Как-то незаметно, но яростно в Ростове увеличился спрос на искусство. В театрах, на экскурсиях, на выставках - аншлаги, записываться и брать билеты нужно весьма заранее.
Вот и театрами начал прирастать наш город. Не будем брать три крупных (Музыкальный, Трактор и Молодёжку) - и маленьких театров стало больше. Это и «Макаронка», и «Человек в кубе», в галерее «Ростов» иногда играют, в «Шолохов-центре», даже в краеведческом и художественном музеях. А то вот недавно совершенно случайно наткнулись на афишу театра-студии Ханжарова «Театр161».
Удобным по времени оказался для нас чеховская пьеса-шутка «Медведь».
Как-то нас уже давно не отпускает «чеховское» настроение. В последние годы и месяцы мы пересмотрели все постановки по пьесам Антона Палыча в Таганрогском театре, в Ростовской драме, а «Три сестры» так смотрели не только в каждом нашем театре, где её ставили, но и в БДТ. Переслушали Анри Труайя и Дональда Рейнфилда, перебывали в большинстве чеховских музеев страны и в памятных местах, «нашли извозчика и поехали в Ореанду», на водах ходили на "Даму с собачкой" - в общем, погружение полное.
А тут ещё на днях посмотрели фильм «Братья Ч»… В общем, «Медведь» так «Медведь».
Понятно, что не всё, что писал Чехов, было великим и гениальным. Нужно было, особенно в юности, вытягивать из нужды и нищеты не только себя, но и всю семью. Оставленный один в Таганроге после спешного бегства от кредиторов в Москву Павла Егорыча со всей семьёй, Антон-гимназист жил на птичьих правах в недолго бывшем единственном собственном доме Чеховых (ныне музей на Розы Люксембург,77, в Таганроге) - тем, что давал уроки сыну нового домовладельца. И при этом он, ещё далеко не совершеннолетний, умудрялся не только прокормить себя и выкроить деньги на театр, но и что-то регулярно отсылал нуждающимся «москвичам».
Да и потом, когда уже переехал в Москву, ему приходилось тянуть всю семью, зарабатывать на жизнь, и не только и даже не столько врачеванием, сколько литературным трудом, когда платили сначала по шести копеек за строчку, потом по восьми…
Многое писал Чехов именно ради денег. И одноактную пьесу-шутку - именно для этого.
Стоит сказать, что потом эта самая пьеса ставилась и шла с огромным успехом в десятке крупных городов России и принесла писателю едва ли не самый большой доход среди всех творений. «Мой «Медведь» следовало бы назвать «Дойной коровой», - шутил сам автор.
Пьеса лёгкая, слегка пошловатая - написана, в общем, на потребу публики, также под актёров не только великих, но даже и самодеятельных. Понятно, что далеко не во всех тогдашних провинциальных театрах могли сыграть и просто понять «Чайку», «Три сестры» или «Вишневый сад», а вот «Медведя» - пожалуйста! Даже сосланная в Тобольск царская семья играла эту пьесу, пытаясь развлечь себя. Роль помещика Смирнова сыграл сам Николай II.
В общем, шли мы на постановку больше даже не для того, чтобы посмотреть на игру актёров, а чтобы увидеть сам этот недавно образованный и многим ещё неизвестный театр.
Сам театр расположился на третьем этаже здания на пересечении Газетного и Донской - входишь во двор и по лестнице на третий этаж. Здесь просторная комната переоборудована под зрительный зал, который плавно перетекает в сцену, а действие проходит в непосредственной близости к зрителю. Весь зал - кажется, ряда четыре ярусом, мест на тридцать с хвостиком. В плане декораций, естественно, минимализм.
Началось представление с некоего интерактива, что практикуется иногда в наших театрах, но всё-таки воспринимается как экзотика. Странным и неожиданным был «приветственный дринк» - ну, видимо, чтобы зритель расслабился и не судил слишком строго.
Не будем разбирать здесь игру актёров. Скажем одно: и так тоже можно сыграть. Чехов ведь многогранен.
Интересны задумка, обрамление, аллюзии на другие чеховские произведения. Сама же пьеса пошловата - и сыграли её соответственно, претензий нет. Хотели бы высокого искусства - пошли бы на «Гамлета».
Но вот что интересно: после спектакля мы весь вечер его обсуждали. А самое главное - вспоминали Чехова.
Когда уходили со спектакля, режиссёр этого маленького театра, заслуженный артист России Николай Ханжаров (он же создатель театральной студии на Будённовском) попросил рассказать о том, где побывали, 4-5 своим друзьям.
Мы решили рассказать тысячам…
Фото автора
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.