Помните такую сентиментальную песенку, которую исполняла, кажется, Наталья Штурм?
И вот уже теперь точно окончен школьный роман. И не только он, но и всяческие волнения по поводу поступления, валерьянки, истерики и прочее. Сегодня у всех выпускной, и уже ясно: кто поступил, тот поступил. Кто не поступил, но очень хотел, тот заплатит и всё равно поступит. Ну, а кто не хотел, тот ищет своё место в жизни без образования. И не факт, что устроится хуже.
К сожалению, сейчас диплом о высшем образовании совершенно не гарантирует трудоустройства, и это самый главный парадокс нынешней системы обучения. Но об этом позже.
Есть такие любопытные данные. В России (РСФСР) в конце 1927 года было 90 вузов, в которых училось 114,2 тыс. студентов. К 1940 году число вузов возросло до 481, а численность студентов в них составила 478,1 тыс. человек, т.е. за 13 лет она увеличилась более чем в четыре раза. В 1960-е годы численность студентов в РСФСР достигла 1,5 млн человек, в 1980-е годы уже превысила 3 млн, но к 1990 году несколько сократилась – до 2,8 млн студентов.
В 1996 году, когда принимался Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодатель, видя, что численность бюджетных мест для студентов снижается, даже установил для нее минимальный порог в 170 человек на 10 000 человек населения России, что тогда равнялось примерно 2,5 млн человек.
В 2000 году в 965 вузах Российской Федерации (государственных было 607) обучалось уже 4,7 млн студентов, из них 2,6 млн – на бюджетной основе. Пик студенческого контингента в 7,5 млн человек пришелся на 2008 год, который стал годом «великого перелома», - с этого времени число студентов в силу демографических причин начало стремительно убывать. В 2014 году в российских вузах уже училось 5,2 млн студентов, из них всего 2 млн – за счет бюджетных средств.
Данных по этому году пока ещё нет, но известно, что, например, в 2021 году в вузы России поступило почти 1,2 миллиона первокурсников. Годом ранее их было меньше — 1, 125 миллиона. В 2020 высшее образование в России получали 4 млн человек. Причём, по статистике ВШЭ, количество студентов за последние 15 лет снизилось на 59% — с 7 миллионов человек в 2006 году до 4 миллионов в 2020.
Именно быстрый рост студенчества в конце 1990-х и в 2000-е годы породил представление о том, что «высшего образования» в России стало «слишком много». Однако количество студентов с каждым годом неуклонно снижается – из-за демографической ямы нулевых годов.
На сегодняшний день в России примерно 4 млн студентов, из них, по статистике, порядка 60% - так называемые «платники», на которых государство не тратит деньги, а обучение оплачивают либо сами студенты, либо их родители. Итого чисто бюджетников остаётся менее 2 млн человек.
Свежих данных нет, но, например, пару лет назад в среднем по стране (в столицах – больше, в глубинке – меньше) на обучение одного студента государство выделяло порядка полумиллиона рублей в год. То есть «стоимость» одного диплома для российских налогоплательщиков (а госбюджет – это наши с вами деньги) составляла примерно 2,5 млн рублей. Если помножить на количество бюджетников и учесть инфляцию, получится фантастическая сумма – внимание! – в 5 000 000 000 000 (триллионов!) рублей. И если учесть, что число трудящихся граждан (не экономически активного, а именно работающего населения) в среднем по России составляет менее 70 млн человек, то для каждого работающего «стоимость» одного выпускника вуза составит около 80 тысяч рублей. Конечно, бюджет страны – это не только НДФЛ, но и другого рода налоги, выплаты и отчисления, но всё это опосредованно – зарплата и имущество жителей. И хоть данные расчёты грубоваты, но они очень показательны.
Вот скажите: для чего нам финансировать обучение студента, который потом не пойдёт работать по специальности, а будет либо дома сидеть, либо заниматься совсем не тем, на что его учили? Ну не абсурд ли?!
По информации кадрового центра ЮНИТИ, самыми востребованными специальностями в экономике России на сегодняшний день являются программисты (что вполне понятно) и инженеры, причём инженеры любые – от строительства до экологии. На третьем месте по востребованности идут врачи, далее – педагоги, консультанты (с высшим, как правило, техническим образованием), научные сотрудники.
Наименее востребованными являются менеджеры по проверке документов заемщиков, специалисты по выдаче/оформлению кредитов, специалисты по ценным бумагам, инвестиционные аналитики, специалисты по работе с недвижимостью (агенты по продажам), рекрутеры, менеджеры по обучению, тренинг-менеджеры, менеджеры по развитию (новые проекты), менеджеры по рекламе, PR-менеджеры.
Обратите внимание на то, что наиболее популярная у студентов (по крайней мере – у платников) профессия менеджера становится всё менее востребованной.
Уже давно нет в шорт-листах актуальных вакансий юристов и экономистов, хотя и те и другие, если это специалисты высококлассные, весьма ценятся, но – так сказать, штучные экземпляры.
К сожалению, уходит в прошлое и профессия журналиста: здесь пройден путь от высокого искусства до банального рерайта (переписывания чужих новостей). И это – объективный процесс. С развитием высоких технологий скорость подачи новостного контента становится важнее качества новости. Действует принцип «кто первый». И пока, допустим, журналист будет ездить на освещение каких-то событий, потом осмысливать эти события, писать материал, какой-нибудь пострел оперативно выложит в соцсетях коротенькую информацию, её подхватят, обсмакуют, разнесут. А к тому времени, когда выйдет добротная статья журналиста, тема будет уже никому не интересна, разве что несколько человек оценят мастерство автора.
Я вот пишу длинные статьи и знаю, что многие пока это читают. Но в то же время прекрасно понимаю, что пройдёт 2-3 года, ну, может, 5-7 лет – и люди просто перестанут читать. Время такое – быстрое и неумолимое. Человеку уже некогда остановиться и прочитать что-то длиннее одного абзаца какой-нибудь новости. Некогда думать, и в конце концов – некогда жить…
Человек вроде бежит куда-то, скачет, торопится, пытается всё успеть, а эмоционально ничего не переживает. И дни проходят однообразно, не запоминаются. Оглянешься – и вспомнить нечего…
Ну, это так – отступление. Но родителям и выпускникам (хотя бы будущих выпусков) стоит задуматься, перед тем как выбирать профессию. К сожалению, и многие родители теперь не советчики. То, что некоторым кажется достойной работой, на самом деле уже давно ушло в архив.
Вот ряд любопытных фактов. По данным аналитиков, 100-150 тысяч выпускников вузов этого года могут прямиком отправиться на биржу труда. Больше всего безработных со свеженькими дипломами ожидается в Южном и Северо-Западном федеральных округах – по 13 процентов от общего числа молодых специалистов, в Дальневосточном федеральном округе – 12 процентов.
Однако эти цифры усреднённые, и не могут устроиться на работу гораздо больше выпускников – в зависимости от специальности, которую они приобрели.
Так, около 10 процентов выпускников ЮФУ сразу не могут найти работу по специальности. Но трудоустроиться могут – марка университета очень высока. К примеру, только 40 процентов физиков-теоретиков находят место по специальности. Хотя с успехом работают программистами.
Хуже положение у историков, филологов. Но этих специалистов с удовольствием берут на работу административные органы. Могут быть трудности у выпускников бывшего пединститута, который давно уже входит в состав ЮФУ, хотя учителя на юге России нужны. Но нет для них жилья. Молодой специалист должен отдать 2-3 тысячи за аренду квартиры, а его зарплата – 7-8 тысяч.
Среди дончан, заканчивающих вузы, ходит шутка: «Встретимся на кассе в «Магните!» И это – горькая правда, потому что очень многим выпускникам приходится поступать подобным образом.
Я наблюдаю за несколькими выпусками из сельских школ. Так вот. Подавляющее большинство ценой невероятных усилий, собственных и родительских, получили высшее образование, к сожалению, работают (если вообще работают) не по специальности.
Вообще, студенты поняли: хочешь выжить на рынке – нужны дополнительные знания. Почти все выбирают какие-то спецкурсы и программы, включая платные. И иногда это дополнительное образование становится основой будущей профессии.
Сейчас востребованы специальности, находящиеся на стыке профессий. Так, например, тот же менеджер должен владеть свободно хотя бы одним из языков, а переводчику трудно устроиться на работу без глубоких знаний в одной из отраслей экономики. Специальности в чистом виде перестали интересовать работодателя. Ведь если один человек обладает различными навыками и знаниями, можно сэкономить на оплате труда.
Конечно, многих ребят из районов области просто жалко. Обеспеченных семей очень мало. И если не получилось поступить на бюджет, приходится учиться платно. Родители тянутся из последних сил, дают образование. А потом что? Устроиться в своём городке или селе весьма проблематично. Здесь не так много «высокотехнологичных» рабочих мест, и все они, как правило, заняты. Устроиться можно только случайно или по великому блату. Будем откровенны, это так. А если не получилось? Ростов? Москва?
Я знаю многих жителей донской глубинки, которых ни Ростов, ни Москва, ни Питер не приняли. Ведь нигде не ждут с распростёртыми объятьями, приходится преодолевать неимоверные трудности. И хорошо, если у родителей есть возможность приобрести или оплачивать квартиру в том же Ростове. Но не могут же они детей своих содержать до пенсии!
Представьте: средняя зарплата в Ростове – порядка 35 тысяч рублей, у большинства молодых специалистов после вузов она гораздо ниже. А стоимость аренды однокомнатной квартиры – как минимум 15 тысяч рублей + коммуналка. И молодому человеку приходится подыскивать подработки, недосыпать. А если хочет сэкономить, пытается делить квартиру по-студенчески – ещё с кем-то. И в результате получается что-то страшное. Я видел в Ростове такие лежбища, куда снимающие квартиры приходили только на ночь. Грязь, вонь, алкоголь, сомнительные личности…
Ну, и надолго хватит терпения при такой жизни? А ведь мечты были радужные, пока учился!
Конечно, кому как повезёт. Есть редкие прекрасные исключения, когда человек сразу устраивается работать по специальности и всё у него, как говорится, чики-пики. Такое чаще всего случается у детей весьма обеспеченных родителей, но не факт. Знаю и нескольких ребят из очень бедных семей, которые, как говорится, попали в струю, неплохо зарабатывают и даже помогают своим родителям, живущим в районе.
Но вот я что думаю. Государство (а государство, как известно, это мы) тратит огромные деньги на образование, а на выходе специалисты оказываются ненужными! И разве можно назвать правильной такую политику?
Как это было раньше, все вузы должны оказывать помощь выпускникам в поиске работы. Но это не только список вакансий. Основная задача – научить выпускника искать работу. Или снова ввести систему распределения. Что будет весьма справедливо.
Кстати, в райцентрах области уже много лет выдают целевые направления на обучение – так, например, укомплектовываются докторами больницы.
Отдельные хозяйства платят дополнительные стипендии студентам сельхозвузов, чтобы получить агрономов, инженеров-механиков, зоотехников. Привлекают будущих выпускников и предприятия добывающей сферы. Однако этого явно недостаточно.
У государства должна быть чёткая стратегия развития экономики, на основе которой должен формироваться государственный заказ на специалистов с высшим образованием. Судя по всему, у государства на данном этапе такой стратегии нет. И получается, что Россия тратит безумные деньги на то, чтобы оплачивать обучение в вузах для будущих продавцов кваса, дворников, охранников, сторожей или курьеров. Ничего не имею против этих профессий. Другое дело, что для них высшее образование совсем не нужно. А ведь многие отрасли экономики просто задыхаются от отсутствия квалифицированных кадров. И совершенно непонятно, почему это всё никто не регулирует.
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
2 комментария
И мне не понятно, почему это никто не регулирует. И интересно. Потому что лет 15 назад (!) я писала на эту тему статью с такими же рассуждениями чиновников от образования. С тех пор изменений ноль. Хотя тысячи чиновников в статьях от журналистов продолжают все эти годы возмущаться. Я понимаю вузовское лобби - вузы превратились в коммерческие организации без ответственности за судьбу выпускников и просто делают деньги. Но почему молчат столько лет Минфин и Счётная палата, взваливая все свои беды только на пенсионеров? Вузовское лобби такое могущественное? Почему инженеры и врачи идут в Магнит, а не на свои рабочие места? 70-летние бабушки вынуждены принимать в поликлиниках, а молодые врачи все в Магните? Дело в маленькой зарплате и отсутствии льгот для молодых специалистов? Но ведь и в Магните этого нет! Ларчик просто открывается - работа специалиста с высшим образованием сопряжена с работой мозга, инициативностью и ответственностью. Именно этого и боится молодое поколение. Легче посидеть на кассе 12 часов. Раньше, при системе распределения, выпускников заставляли "пробовать" работать, и многие за три года втягивались, привыкали к ответственности, и продолжали работать. Сейчас этого нет, вот ребята и боятся нормальной работы, идут в менеджеры, мальчики-девочки на побегушках. Распределение необходимо, только об этом уже писано-переписано... Но вот о том, что слишком много молодых людей получают высшее образование, я не жалею ни секунды. Я бы отдала все деньги и вообще всех гнала в вузы. Потому что это - повышение культурного уровня, "лишняя" работа мозгов, которой сильно не хватает, это перепрыгивание "через себя" для нашей инфантильной молодёжи, расширение общественного самосознания и личных рамок, и ещё куча всего. И для меня не страшно, что женщина с дипломом останется домохозяйкой - она будет совсем по-другому воспитывать своих детей и вести хозяйство. Я бы экономила на чём угодно, но только не на высшем образовании!
Со многими рассуждениями Елены невозможно согласиться! "70-летние бабушки вынуждены принимать в поликлиниках" вовсе не потому, что молодые врачи все ушли в Магнит, а потому, что все МОЛОДЫЕ врачи ушли и мы им это позволили в МЕДИЦИНСКИЕ ЦЕНТРЫ, которых развелось видимо-невидимо, как грибов в дождливую погоду. Там они получают ЗНАЧИТЕЛЬНО бОльшие деньги, чем в поликлиниках. А ведь хорошо известно, что рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Вот, чтобы прикрыть образовавшиеся вакансии, ВЫНУЖДЕННО и привлекают этих бабушек, получавших низкие зарплаты и не имевших никаких льгот. И, несмотря на это, шедшие туда добровольно (или по принуждению), куда нужно ГОСУДАРСТВУ, то бишь - НАМ! Да, кроме того, эти 70-ти летние бабушки с СОВЕТСКИМ образованием и ответственностью знают значительно больше и умеют гораздо лучше, чем сегодняшние выпускники, прогуливавшие учебные лекции и практические занятия и сдающие экзамены и зачёты за взятки преподам. Да, собственно говоря, и в технических Вузах картина такая же. Как вывод, необходимо существенно поднять ответственность и студентов, и преподов ЗА ОЦЕНКИ. И поэтому здесь, конечно же, необходимо послевузовское РАСПРЕДЕЛЕНИЕ!! Государство затратило (за наш счёт) значительные деньги на твоё образование, будь добр ВЕРНИ затраченные на твоё обучение народные средства! И я абсолютно не уверен,что домохозяйка, ОКОНЧИВШАЯ Вуз, будет совсем по-другому воспитывать своих детей и вести хозяйство. Здесь абсолютно отсутствует причинно следственная зависимость . Не вижу я и чёткой причинно-следственной связи между высшим образованием и повышением культурного уровня, расширением общественного самосознания и личных рамок. Да, она есть, но не является доминирующей, определяющей работу мозга, инициативность и ответственность. Это всё производные от НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО процесса дома, в семье и в коллективе Вуза. Именно этот процесс и высокая ответственность студента и преподавателя за ОЦЕНКУ а также факт послевузовского распределения являются определяющими!!