Информация о событиях юга России и мира
> Главное Оригинальное решение жилищного вопроса – пещерный город Чуфут-кале в Крыму

Оригинальное решение жилищного вопроса – пещерный город Чуфут-кале в Крыму

Начиная с древнейших времён, люди очень тщательно выбирали места для своего массового поселения. Во-первых, поблизости  обязательно должны были находиться источники воды, даже лучше, если непосредственно рядом с селением протекала река или находилось озеро.

Во-вторых, место для города должно было обладать естественными географическими преимуществами для его защиты от любых захватчиков. Наконец, в-третьих, поселение должно было лежать вблизи от массовых торговых путей, чтобы богатеть и развиваться.

Многие самые древние наши предки селились в природных пещерах, защищавших их от непогоды, холода, дикие животных и врагов. Позже человек сам научился строить города и возводить вокруг них стены. Но все это не мешало отдельным народам соединять умение использовать имеющийся природный ландшафт и собственные навыки в сфере строительства.

Яркий пример этому – один из многочисленных, но наиболее хорошо известных и сохранившихся, один из самых легкодоступных для путешественника пещерных городов Крыма – город Чуфут-кале.

Как рассказал нам наш экскурсовод, подобных городов в Крыму насчитывается десятки, если не сотни. Но большинство из них либо практически полностью разрушены, либо труднодоступны для посещения.

Город Чуфут-Кале расположен примерно в 3 километров от Бахчисарая и в километре-полутора от горного Свято-Успенского мужского монастыря.

Добраться до него можно двумя путями: либо арендовать в Бахчисарае джип и подняться на красивую площадку перед Восточными городскими воротами, а потом посмотреть весь город, либо пройти через монастырь, подняться по хорошо протоптанной тропинке ко входу в город с западной стороны и сразу начать осматривать его не с «парадного входа», а, что называется, непосредственно изнутри. Мы шли именно этим путем.

Еще в лесной чаще, неподалеку от монастырских стен, тропа уходит чуть вверх и вправо. Это – дорога к кладбищу жителей города Чуфут-кале. Но мы решили не осматривать гробницы, а пойти в сам город, где люди довольно долго жили совсем иначе, чем привычно нам.

Мы спокойно поднимаемся в гору по достаточно пологой тропинке, любуемся цветами и травами, лежащими впереди великолепными скалами. У подножия одной из них отчетливо видны углубления в мягкой породе, совершенно очевидно – рукотворные. Это и есть пещерные «квартиры» с обвалившейся от времени внешней стеной.

На входе в город Чуфут-кале касса устроена прямо перед древними городскими воротами. Посещение стоит совсем недорого: 200 рублей – взрослый билет, 150 рублей – пенсионный, 100 рублей – детский (с 16 до 18 лет, более юные проходят бесплатно). Проводятся и экскурсии для групп от 15 человек.

Если верить историкам, то первое поселение возникло здесь из-за явных ландшафтных преимуществ в V-VII веках новой эры и было заселено гото-аланами, имевшими тесные связи с Византией. К сожалению, строения той эпохи до наших дней не дошли, но в низине под крепостью археологи обнаружили некрополь, относящийся к столь давней старине.

Письменная история города начинается с 1254 года. Тогда он назывался Кырк-Ер (в переводе с крымско-татарского – «Сорок замков»). И действительно, вырубленные в мягкой скальной породе просторные «одноэтажные» и «двухэтажные» дома, многие из которых имеют по несколько комнат и подсобных помещений, со стороны очень легко принять за замки.

Долгое время город, расположенный практически на вершине скалы (высшая точка – 581 метр над уровнем моря), два склона которой практически отвесны и неприступны, никем завоеван не был. Он процветал, т.к. лежал между двумя торговыми путями (по ущельям Марьям-дере и Ашлама-дере) – на дне тех самых отвесных склонов скалы.

Но в 1299 году Кырк-Ер был покорен ордынским эмиром Ногаем. В XIV веке здесь было разрешено селиться караимам (религиозная группа, исповедующая религию, сходную с иудаизмом), и впоследствии (к концу XVII века) они стали основным народом города. Дело в том, что им только здесь и разрешалось селиться.

Тогда же город получил свое последнее название – Чуфут-кале (один из вариантов перевода – «двойная крепость», другой – «еврейская крепость»). После снятия запрета на расселение, в конце XIX века, город оставили последние жители.

В 1437 году здесь была похоронена дочь хана Тохтамыша (в 1382 году он сжег Москву, но вскоре поднял меч против своего покровителя Тамерлана, был разбит, и звезда его закатилась) Джанике-ханым, которая, вполне возможно, правила городом порядка 17 последних лет своей жизни. Ее усыпальница-мавзолей прекрасно сохранилась и доступна для осмотра.

Взрослые и ребятня, едва пройдя через узкие городские ворота, разбредаются по немногочисленным улочкам, перебираясь из одного жилища в другое, веселятся, фотографируются. Место действительно к тому располагает.

Несколько выше от ворот, если идти по Кенасской улице, расположены несколько надземных, вполне понятных нам строений. Одно из них – Большая, или Соборная, кенаса (караимский храм), возведенная в XIV веке. Рядом – Малая кенаса, построенная примерно через 400 лет. Между ними есть небольшой дворик.

Отдельные «квартиры» впечатляют своими размерами, благоустроенностью, фигурными окнами. Даже в летний зной в них прохладно.

Главная улица упирается в еще одни ворота. Особенно примечательна сама дорога. Понятно, что породы здесь мягкие. Но какое же количество тяжело груженных телег с деревянными колесами должно было здесь проехать, чтобы оставить на ней – в камне! – столь глубокие колеи?

Место – потрясающее. Рекомендую здесь побывать.

Алексей Гриценко

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru