Я ужасно жалею нынешних школьников и их родителей. Да, школьные поборы, конечно. Но что гораздо хуже – это постоянные, с каждого первого сентября, эксперименты над школой, учителями и учениками… Вот и 1 сентября 2022 года вступают в силу новые поправки в закон «Об образовании в РФ», предусматривающие ряд нововведений.
Я училась в школе в 70-х годах прошлого века. И мы тогда чётко знали, что нас ждёт в следующем классе, через год, через пять лет. Учебники переходили из рук в руки следующим подросшим ученикам и при переходе в другую школу не нужно было покупать новую форму и новые учебники.
А что сейчас? Каждое первое сентября – новая революция как для детей, так и для учителей. Новые программы обучения сменяют друг друга со скоростью калейдоскопа. Учебники разные не только в разных школах, но даже и в пределах одного «курса» для классов с разным уровнем обучения. Переезжаешь в другой район, меняешь ребёнку школу – и как будто на другую планету приехал: форма, учебники, школьная программа – всё меняется.
Сатирик Михаил Задорнов часто клеймил западную (Болонскую) систему обучения: получающие фрагментарные тестовые знания американцы вырастали тупыми в общечеловеческом интеллектуальном развитии. Ведь все научные открытия американцев сделаны эмигрантами, получившими европейское классическое образование, а об индивидуализме западных людей не говорил только ленивый. В это время советская школьная система растила выдающихся учёных и писателей, философов и физиков, интеллектуалов и энциклопедистов, духовно развитых в общественной жизни людей. Школа сызмала учила детей товариществу и взаимовыручке, дружбе, трудолюбию, прививала полезные санитарные и бытовые привычки. Чиновники от образования, выросшие именно на таких принципах, искренне смеялись над шутками юмориста – и одновременно вводили Болонскую систему в наше классическое образование.
Сегодня уже нет сомневающихся в том, что Болонская система у нас «не зашла» и её нужно отменять. Но, похоже, из-за того, что на западном образовании уже выросло целое поколение и заняло посты в министерстве образования, эта отмена сегодня идёт несистемно и нелогично.
Какие же изменения нас ждут в школе с 1 сентября 2022 года? Первое новшество – это еженедельное торжественное поднятие флага в каждой школе. Я не против идеи как таковой, но считаю, что поднятие государственного флага должно быть событием и проводиться в торжественные дни, перед государственными праздниками, но не каждую неделю. Ведь всё, что превращается в рутину, быстро перестаёт трогать сознание ребёнка.
«Учительская газета» пишет, что аналитический центр университета «Синергия» провел опрос, где россияне отвечали, как они относятся к идее поднимать флаг и исполнять гимн в школах. По данным опроса, 67% респондентов поддержали инициативу, против – 18%, воздержались 15% россиян (!). Но, во-первых, опрос никак не затрагивал желаемую частоту этого мероприятия, а во-вторых – не является репрезентативным, так как проводился на узкоспециализированном сайте. По материалам опроса две трети из тех, кто выступает против, не верят, что любовь к Родине можно привить с помощью каких-либо церемоний, 14% россиян считают, что принудительный характер участия в патриотических мероприятиях вызовет неприятие со стороны молодежи, а каждый девятый (11%) опасается, что это увеличит внеурочную нагрузку на школьников. Не поленилась, обзвонила нескольких своих знакомых-родителей школьников: у них никто ничего не спрашивал, они даже не слышали о подобном опросе…
Какие ещё реформы и революции ждут нас в школах с 1 сентября? Реформаторы от образования обещают, что теперь школы повернут на практическое применение знаний. Например, уже в младших классах дети начнут изучать финансовую грамотность. А если родители всем классом захотят, то в расписание уроков включат второй иностранный язык. Ну, это хорошо, это кажется полезным, если на минуточку забыть об уже существующей перегруженности наших школьников.
Но, кажется, перегрузка учеников никого из чиновников не волнует: в школьном расписании появятся старые-новые предметы, как говорит «Учительская газета», «не имеющие прямого отношения к освоению школьной программы, но связанные с воспитанием личности». Например, историю теперь будут изучать с первого класса. Кого из чиновников от образования не устроило мягкое введение детей в историческую науку с помощью курса «Окружающий мир»? Нет, в Министерстве просвещения РФ уверены, что именно уроки истории в первом классе помогут «сохранить историческую память». Помимо самого предмета «история», историческая компонента в начальной школе будет усилена на уроках «Окружающий мир» и «Основы религии и светской этики»… В старших классах также будет больше истории, появится курс «Россия – моя история».
С этой же целью (сохранения исторической памяти) с 1 сентября в школах появятся киноуроки, на которых ученики будут смотреть и обсуждать художественные и документальные фильмы. Ну, это хорошо, полезно. Если, конечно, будет проводиться в рамках уроков, а не после. Всё же это опять – сидение, а не подвижные игры на воздухе, и опять сокращает внешкольное время.
Однако задержки после уроков наших детей не обойдут: с 5 сентября вводится новый формат классных часов – «Разговоры о важном», посвященный ценностям российского общества. Как уверяет «Учительская газета», новые классные часы могут проводиться в разных форматах – в зависимости от возраста учеников: дискуссии по итогам просмотренного фильма, квиз (интеллектуально-развлекательная игра, викторина), общение с экспертом по теме определенного классного часа. При обсуждениях этого нововведения в сети сразу возникли ассоциации с проводимыми ранее в школах политинформациями. Однако методисты уверяют, что это будут не политинформации, а беседы с детьми на темы, которые их интересуют, обсуждение актуальных вопросов, возникающих в обществе. Вообще, это кажется интересным, но такие беседы предполагают наличие свободного времени, а все мои знакомые школьники после уроков бегут на занятия в секции-студии или к репетиторам…
С нового учебного года Всероссийские проверочные работы (ВПР) в обязательном порядке будут писать ученики 7 и 8 классов, а по некоторым дисциплинам вводятся базовый и углубленный уровни обучения. Причём поэтапно будут вводиться и ВПР по программам углубленного изучения предметов. Первой «падёт» математика, на очереди – физика. Ну что же, стране после искусственно созданного дефицита остро нужны инженеры… Кстати, с нового учебного года в некоторых регионах (пилотный проект) ученики начальной школы будут посещать уроки по… искусственному интеллекту.
Что ещё радует, так это то, что федеральный перечень учебников скорректировали, исключив 900 пособий и включив новые, соответствующие новым стандартам. Однако учителя очень по-разному к этому отнеслись. Одни считают, что это отрицательно повлияет на качество образования, другие говорят, что качество образования больше зависит от компетентности учителя, а учебник играет роль помощника. И правда, какие такие «важные» учебники в наш век компьютеров и интернета?
Изменения коснутся формирования комплектов тем итогового сочинения. Перед началом учебного года обещают публиковать названия разделов и подразделов, комментарии к ним и образец комплекта тем итогового сочинения. Мол, такое изменение позволит уйти от шаблонных сочинений и будет стимулировать учеников самостоятельно писать творческие работы на любую тему. Это хорошо, это полезно для развития умения выражать свои мысли, которое, кажется, у молодёжи, учившейся с помощью тестов, почти утрачено сейчас.
Что ещё? В июле 2022 года приняли закон о едином подходе к организации работы групп продлённого дня в школах. И теперь во всех группах должны не только готовить домашние задания, но и организовывать физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. Отлично!
В новой редакции СанПиНов также указано, что каникулы должны теперь длиться не менее семи дней, а учителя младших классов должны внимательнее планировать объем домашнего задания. По новым правилам первоклассник должен потратить на его выполнение всего один час. Во 2–3 классах на домашнюю работу ученик может тратить полтора часа, в 4–5 классах – два, на тридцать минут больше – учащийся 6–8 классов, начиная с 9 класса – 3,5 часа.
Вот и не знаю, радоваться ли за нынешних первоклассников? Что-то полезно, что-то не очень. Главное – где взять время на все эти реформы и когда наши революционеры уже успокоятся и дадут ученикам спокойно учиться, а их родителям спокойно работать, не боясь завтрашнего дня?
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
12 комментариев
Если будет продлёнка, то это хорошо. Невестка уволилась с работы, так как моя внучечка пойдёт в 1 класс (ей в ноябре будет 7 лет). И как таких малышей оставлять дома одних? Согласна с Екатериной, что даже в моё время были одни и те же учебники. Сыновья пошли в школу и уже были проблемы купить правильный учебник. Старшие внуки пойдут в 9 класс и учебники уже в школе им выдали бесплатно. Второй иностранный язык в школе не нужен. Кто хочет, пусть ходит к репетиторам. А флаг и гимн можно вводить. А вообще, надо давать поверхностные знания, а углубленно предметы пусть учат в ВУЗах.
К разумным мыслям намешали г....
А вы учебники покупаете? У нас все учебники выдаются школьной библиотекой. Только рабочие тетради покупаем если нужно
Положительного намного меньше, чем отрицательного. Я тоже считаю, что поднятие государственного флага должно быть событием и проводиться в торжественные дни, перед государственными праздниками, но не каждую неделю. Детям это быстро надоест и во что это превратится? Много лишних нововведений, учителей по основным предметам не хватает, так ещё доп.предметы вешают. К ним тоже надо готовиться, изучать. В начальных классах «Основы религии и светской этики», зачем? Математику, литературу, русский язык не успеваем выучить. Такими предметами могут заняться и родители, повести в музей, на выставку и т.д. Зачем всё на школу нагружать?
Религии вообще не место в школе. Для желающих есть церкви, мечети.
2,5 или 3,5 часов на домашнюю работу - это чрезмерно много. Дети в школе находятся по 7-8 часов, и потом дома им напихают заданий ещё на 3 часа. Итого 11 часовой рабочий день. А ещё ведь есть секции, кружки, репетиторы. Крадем у детей детство, прививаем отвращение к учебе?
Никто не упомянул про увеличивающуюся нагрузку на педсостав, который и без того днюет и ночует в школе, обещали сократить количество бумаг, сократили, якобы, до 5, но! Новые вводные дают новую работу с новой отчётность! Детей учить некогда! Просто учить! Как раньше! Когда одна программа на всю страну и учебники одни! И образование было лучшим в мире и Учитель-это авторитет! Но к такому прошлому возврата уже не будет, а жаль...
Те, кто занимается школьным образованием (да и медициной)- это настоящие враги народа. Им главное что-то менять (изображение бурной деятельности), давая работу книгописакам и издателям (и себе трохи?). Нет четкой идеологии и цели начального образования! Как экстренная мера - вернуть "сталинские" учебники и запретить те, которые соответствуют западным стандартам!!!
Куда ещё новые предметы,особенно в младших классах,когда и так психика детей нелегко воспринимает новый режим. А тяжеленные учебники? Я уже не говорю о том,что домашнее задание приходится делать долго, откуда у детей возьмётся время на занятия спортом или погулять хотя бы? Ещё и домашнее задание вечно такое,что непонятно зачем эти учебники вообще нужны. Взять хотя бы Плешакова: что ни задание то "найди в интернете", "узнай у родителей". Классный час этот будет зависеть от того,какое мнение у педагога,его проводящего. Неизвестно ещё к чему могут подталкивать детей на таких обсуждениях. Мы уже видели учителей, выходящих в поддержку Навального и тому подобное.
Впр это вообще абсурд. Вместо того,чтобы лучше усваивать то,что дети должны проходить по предмету,они ходят на отдельные уроки по подготовке к контрольной! И детям мотают нервы,я видела как дети переживают: как же я впр напишу! Чем не устраивали четвертные и годовые контрольные,которые проводились по пройденному материалу?
В общем, сил нам и терпения в следующем учебном году. Подозреваю,что те,кто придумывают это новшеста,наших детей как подопытных кроликов воспринимают,а если дети у них свои и есть,то учатся где то за рубежом
Смешались в кучу кони. люди....
Бедные, бедные, дети В начальных классах «Основы религии и светской этики», а еще и уроки истории?!
Флаг , гимн-считаю это должно быть как торжество- первый и последний звонок, или максимум после каждых каникул. А каждый день это будет рутина выматывающая детей и учителей. Мы уже подзабыли времена ковида а ничего еще не закончилось. Так вот ежедневные построения больших масс детей кажется это опасность передачи ОРЗ , гриппа . Но конечно если «надо!» - будут и в масках и в противогазах стоять.
Тут Академики на одни и те же исторические события смотрят по разному а есть ли у нас школьные кадры замученные отчетами и планами и готовы ли они к всяким разным разговорам с детьми. на «волнующие общество события» Не получится ли так что насмотревшись по телевизору политические ток шоу дети перенесут их стиль и манеру в классы? Или пришлют отдельных педагогов типа «военруков» как когда то а сейчас «замполитов»- заодно и про светскую этику расскажут. Основы религии я так понимаю должны обьяснять сведущие в ней люди. Вобщем вопросов больше чем ответов…
Бу-бу-бу, бу-бу-бу