Унизительные краткосрочные контракты с профессорско-преподавательским составом планируют запретить законодатели России.
По данным мониторинга, не менее 20% «эффективных» трудовых контрактов с педагогами вузов в России заключается на срок 1 год или менее. Первый шаг для прекращения этой порочной практики сделан.
23 декабря 2019 г., на заключительной в 2019 г. году сессии Совета Федерации, сенатор от Ростовской области Ирина Рукавишникова сообщила о найденных решениях в сфере применения «эффективных контрактов» в высшей школе России, а также прекращения дискриминации профессорско-преподавательского состава путем заключения с ними контрактов на год и менее. Соответствующее поручение 23 октября 2019 г. давала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
- В феврале 2020 года Министерство науки и образования направит в организации высшего образования методические рекомендации по оформлению «эффективных» контрактов, где будет отмечена необходимость всестороннего учета деятельности преподавателя, а не только научной и публикационной активности. И самое главное: вузам будет рекомендовано исключать практику суперсрочных трудовых договоров на срок менее года и год, а заключать контракты на более продолжительный период, в частности - на срок реализации образовательных программ. Результаты мониторинга по этим вопросам будут представлены в апреле 2020 года, - сообщила Ирина Рукавишникова.
Несколькими днями ранее в Министерстве науки и высшего образования РФ прошел «круглый стол» по данным проблемам, на котором были озвучены результаты проведённого министерством мониторинга реализации механизма «эффективного контракта». В мониторинге участвовало 247 образовательных организаций высшего образования, подведомственных федеральному министерству.
Мониторинг показал, что в «эффективных контрактах» образовательные организации высшего образования не акцентируют внимание на показатели оценки качества образовательной и учебно-методической деятельности, которые являются основным критерием непосредственно педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. При этом параметры результатов научной деятельности составляют 48%, рейтинговые показатели - 18%, публикационная активность - 17%.
Это устойчивая практика необоснованного заключения трудовых договоров с педагогическими работниками сроком на 1 год (по основному месту работы). Бессрочные трудовые договоры, которые предусмотрены сейчас Трудовым кодексом, или договоры на более длительный срок в вузах сейчас практически не заключаются. Это ставит профессорско-преподавательский состав вузов в положение крайней неопределенности, не позволяет им планировать собственную жизнь и карьерную траекторию, брать ипотечные кредиты и т.д. Данная проблема требует корректировки именно норм Трудового кодекса.
- Сейчас нами разработан соответствующий законопроект, он уже прошел юридическую экспертизу. Возможно, представители профильных министерств предложат и другие варианты законодательного регулирования. Может быть это будут и поправки в закон об образовании. Мы готовы выслушать мнения и проработать все варианты, главное – поставить законодательный заслон краткосрочным трудовым контрактам, - добавила Ирина Рукавишникова.
Участниками круглого стола отмечено, что с учётом определения объёмов финансирования на длительные периоды (на срок реализации образовательных программ соответствующего уровня), представляется целесообразным образовательным организациям высшего образования также заключать трудовые договоры с научно-педагогическими работниками на более продолжительные периоды времени, сопоставимые со сроками реализации образовательных программ.
По итогам круглого стола решено, что Министерство науки и высшего образования РФ в срок до конца февраля 2020 г. подготовит и направит в образовательные организации высшего образования методические рекомендации по оформлению «эффективных контрактов» с педагогическими работниками.
- Острая проблемная сфера – это модель эффективных контрактов, введенная в вузовскую практику, по сути, по собственному разумению руководства самих вузов. Профильным министерством в свое время так и не были приняты методические рекомендации по оформлению эффективных контрактов в образовательных организациях. В связи с этим в вузах сформировалась произвольная практика локального нормотворчества, которая имеет целый ряд недостатков (в частности, это приоритет в стимулировании научной, а не педагогической деятельности преподавателей, отсутствие мер их социальной поддержки, увеличение академической нагрузки педагогов и другие), - отметила по этому вопросу Ирина Рукавишникова.
Кроме того, в срок до конца апреля 2020 г. министерство проведет дополнительный мониторинг содержания «эффективных контрактов», заключаемых с научно-педагогическими работниками подведомственными ему образовательными организациями высшего образования.
Алексей Гриценко
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.