Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> в России Как живётся детям в информационном шуме

Как живётся детям в информационном шуме

Думаю, что сейчас очень трудно работать учителем, воспитателем. И вовсе не потому, что  низкие зарплаты (зарплаты у многих педагогов сопоставимы со средними по области, а зачастую и выше, хоть и на них не здорово разгонишься), не потому, что много разной нелепой писанины, а ещё проверка тетрадей, участие в куче мероприятий… Всё это ведь было всегда. Просто дети стали другими. Нельзя однозначно сказать, что хуже. Дети – они и есть дети. И во многом зависит то, какими они вырастут, от учителя в том числе.

Проблема в другом. Дети не хотят учиться. Им очень тяжело передавать знания. Учитель прилагает огромные усилия для того, чтобы провести уроки. А дети, особенно в крупных городах, педагога просто не слушают, часто занимаются своим делом, а учатся в большинстве своём лишь за оценку или от необходимости сдавать экзамен – то есть через силу.

Можно, конечно, обвинять их в разгильдяйстве, в лени, в распущенности, в отупении – в общем, ярлыков можно понавесить много. Однако главная причина в другом.

Я сам, например, часто ловлю себя на том, что стал забывать какие-то очень важные вещи. То есть вот только что был разговор, я отметил для себя это как важное, но не записал и тут же забыл. А потом, спустя несколько часов, даже не пойму, как так могло получиться. Можно было бы предположить начинающийся склероз, но, во-первых, ещё рановато, а во-вторых, и мои гораздо более молодые коллеги признаются, что с ними бывает подобное.

Причина здесь в одном – наш мозг сбрасывает лишнюю информацию. Иногда ненужную, а часто даже очень нужную. Мы не успеваем за таким потоком информации и просто теряемся в ней. И если в момент переосмысления одной информации на неё накладывается другая, то что-то наш мозг отторгает. Вот и причина большинства провалов в памяти.

Причём это бывает не только с памятью, но и с эмоциями. Мы уже перестали чутко реагировать на смерти, убийства, войны. Если раньше какое-то громкое преступление нас повергало в шок, то теперь для того же «эффекта» требуется нечто большее. Состоялось привыкание к негативу, мы уже не так чутко отзываемся на чужое горе. И даже не потому, что горя стало вокруг слишком много, хотя и это есть, а ещё и потому, что сердце наше попросту не выдержало бы такой каждодневной нагрузки. Вот и поступает организм рационально, притупляя наши эмоции: на всех ведь не напасёшься!

Но если таково взрослым, то как же чувствуют себя дети? Вот то-то и оно!

Те, чьё детство пришлось на коммунистическое прошлое, вспомнят, что основными средствами познания мира были чтение, школа и общение с людьми. Ну, ещё, пожалуй, путешествия, которые мы могли себе позволить.

В те времена модно было быть умным, образованным, культурным – сейчас дети называют таких «ботанами» и презирают. Да потому, что стать «ботаном» - на это нужно положить много сил. А тем, кому этих сил не хватает, легче заклеймить другого.

По телевизору смотрели редкие новости, а больше слушали их по радио, в школе учили премудростям, «за жизнь» рассказывали ребята в пионерлагере или на дворовой площадке, а чтение погружало в мир романтики. Вот и получались гармонически развитые личности. Теперь же с личностями явный перекос.

Очень много появляется детей «странных». Они не то чтобы сумасшедшие, психически ненормальные, но зачастую настолько не приспособлены к внешней жизни, что их одних выпускать на улицу просто опасно. Весь мир таких детей сосредоточен в мониторе компьютера или на экране смартфона.

Наши дети и внуки живут в условиях сильнейшего информационного шума, даже информационной бури. Их мозг, их чувства просто не в силах пропустить через себя всё.

Сегодняшнему подрастающему поколению гораздо труднее, чем нам когда-то. Представьте, они находятся в том же заполненном до отказа информационном пространстве, что и мы, они всё это как-то выдерживают, хотя и для психики взрослого человека это трудно. А ко всему прочему у детей ещё и школа! Вот такая вот нагрузочка на организм.

А выхода из этой ситуации нет. Без школы дети просто пропадут в играх и Интернете, а без игр и Интернета уже просто не могут – в детях развилась информационная зависимость. Единственный вариант – занять всё свободное время ребёнка какими-то кружками и секциями. Однако при этом нужно, чтобы ребёнку самому всё это было интересно. И ещё – свободное время у одного из родителей, а также свободные деньги. Потому что, если ваше чадо хотело бы ходить на бальные танцы, а вы отдаёте его в судомодельный кружок, особого толку не будет. Правда, судомодельный – это бесплатно, а бальные танцы для многих просто неподъёмны в финансовом плане. И ведь ничего не сделаешь!

Все люди ленивы, и дети в том числе. Для получения информации нужны какие-то усилия. Но если живёшь в постоянном информационном шуме, какая-то информация приходит без особых усилий. Ну скажите, что интереснее – параграф по истории или компьютерная игра? Что предпочтут школьники – поход в картинную галерею или общение с товарищами в соцсетях? Конечно, выберут то, к чему нужно прилагать минимум усилий.

И что же делать? Запретить телефон, телевизор, Интернет, игровую приставку? В таком случае вы для своего ребёнка станете едва ли не врагом. Тут нужно действовать тоньше. А главное – знать, с чем мы имеем дело.

Сейчас уже стала очевидна проблема в той информации, которая способна влиять на жизнь людей. Например, для любителей боевиков или триллеров становится нормальным убийство. Вспомните, например, фильм с Сильвестром Сталлоне «Ангел мести». В нем есть сцены, в которых убийство человека преподносится как весёлое приключение. То же самое в фильмах «Горячие головы», «Очень страшное кино» и других. Хлеба и зрелищ! И это, наверное, самое интересное для большинства людей.

Кто-то скажет, что таким образом мы сбрасываем свою внутреннюю агрессию. Но ведь лет сорок назад, несмотря на отсутствие таких фильмов, агрессии в обществе было гораздо меньше!

При создании некоторых фильмов применяются интересные приемы. Цель этих приёмов в том, чтобы вызвать у зрителя отрицательное отношение к неприятелю главного героя. Такие приёмы встречаются часто. Это игра с психикой людей. Можно посмотреть, например, фильм «Детсадовский полицейский», в котором отца ребенка выставляют безжалостным убийцей и преступником. Зрители переживают, ненавидят. И когда герой фильма убивает отрицательного персонажа, то зрители бессознательно соглашаются с таким поступком. И таких фильмов много.

Эти фильмы создают у людей определенное восприятие того, что нормально убить человека из-за ненависти, боли и т.д. Но упускается главное. А чем лучше, например, полицейский из фильма «Детсадовский полицейский»? Такой же убийца. Ибо когда человек встает на путь мести, он опускается до уровня того, кто причинил зло. Убивая убийцу из мести, человек сам же и становится убийцей.

При Советском Союзе это всё понимали. Понимали то, что милиционер должен найти преступника, арестовать, предать суду. И снимали соответствующие фильмы. А если кого-то и убивали, то это воспринималось никак не положительно. За исключением, пожалуй, фильмов о войне, где показано убийство врагов. Да и в этом случае смерть на экране не смаковалась, как сейчас.

А что можно сказать о фильмах, в которых воры, мошенники, убийцы, бандиты, являются героями? Зритель переживает за таких героев. Несколько лет назад «Убить Билла», «Леон», «Одиннадцать друзей Оушена» и другие. Теперь - куча блокбастеров, где главный герой направо и налево только и делает, что убивает.

Для людей становится нормальным то, что делают герои этих фильмов. Так стоит ли ребёнку смотреть фильм, в котором вор и убийца показан хорошим человеком, а полицейский предстаёт преступником? Сможет ли ребёнок подумать и вовремя всё осознать? Сможет ребёнок понять то, что у сценариста с головой не всё в порядке? Или герой фильма, вор и убийца, вызовет у ребёнка симпатию?

Кто-то скажет, что всё вот это подвожу к особенностям восприятия сериала «Слово пацана». Ну, пока трудно сказать, хотя…

Кино является одной из сторон психологической войны, которая развёрнута против нашего народа. Благодаря концепции таких фильмов в восприятии неподготовленных людей закрепляется уверенность, что является нормальным грабить, убивать, насиловать.

Почему сексуальные маньяки совершают преступления? Да просто потому, что для них это нормально. Можно взять в качестве примера ролики в Интернете, которые выкладывают подростки и где запечатлено насилие над сверстниками.  Другие дети эти видеозаписи смотрят и спокойно воспринимают. Для детей это уже является нормальным.

И наши дети становятся менее отзывчивыми, жестокими. Они растут рядом с теми, для кого привычным является убийство и насилие. После просмотра фильмов, в которых главный герой убивает или ворует, уходя от ответственности, у детей появляется иллюзия безнаказанности. Что вырастет из таких детей?

Один из моих коллег говорил о том, что нужно вообще чуть ли не запретить Интернет, особенно для детей. Ведь часто именно в Интернете распространяется и популяризируется детская порнография. С такими видеоматериалами сталкиваются и дети, подростки. Люди со слабой психикой впоследствии могут стать педофилами. И в социальных сетях с детьми часто общаются педофилы и психически больные люди. С каждым годом увеличивается число преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы детей.

Ну, можно ещё многое и многое сказать. Однако причина в другом.

Я возразил коллеге: предположил, что он хотя бы однажды заходил на порнографическую страницу. Ну, и этого хватило. Он знает, что это есть, но это ему неприятно, нет у человека интереса к разглядыванию порнографических материалов. То есть срабатывает некий внутренний запрет. То есть нужно не столько запрещать, сколько вырабатывать эти моральные принципы с детства – воспитывать нового человека.

Никакие ограничения не будут действовать, пока человек сам не поставит заслон внутри себя.

Но это касается взрослых. А дети ещё не могут фильтровать информационный шум. И то, что является более привлекательным, то и смотрят, слушают, в то играют.

Вот здесь и нужна умелая рука взрослого. Причём ребёнку не нужно запрещать. Если ему что-то интересно, достаточно об этом поговорить. И о нехорошем сказать, что оно нехорошее.

Правда, не всегда родители могут уследить за тем, что смотрят в Сети их дети. И как раз для защиты несовершеннолетних от вредной для из психики информации существуют Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Однако зачастую эти законы не работают, а большая часть ответственности перекладывается на плечи родителей, которые вынуждены пахать с утра до ночи, зарабатывая на прожитьё.

Вот и получается замкнутый круг. С одной стороны, государство заинтересовано в воспитании высокообразованных, культурных, законопослушных граждан, а с другой стороны – само же и способствует тому, чтобы таких людей становилось всё меньше.

Надо понять вот что: семья в одиночку, без поддержки не может справиться с воспитанием в условиях информационного шума. И зачастую родители, которые от каждодневной усталости пускают всё на самотёк, теряют детей – дети становятся чужими и непонятными.

Чтобы из детей получились приличные люди, ими надо заниматься. А потому государство должно вложить значительные средства не то что в образование, а прежде всего в воспитание. Ребёнка нужно спасти от самого себя, от свободного времени. Нужно сделать так, чтобы это свободное время школьник проводил с пользой.

Очень хорошо, что сейчас снова становится популярным спорт, что строятся спортивные комплексы, площадки, футбольные поля. Быть сильным и выносливым в нашей стране снова становится модным. Но это только первый шаг.

Главное – чтобы родители вместе с детьми выбрали себе дело по душе, а преподаватели и тренеры с душой бы относились к своей работе.

Игорь Северный

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

6 комментариев

  • Андрей:

    Очень актуальная тема затронута в статье! Понятно, что воспитывать ребёнка должны родители. Но в нынешних реалиях это не так уж и просто. И исключить влияние окружающего общества практически невозможно. Тем более что в школе дети проводят значительную часть времени. Поэтому решение описанных вопросов должно быть поднято на государственный уровень. И учителям нужно поднимать зарплаты и снимать с них сторонние нагрузки не связанные с обучением детей. Обучение и воспитание будущих поколений - это наиважнейшая задача. Поэтому престиж преподавателей нужно повышать! Чтобы учителя с должным вниманием относились к своей работе и любили её, вкладывали в неё душу. И школа не должна полностью открещиваться от воспитательного процесса!

  • Николай:

    Ребенка воспитывать нужно с рождения, а школа лишь шлифует.

  • Геннадий Николаевич:

    Игорь Северный пишет хорошие статьи, можно сказать очень хорошие. Не является исключением и данный материал. Но статья в паблике, это моё мнение, не должна быть столь ГИГАНТСКИ объёмной. Она должна быть более оперативной, "чтобы словам было тесно, а мыслям просторно", ибо при современном времЕнном дефиците времени для полного прочтения материала может просто не хватить!

    • Модератор Большого Ростова:

      Есть разные жанры в журналистике: новость, заметка, статья. Игорь Северный пишет статьи, каких немало и на других сайтах. Те же, у кого недостаёт времени на серьёзную аналитику, могут просто их не читать.
      Рекомендуем Вам уже не в первый раз создать свой сайт и строить его работу так, как считаете нужным :)

      • Геннадий Николаевич:

        Завидная оперативность. Вы слишком много и слишком часто разбрасываетесь своими рекомендациями. Это не входит в круг Ваших обязанностей, да, честно говоря, и мало кого интересует, так чистое абьюзерство. Так что оставьте свои рекомендации при себе.

        • Модератор Большого Ростова:

          Вы провоцируете скандалы и учите всех жить. Это ли не абъюзерство?
          Мы уже и блокировали Вас. и уговаривали, и просили - ничего не помогает.
          Ну, что ж, такой Вы человек.
          А что входит в чьи обязанности, позвольте нам самим решать.
          Не мы к Вам пришли, а Вы к нам. Так что не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
          Дискуссию прекращаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru