Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура От кого и как нужно защищать детей?

От кого и как нужно защищать детей?

Дети – это наше всё. Поэтому любой нормальный взрослый старается дать своим детям всё самое лучшее. Но почему-то в последнее время  я начала сомневаться, что современные родители понимают, что такое это «лучшее».

Одни мои родственники затаскали 5-летнего ребенка по разным развивающим секциям, искренне считая, что «у ребенка не должно быть свободного времени». Другие приводят ребенка из детского сада, дают в руки планшет и требуют, чтобы он не мешал взрослым. А на мои робкие намёки, что, мол, с малышом нужно же поговорить, расспросить, что было в садике, «замученная бытом» мамочка искренне вопрошает: «Да о чём с ним разговаривать?». Это нормально?

Один папа вымуштровал 9-летнюю дочку для поступления в университет. И это бы еще ничего, если бы девочка осваивала какие-то науки, где могла бы приложить свои развитые папой по китайской методике способности к мнемонике (запоминанию). Но нет, ПАПА РЕШИЛ, что дочка будет психологом и будет консультировать взрослых людей, решая их жизненные проблемы. Что может знать об этих проблемах ребёнок, даже заучивший все учебники по психологии? Я уже не говорю об отсутствии авторитета и доверия к психологу в этом случае, без которого психологическая помощь в принципе невозможна. Да и ведёт себя этот папа в обществе часто так неадекватно, что некоторые педагоги говорят, что бедную девочку нужно защищать от собственного отца. Это нормально?                                                                  

Другие отцы избивают, насилуют и даже убивают своих детей (дикий случай произошел на днях у нас в Ростове)… Почти каждый день читаем подобные новости. И вроде бы есть специальные службы, которые должны следить за благополучием детей, но и тут всё не слава богу. В одних случаях органы опеки с драками и скандалами выдирают из рук матери заходящихся в истерике детей из-за текущей крыши. В других – годами не посещают детей алкоголиков и прочих маргиналов. Есть (положено по штату, по крайней мере) школьные психологи. При этом участились случаи буллинга школьников, а при выявлении изнасилованной девочки оказывается, что отец (отчим, дедушка) насиловал ее много-много лет… Это нормально?

В школах – многолетние перегрузки детей науками, уроками, репетиторами. При этом детей не учат больше рассказывать-пересказывать, писать сочинения и учиться выражать свои мысли. Не учат трудиться, убирать за собой в классе, поддерживать порядок в столовой. Не развивают мелкую моторику, которая прямо влияет на умственное развитие – уроки труда сводятся к исполнению родителями никому не нужных поделок. Убрали уроки черчения. Да порой кажется, что из школьного образования убрали всё, что может пригодиться человеку в жизни. Это нормально?

А ужасное ЕГЭ? Меня всегда возмущала даже система допуска ребенка на этот экзамен. Обыски, камеры, металлодетекторы… Как в тюрьме, ей-богу! А ведь экзамены сдают и студенты, и взрослые при повышении квалификации, – но где ещё есть такие унизительные строгости при входе в экзаменационное помещение? А сколько «копий сломано» при обсуждении необходимости ЕГЭ и вредности как самого тестирования, так и двухлетней рвущей жилы у ребенка и родителей натаски для этого тестирования! И вот –  заговорили вдруг об отмене Болонской системы, принесшей это самое ЕГЭ. Я, было, обрадовалась. Ан, нет, буквально через неделю сказали, что систему отменят, но речи об отмене ЕГЭ не идёт…

Собрались возрождать пионерию. Я с интересом было начала читать предложения взрослых. И что же? Никто не предлагает вернуть субботники и уборку класса. Никто не предлагает вернуть шефство над отстающими учениками, «вожатство» в младших классах, помощь ветеранам. Зато первым делом хотят вернуть галстуки и поднятие флага в школах, заформализованные пионерские линейки… Мол, это вдохнёт в детей патриотизм. Это нормально? 

Тут недавно кто-то посетовал, что с улиц донской столицы исчезли дети, которые засели дома за компьютеры. Сразу налетели опровергатели: мол, нет, неправда – вот по нашей улице ходят, всё в порядке. Но речь-то в статье о другом шла: сейчас не увидишь ватаги детворы, играющей во дворе. Да, идут на детскую площадку малыши за ручку с мамой. Да, пробегают некоторые подростки в магазин или к бабушке с пирожками. И всё. А в моем детстве мы забегали летом домой на 10 минут схватить какой-нибудь бутерброд – и бежали на улицу к друзьям. Не было у нас огороженных детских площадок и супер-пупер качелей, а все находили себе интересные занятия. А с современных улиц исчезли крики счастливой, играющей детворы…  

И кстати, о самих детских криках. Где теперь кричат современные дети? Ну, например, в аквапарке. И ладно бы, в детском бассейне, но нет – они кричат в сауне, где отдыхают взрослые. Только расположишься помедитировать, тут же заходит семейство с парой малышей, которые начинают орать над ухом, как резаные поросята. И родители не останавливают их, не объясняют, что в местах, где люди отдыхают, кричать нельзя. Эти же родители не объясняют детям, что на пляже нельзя бегать по чужим полотенцам. Поэтому невинные дети получают от окружающих долю злости, которая, конечно же, должна быть направлена на невоспитанных родителей. И воюют бесконечно «яжематери» с враждебным миром, защищая своих невоспитанных «этожеребёнков». Это нормально?

Можно ли воспитывать детей иначе? Конечно можно! Моё поколение твердо в этом уверено, потому что нас – и мы ещё! – воспитывали с требованиями и запретами. Ни я, ни мои дети – сын и дочь – никогда не повышали голоса в общественных местах и не мешали окружающим. А меня, например, моя мама даже отказывалась усаживать на сиденье в автобусе, отказывая сердобольным бабушкам: «Она большая, постоит!», - и я, гордая от взрослости, стояла. И сейчас, уже на пенсии, по привычке вскакиваю и уступаю место, если в автобус входит пожилой человек. А вокруг сидит молодежь, уткнувшись в телефоны…

Моя соседка, имеющая трёхлетнего сына, с гордостью заявила, что воспитывает его по японской системе. И она рассказала мне, проработавшей в педагогическом журнале несколько лет, что «в Японии детям разрешают всё». Я ей в ответ объяснила, показав в интернете, что разрешают далеко не всё. Да, нет запретов на эмоции, на познание мира (отсутствует «туда не ходи», «не бегай», «это не трогай»), на свои желания-не желания (не хочешь гулять – посидим дома, не хочешь делиться своей игрушкой – твоё право). Но при этом и взрослыми, и детьми чтится строгий японский этикет, и японский ребенок не станет орать в сауне… Однако мои объяснения никак не повлияли на соседку – от слова совсем. Думаю, потому, что воспитание требует труда, моральных и умственных усилий. А она не готова на такие траты. Куда проще купить сыну сотого динозавра и включить ему компьютер с мультиками. И можно спокойно сесть на кухне, попить кофейку и почистить ноготки… Вот и вся «японская система». Это нормально?

Давеча была я в обеденное время в одном магазине. Только начала с интересом рассматривать новинки, как над ухом заорал ребенок. Смотрю: молодые мама с папой и орущая девочка. Я сначала подумала, что ребёнок что-то выпрашивает купить и сейчас будет истерика. Но нет, папа девочку спросил, что она хочет, но она только продолжала плакать, то тише, то громче. А папа, как заводной продолжал изредка спрашивать: «Что ты хочешь? На ручки? Нет? А что?». Но девочка плакала и плакала. При  этом на улице в тот день была непонятная погода (вроде и тепло, но не очень), и поэтому ребёнок был в куртке, которую родители в магазине даже не подумали расстегнуть. И вот – ребенок плачет и плачет, ей, наверное, жарко, или хочется спать, или она устала, или голодна… А что же родители? А они неспешно гуляют вдоль рядов, рассматривают товары! То, что их ребёнку плохо и девочка мешает окружающим, им, похоже, даже не приходит в голову. При этом папа хоть время от времени обращает внимание на дочку, а мама вообще индифферентна (это точно была мама, потому что папа спросил: «Пойдешь к маме на ручки?»). Я уже обошла весь магазин под детские крики и, поравнявшись опять с семейкой и услышав очередное папское «Что ты хочешь?», не выдержала и тихо сказала: «Ей, наверное, плохо, выведите её на улицу, сколько можно издеваться над ребёнком и над нами!». На удивление, папа, который, оказывается, ждал команды, быстро схватил девочку на руки и пошёл к кассе. Но ещё на большее моё удивление, старушка, которая тоже «гуляла» в этом магазине, обернулась ко мне и успокаивающим МЕНЯ голосом заявила: «Ну это же ребёнок!». Что она этим хотела сказать? Что если ребёнок, то на его потребности родителям можно наплевать? Или что я должна спокойно смотреть на долго плачущего ребёнка, на которого родители не обращают внимания?

В общем, не знаю, кому как, но мне, вспоминающей своё счастливое детство и активную пионерско-комсомольскую юность, бесконечно жаль нынешних детей с их единственным идолом – телефоном с соцсетями, с их не в меру требовательными или всё разрешающими от отсутствия внимания родителями. И каждый год 1 июня вместо радости от, казалось бы, праздника, лично я испытываю грусть: как же трудно современным детям!

Екатерина Славская

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru