Информация о событиях юга России и мира
> Главное Ростовский театр, который держится на плаву, когда некоторые уже утонули

Ростовский театр, который держится на плаву, когда некоторые уже утонули

Ростовская публика очень благодарная – в наших театрах практически всегда аншлаг, особенно в последние годы.  Билеты нужно покупать за месяц, а то и за два. Конечно, и Пушкинская карта сыграла своё – на спектаклях стало очень много молодёжи. Но и вообще люди истосковались по чему-то яркому, радостному, земному, устали от тревоги, от политических баталий – просто хочется покоя, музыки, хорошей игры актёров. Театр, конечно, успокаивает. Но не только – он даёт огромный эмоциональный заряд, позволяющий банально не сойти с ума от происходящего в мире. Можно сказать, что театр лечит наши израненные души…

Кроме государственных и муниципального театра, а донской столице в прежние годы было немало и небольших частных театров. Они тоже успешно работали, у них был свой зритель. Но времена поменялись, возникли финансовые трудности. Стоимость билетов поднимать – зритель уйдёт, не поднимать – театр уйдёт… И так, и так – мат в два хода…

В общем, разорились наши частные театры – практически все. Некоторые пытаются возродиться, но не слишком успешно. А этот – стоит.

Не сочтите за рекламу – заказа на это не было. Мы и сами открыли для себя театр «Человек в кубе» совершенно случайно – пару лет назад, когда фактически возвратились с того света, тяжело переболев коронавирусом. После болезни, которая вогнала в уныние, поход в этот театр был для нас первым глотком свежего воздуха, причём во всех смыслах – даже в буквальном. Вот наш тогдашний материал – «Театр-impressio в Ростове-на-Дону».

С тех пор в этот театр, который затерялся посреди главной улицы донской столицы мы ходим относительно часто. Почему относительно? Потому что это театр, который требует от зрителя большой душевной работы.

Театр, как нам кажется, держится на плаву, когда другие потонули, за счёт нескольких факторов.

Первый – это его элитарность. Если другие частные театры да и некоторые государственные грешат антрепризами, ставят спектакли кассовые – способные потрафить зачастую вкусу невзыскательного зрителя (ну, там, водевильчики всякие, комедии с шутками ниже пояса, с картинными выкриками и паузами для переваривания несмешных шуток), этот не изменял своим принципам. Сюда приходят люди подготовленные, глубоко любящие культуру и искусство и глубоко же разбирающиеся в них. Для этого зрителя не нужно предисловий – он приходит сюда сразу готовым к восприятию.

Помнится, перед одним из спектаклей в этом театре вышла чтица, которая попыталась несколько неуклюже рассказать про то, что будет происходить на сцене. Ну, чтобы те, кто не в курсе, не чувствовали себя неловко. Проблема лишь в том, что те, кто пришёл на спектакль, были УЖЕ В КУРСЕ, а неловкость испытывали от этой косолапенькой прелюдии.

После ни на одном спектакле мы ничего подобного не видели – и роль древнегреческого хора и его корифея просто вычёркивалась из самого действа, что, несомненно, только шло ему на пользу.

То есть зритель и театр знают друг друга – у них особо тесный контакт.

Вторая причина – камерность. В зрительном зале всего 40 мест. Естественно, что вы почти на сцене, а действо – рядом с вами и в вас. И отсюда проистекает главная причина. И прежде чем рассказать о ней, хочется поделиться впечатлениями о субботнем спектакле.

Это был, как определено в афише, поэтический спектакль о любви – «Рас-стояние…».

Аннотация к самому спектаклю такова:

«У героев спектакля нет имён.

Она – все женщины, а он – все мужчины, которые когда-либо любили и будут любить. Трепетно, нежно, яростно, страстно, самозабвенно. Между ними стихи о любви, чувственные романсы, между ними признания, между ними «РАС-СТОЯНИЕ…»

 В спектакле прозвучат стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Саши Черного и т.д.

Романсы на стихи русских поэтов в обрамлении живой музыки».

Знаете, что напоминает? Ну, что-то вроде дивертисмента или каких-то кустарных, домоделанных выступлений, которые так почему-то любят экзальтированные барышни и о которых с придыханием и как о высшем проявлении искренности говорят: «При свечах!» - ну, то есть камерно и особенно душевно, как считают они.

От таких поэтически-романсовых вечеров тошнит с юности, потому что в подавляющем большинстве случаев всё это скатывается в пошлость, а поэзия, как говорил когда-то Тургенев по поводу другого поэта, там и не ночевала…

В общем, можно сказать, что такого рода спектакли могли бы стать убийственными для любого театра, потому что уносили бы и актёров, и зрителей, повторимся, в пошлость. Если бы не самое главное, что, в общем, и отличает актёров этого театра.

И это – предельная искренность, предельная самоотдача. Помните, у Мандельштама – «Играй же на разрыв аорты!»? Вот так они и играют! И когда слышишь, как говорят актёры, как играют роли, КАК читают стихи, у многих, как говорится, мурашки по коже от такой предельной искренности и глубины видения образа.

Иногда кажется, что и не игра это вовсе, а самая жизнь вот того человека, который сейчас смотрит в зрительный зал. И не верить актёру – нельзя. Да и не все здесь, конкретно в этом спектакле, актёры театра. Но игра - какая игра!

О, эти артисты знают себе цену! Помнится, после одного из спектаклей девушка, игравшая роль, выходила после поклона из зала с гордо поднятой головой и с улыбкой на лице, с таким выражением во взгляде, что становилось ясно: и она сама довольна своей игрой, и любуется собой как бы со стороны, только что не воскликнет – «Ну как же я была хороша! Как же удивительно хороша!»

В этом театре всё держится даже не на мастерстве актёров, а на предельной искренности и обнажённости представляемого образа. Не будет этого – не будет и театра.

Поскольку сам этот театр, конечно, специфичен, понятно, что у актёров нет особых перспектив. Им, при нынешнем положении вещей, не стать ни заслуженными, ни уж тем более народными. Ни особых театральных премий, ни денег они, конечно, не заработают. Только – восхищение зрителей, той по-настоящему культурной элиты Ростова, которая их понимает и благодарит криками «браво!» после каждого спектакля.

Этот театр рождает настроение. Он, повторимся, требует от зрителя большой работы. Сюда не получится прийти и просто отдохнуть. Каждый спектакль запускает работу души – на недели, а иногда и месяцы.

В отличие от некоторых иных театральных постановок, все спектакли этого театра помнишь едва ли не в мельчайших деталях. Потому что это театр импрессионистский – создающий впечатление. Нестираемое впечатление.

Было бы здорово, если бы чиновники от культуры после этой статьи обратили бы внимание на театр «Человек в кубе» и нашли способ его поддержать. Ведь как известно, талантам надо помогать…

Фото с сайта театра и автора материала

Светлана Куприна

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

2 комментария

  • Борис:

    Всё верно!!! Чиновники должны обратить внимание на этот театр, а не просиживать штаны в кабинетах и делать вид, что работают на благо города...

  • In:

    "Сюда приходят люди подготовленные, глубоко любящие культуру и искусство и глубоко же разбирающиеся в них. Для этого зрителя не нужно предисловий – он приходит сюда сразу готовым к восприятию. "-как вы можете судить обо всех? И на каком основании такие выводы? Это ваше сугубо субъективное мнение. Публика там разная, как и везде.
    И спектакли тоже разные. Согласна, артисты очень стараются и выкладываются по полной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru