
Лермонтовский «Маскарад» - драма весьма сложная, в том числе и для её сценического воплощения. В ней очень много аллюзий и конкретных примет того времени, которые искушённый читатель и зритель легко замечает. Возможно, именно в силу этой конкретики пьеса была много раз переделываема в угоду цензуре, но так и не поставлена при жизни Лермонтова.
Сейчас на многих сценах страны и мира она является одной из постоянных в репертуаре - возможно, в том числе, и благодаря использованию узнаваемого всеми музыкального фона гениального Арама Хачатуряна.
Впервые я увидела сценическое воплощение «Маскарада» ещё будучи студенткой - тогда спектакль давали на сцене Ереванского театра оперы и балеты. И меня настолько потрясло тогда и мастерство исполнения, и свет, и музыка, что с тех пор стараюсь, если попадаю, посмотреть пьесу на разных площадках.
Недавно это произошло в Питере - в Александринке, об этом уже рассказывала моя коллега.
К сожалению, спектакль на главной драматической сцене страны мне не понравился. От Лермонтова и его текста там осталось немного - Арбенин представлен каким-то маньяком, что подтверждалось иновременным, иностилевым и вообще чужеродным вкраплением современного монолога о человеке, расчленившем свою возлюбленную из ревности. Возможно, спектакль в такой реализации и казался злободневным в те дни, когда нашумела история с питерским профессором-расчленителем. Но сейчас это уже воспринимается как анахронизм и принижает драматизм лермонтовского замысла. Спасали спектакль только мейерхольдовские декорации, его же драматические находки, а также техническое оформление.
Ну, и, естественно, по возвращении возникло желание посмотреть, как же Лермонтова представили на ростовской сцене.
Вчера мы увидели этот спектакль в нашем драмтеатре.
Делать детальный сравнительный анализ обеих постановок - удел искусствоведов. Я же скажу, что наш «Маскарад» - это классическое воплощение, когда режиссёр и актёры бережно относятся к авторскому тексту.
Да, и здесь немало режиссёрских инноваций, интересны пантомима, образность, игра света и тени. Чуть портит восприятие местная артикуляция некоторых героев, но в целом спектакль хороший, яркий, очень достойный.
К тому же музыкальный фон, в отличие от Александринки (там - "Вальс-фантазия" Глинки звучит по совершенно непонятным причинам, особенно учитывая то, что была написана гораздо позже и первой редакции драмы, и времени действия), выбран беспроигрышный - рефреном идёт знаменитый хачатуряновский вальс в фортепианном и оркестровом исполнении.
Ещё раз подчеркну роль света в ростовской постановке - редкая сценическая находка!
Мы стали чаще ходить в наш драмтеатр - и в последнее время попадаем всё на хорошие спектакли. Теперь вот в копилке приятных впечатлений ещё один…
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.