Информация о событиях юга России и мира
> Главное Рождественское послание митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, главы донской митрополии, пастырям, монашествующим, клиру, боголюбивой пастве Ростовской-на-дону епархии-2025

Рождественское послание митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, главы донской митрополии, пастырям, монашествующим, клиру, боголюбивой пастве Ростовской-на-дону епархии-2025

Возлюбленные пресвитеры и диаконы! Боголюбивые иноки и инокини! Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю Вас с Рождеством Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Евангелие говорит о том, что пришествие в мир Сына Божия проходило в гуще бурных политических и социальных событий: римский кесарь осуществляет перепись населения, его наместник повелевает иудейским семьям прибыть в города, к которым принадлежат их племена, Ирод Великий, укрепляя свою власть, избивает новорожденных младенцев в Вифлееме. Прагматичный и жестокий мир – занят своими делами, ему не до Христа. На этот удивительный парадокс «вечно занятого человека» обращает внимание Василий Великий: «Что же нам с тобой делать, человек? – вопрошает святитель. Ты не искал Бога пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь».

Из Евангелия мы также узнаем, что Марию и Иосифа по прибытии в Вифлеем разместили в хлеву. По-видимому, они поспели позже своих единоплеменников и постоялые дворы были заняты. Никто не захотел уступить свой угол, каждый заботился только о себе, своей семье, своей поклаже. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, взирая на это, удивляется: «В каком уничижении приходит Бог. Рождается от бедной Девы в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях. Слава мира сего! – возглашает пастырь, – познай здесь, у яслей, свою суету».

Таким образом, повествуя о событиях Рождества Христова, Священное Писание предлагает нам два различных взгляда. С одной стороны, мы видим осуществление великой тайны Боговоплощения: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14); с другой – историю о слишком занятых людях, не заметивших явление Бога.

Для многих и сегодня Рождество Христово, присовокупленное к новогодним праздникам, также остается временем исключительно земных попечений, сосредоточенности на своих собственных делах. Сегодня, как и две тысячи лет назад, одни не замечают Христа, потому что слишком увлечены своими великими проектами, другие не хотят Его пускать в свою жизнь, потому что у них нет места для Него, третьи пытаются убить Его в себе, ослепленные амбициями и греховными привычками. Эту печальную картину безразличия митрополит Сурожский Антоний назвал «одиночеством Бога».

К сожалению, подобное происходит не только в праздничные дни Рождества, но и в другие дни нашей жизни. Погружаясь в малозначительное, мы постепенно теряем великое. У нас нет времени на детей, на родителей, на дела милосердия, на то, чтобы уделить внимание ближнему. А далее – нам уже некогда посетить храм, некогда принести покаяние, некогда причаститься Святых Христовых Таин. И вот, Богомладенцу вновь нет места в нашей «очень занятой жизни». Его уделом вновь становится соломенное ложе в яслях. Подобную суету святой Златоуст называет жизнью, не имеющей «никакой доброй цели», и опыт свидетельствует, что такое бытие неминуемо приводит к печальному итогу.

Подлинный смысл жизни – это Христос, и от того, насколько наше сердце, ум и поступки будут наполнены Им, настолько все наши земные заботы будут иметь должные плоды и успехи. Эту мысль очень точно выразил блаженный Августин: «Если в жизни Бог будет на первом месте, все остальное будет на своем».

В истории целой страны и в судьбе отдельно взятого человека следование данному принципу является залогом добрых свершений. Небрежение же им приводит к катастрофе. Мы можем тратить огромные силы и средства на укрепление, развитие, рост и совершенствование любых жизненных механизмов, но если они будут лишены Бога – все будет тщетно! Об этом из глубины веков напоминает псалмопевец Давид: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Вот почему событие Рождества Христова, с одной стороны – «…великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16); с другой – предупреждение: нельзя чтобы суета отнимала у нас Бога, не может быть Рождество Христово без Христа!

Как же нам среди, казалось бы, таких естественных для нашей жизни забот не потерять Христа? Как на евхаристическом каноне внимать словам «горé имеем сердца», не солгав при этом Господу сердцеведцу?

Святые отцы, умудренные опытом духовной брани, видят выход только в одном – в правильной внутренней установке жизни, в верности Христу на уровне сердца, ума, поступков или даже простого намерения. «Если не можешь идти ко Христу – ползи к Нему. Ползти не в силах? Ляг и лежи в направлении Христа», – поучает древний подвижник. Ему вторит преподобный Варсонофий Оптинский: «Вся жизнь проходит в суете, но не бойся житейских бурь. Приноси покаяние и иди дальше. Только бы шел не останавливаясь. Даже если есть в тебе одно лишь стремление – не бойся, цел твой кораблик и под сенью Креста совершает свое плавание по жизненному морю».

По общему мнению святых отцов, для того, чтобы не потерять внутреннее стремление ко Христу, необходимо прививать себе три важнейших навыка: навык добродетели, навык внимательной жизни и навык богообщения.

Добрые дела должны стать действенной стороной нашей веры. Принимая участие в практической жизни Церкви, мы научаемся препобеждать свой эгоизм, чрезмерную сосредоточенность на себе.

Пример же навыка внимательной жизни дает Сама Царица Небесная. В Евангелии мы неоднократно читаем: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19). Это большой внутренний труд, который предполагает чуткость души и внимательное отношение ко всем событиям и встречам. Данный навык научает нас среди шумов слышать голос Христа, сказавшего о Себе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Наконец, третье – навык личного богообщения. Посещение богослужений и участие в таинствах Церкви должны стать естественными для жизни, а молитва – ее дыханием. Без молитвы и причастия мы не способны ни усвоить опыт добродетели, ни научиться слышать шепот Божественной любви.

Даже первые шаги, предпринятые для приобретения этих духовных качеств, сделают нас более сосредоточенными не на себе, а на Боге. Тогда, по мысли архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «силен будет Господь покрыть немощь стремящихся к Нему людей. Только бы двигался человек, а не топтался на месте».

Пусть же наша жизнь христианская никогда не теряет Своего Основания – Господа Иисуса Христа. «Ибо – по слову апостола – нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Пусть наши стремления и намерения будут посвящены Ему. И пусть вокруг яслей рожденного Богомладенца собираются наши семьи, наши родители, дети, друзья, соратники, чтобы по слову Апостола Бог был «во всем» (1 Кор. 15:28). Именно тогда Рождество Христово станет не просто очередным праздником жизни, а самóй нашей жизнью!

С Рождеством Христовым, дорогие мои! 

+ МЕРКУРИЙ, митрополит Ростовский и Новочеркасский, Глава Донской митрополии 

Рождество Христово, 2025

Ростов-на-Дону

Подготовил

Дмитрий Дейнего

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru