и своими высказываниями закрыл для себя возможность возвратиться в Россию, всё могло бы сложиться по-другому. Они бы могли иметь главное – всенародную любовь, а с ней – и достаток, богатство.
Страна изменилась – и теперь презирать народ уже больше не получится.
На сцену выходят другие артисты, кумирами молодёжи становятся другие люди. Страна меняется. В том числе и благодаря таким вот поступкам этой самой культурной «элиты».
Ну, а закончить эту статью мне хочется несколько грубоватой сентенцией великой Фаины Раневской: «Даже под самым красивым хвостом павлина всегда скрывается обыкновенная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа!»
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
7 комментариев
Алексей!
У Вас несколько упрощённое представление о шоу-бизнесе. Делаю акцент именно на слове Бизнес. После действительно получившихся проходов на сцену и на эстраду (часто, благодаря "близким связям"), после ряда "закрытых представлений" (для "простого народа"), и накопления начального капитала (как финансового, так и имиджевого), в шоу-бизнесе возникают "рыночные" и "нерыночные" отношения, как в любом бизнесе. В капиталистической России сформировался монопольный класс "владельцев сцены", состоящий из когорты артистов, режиссёров, и околосценической чиновничьей тусовки. Эти люди, потеряв берега, сами определяли, что "пиплу скормить", чем и как его развлечь, извлекая деньги, теперь уже часто из госбюджета. Ведь большинство нынешних критиканов живут на госдотациях. Так, в Париже всего два театра имеют господдержку (и то не полностью финансируются государством), а в Москве, практически все театры и коллективы живут на деньги государства, при этом выделывают что хотят, а теперь и в политику, на свой манер, ударились. Те звёзды, о которых Вы пишете имеют не совсем тот "рейтинг", что Вы предполагаете, а "зарабатывают" его от количества часов и частоты демонстрации на телеэкранах, что даётся решением этих кругов, искусно распространяемых слухов и прочих приёмов "сценической борьбы". Их рейтинг определяет уже та самая "когорта небожителей" нашего "искусства". И те многие (если не большинство, что) нынче "дёрнули за границу", на сегодняшний день, как не печально, продолжают держать все рычаги этого самого бизнес-искусства в своих руках. Пока существенно ничего не изменилось в этом секторе нашей жизни.
Прочла , как говорится, от корки до корки. Согласна. Тут нет привычного осуждения и отторжения. Идет самый непредвзятый анализ. Спасибо за статью.
Ага. Про артистов, заламывающих цены на билеты, улыбнуло. ) Автор представляет жизнь богемы по интервью из гламурного журнала с Наоми Кемпбел: "Если меньше миллиона, то я даже из кровати не встану". ) А про поучения... Ну любит наш народ поучать. И для этого вовсе не надо идти в шоу-бизнес, покупать золотые унитазы или эмигрировать. Поучают и здесь, все и везде. В том числе и автор. Вот это, с пафосом: "меньше пафоса". А кто устанавливает меру и судит о его количестве? Рассуждали бы лучше конкретно о предательстве. Ой, что это я? Тоже поучаю!
А баба-яга - против!!! :)
Но если честно, комментарий, по сути, гадкий. Человек просто хочет выпендриться, на самом деле ничего из себя не представляя. Можно было бы разложить по фразам все явные противоречия коммента, но Елена и не подумает осознавать и понимать. Просто так думает. А мысли цельной нет
..у российского народа украли недра ..... ...и основные средства производства.." Вы правы Алексей!!! У нас Конституция 1993 года; ельцинская - "Боже, благослови Америку!". Вот о чём надо скорбить, а не об некоторых из элиты. Элита не только шоу-бизнес, которые получают деньги за свой труд. Элита везде, во всех сферах деятельности.
А мне нравица виликайа пивица Бузава,и у миня есь на видиокасетах весь домдва!
Слава богу , что сбежали, а то уже одни и те же лица так надоели в телепередачах. что телевизор включать не хотелось. Может появятся молодые таланты. которых эта "элита" всё время вытесняла.