Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> Юг России Крым-2022: Горная обитель головокружительной красоты и с богатой историей

Крым-2022: Горная обитель головокружительной красоты и с богатой историей

С первого взгляда по этому православному монастырю не скажешь, что он основан как минимум в  VIII веке н.э. и пережил очень бурную историю с неоднократными закрытиями и возрождениями. Он выглядит новым, чистым и ярким, удивительно мастерски вписанным в окружающий пейзаж.

Мне удалось повидать множество разнообразных чудесных храмов и монастырей. Среди них – Бештаугорский мужской монастырь, под которым (я не оговорился!) довольно часто плывут облака; самый высокогорный монастырь России, расположенный в селении Хидикус Северной Осетии-Алании; Новоафонский монастырь, стены которого расписывали мастера из Палеха; Фиолентовский Балаклавский мужской монастырь, в котором обязательно бывали все русские самодержцы, начиная с Александра I, а мне посчастливилось прожить почти неделю; удивительный храмовый комплекс в Ессентуках с самой большой в России статуей Спасителя; Воскресенская церковь в Форосе, выстроенная посреди горы и «парящая» над округой; древний маленький храм с богатейшей историей, переплетенной с Донским краем, что расположен в селе Грушевка; величественный главный храм Вооруженных сил РФ в Кубинке и др. Но Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае – это нечто особенное!

Мы ехали в Бахчисарай не с наемным экскурсоводом, а с близким родственником, который исколесил весь Крым вдоль и поперек, впитывая историю и культуру полуострова. Вот и сам некогда могущественный город – столица Крымского ханства. По правую руку остается знаменитый ханский дворец, к которому мы еще вернемся, но сейчас мы продолжаем движение по узким улочкам города к его окраине, где высятся грозные скалы.

Кажется, что город закончился и «пятачок» с загруженной автостоянкой – это его финальная черта. На автостоянке нам активно предлагают место для автомобиля, но наш «гид» даже не обращает внимания на эти предложения. Подъезжаем к шлагбауму, у которого дежурит колоритный казак в полном облачении, несмотря на летний солнцепек. Он протягивает нам ящик для пожертвований – сумма произвольна.

И нас пропускают внутрь на узкую, но круто взбирающуюся вверх дорогу. Проезжаем по ней километра полтора-два, и только здесь, на небольшой площадке, оставляем машину, следуя указаниям еще одного казака. Как рассказал нам по секрету наш «гид», в смутное время 2014 года отдельные местные националисты пытались разрушить и осквернить обитель, но именно казаки встали грудью на ее защиту и отстояли монастырь.

Проходим неуклонно вверх еще пару сотен метров и оказываемся под отвесной крутой скалой, проходить под монолитом которой, честно говоря, страшновато. Слева от дороги, прямо напротив скалы, в просветах между деревьями, через ущелье Марьям-дере (Святой Марии) видится прекрасный храм монастыря, приютившийся под скалами другой стороны ущелья. Воздух и виды завораживают.

Еще несколько шагов – и мы оказываемся у подножия крутой лестницы, ведущей к часовне. У входа в нее – совершенно однозначная надпись, повествующая о том, что на территории часовни фотографирование не благословляется. Кстати, мужчинам в шортах, а также дамам в брюках и с непокрытой головой сюда нельзя. Устав тут строгий.

Главный «зал» часовни фактически представляет собою пещеру, к которой ведут крутые узкие ступени. На крохотной площадке слева пристроилась церковная лавка. В самом «зале» часовни, у небольшой ниши в стене справа, дежурит монах. В самой нише, за толстым стеклом, чудотворная икона, которой можно поклониться. Крещусь и сослепу (здесь полумрак, а на улице было яркое солнце) стукаюсь лбом о стекло. Получаю от монаха замечание, что нужно чаще бывать в храмах. Молчу, думая о своем.

Вдоль лестницы, ведущей к часовне, поверхность скалы испещрена «гербами» разнообразных православных монастырей, вырезанными прямо в мягкой местной породе. Спускаемся обратно на главную дорогу и почти сразу, по левую руку, обнаруживаем целебный источник, набрать воды из которого можно, только выстояв небольшую очередь. Многие приезжают сюда с несколькими пятилитровками и набирают воды с запасом.

Здесь каждый шаг – живая история. По преданию, монастырь был основан византийским монахом Михаилом, который перебрался сюда во время непродолжительного периода иконоборчества (он продолжался в Византии с 754 по 780 годы). Он искал новое место пристанища чудотворной иконы, и та сама избрала это место.

Обитель развивалась и росла, становилась центром православия в Крыму, но, по неизвестным причинам, в XIII-XIV веках временно прекращала богослужение, возобновив его в XV веке. Ей посчастливилось благополучно пережить нашествия турок в 1475 году, более того – поговаривают, что и для крымских ханов, построивших почти у подножия обители свою столицу Бахчисарай, она была священной. Якобы они приходили сюда помолиться перед любыми значительными событиями.

Дважды в своей истории – во время Крымской войны 1854-1855 годов и во время Великой Отечественной войны – обитель становилась госпиталем для раненных защитников Отечества. Те, кто скончался от ран, похоронены на территории монастыря, им установлены памятники. Разумеется, советская власть обошлась с обителью немилосердно: монахи были расстреляны. После 1945 года здесь располагался психоневрологический диспансер. Снова монастырем обитель стала в 1993 году.

Идешь по территории обители и буквально теряешься во времени. Если идущих рядом с тобой или навстречу тебе людей облачить в другие одежды, приличествующие той или иной эпохе, то можно ощутить себя в любом из более чем 1200 лет жизни обители. Потрясающе!

Монахи живут рачительно. В дальней части территории монастыря, ближе к его границе, от которой лежит дорога к пещерному городу Чуфут-кале (о нем – отдельный рассказ), разбиты аккуратные грядки, на которых зреют великолепные огурцы и другие овощи. На той стороне ущелья, по узкой тропинке под скалой, пастух ведет солидное стадо овец… Все, как встарь. Вечность…

Текст и фото – Алексей Гриценко

Читайте также: Отдых на российском побережье Чёрного моря: плюсы и минусы

Алексей Гриценко

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

  • Хатуль мадан:

    Посреди горы? Это как?
    Русский язык,конечно, терпим ,но испытывать его, не выгядя при этом глупо, не удавалось никому!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru