Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> Главное Как привлечь молодых учителей в российские школы, выясняли социологи ЮФУ

Как привлечь молодых учителей в российские школы, выясняли социологи ЮФУ

5 октября в России и многих других странах отмечается День учителя.  Год педагога и наставника, объявленный Президентом РФ, призван повысить престиж профессии педагога и закрепить особый статус профессии учителя. Что сами школьные учителя думают о своей работе и какой поддержки ждут, они ответили в ходе социологического исследования, проведенного учёными ЮФУ.

Официальная статистика говорит, что во всех регионах России наблюдается недостаток профессиональных кадров в школах и возрастное смещение в сторону учителей предпенсионного и пенсионного возрастов при сохранении очень малой доли молодых специалистов.

Старший преподаватель Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.сон.н., Чикарова Галина рассказала, что сейчас существует довольно много предпосылок для формирования позитивного типа профессиональной идентичности молодых учителей, результатом которого является устойчивая интегрированность в профессиональное сообщество.

«К таким позитивным факторам можно отнести реализацию Национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Современная школа», реформирование системы подготовки педагогических кадров, создание сети конкурсов профессионального мастерства, введение национальной системы учительского роста и повышения квалификации учителей. Также молодых специалистов привлекает в школы организация «реальной» педагогической практики для студентов педагогического направления, развитие института наставничества, внедрение цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс и систему управления школой», — поделилась Чикарова Галина.

Однако не преодолены пока некоторые барьеры, сталкиваясь с которыми молодые учителя переходят к кризисному типу профессиональной идентичности, обуславливающего уход специалиста из муниципальной школы или полный отказ от профессии.

В числе таких барьеров сами учителя называют непрестижность их профессии в обществе, низкий уровень оплаты профессионального труда, отсутствие должных полномочий для осуществления образовательной и воспитательной функций, недостаток государственных программ поддержки молодых учителей, работающих в муниципальных школах крупных российских городов, неподготовленность инфраструктуры в школах для внедрения цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс, незаинтересованность управленческих структур школы в привлечении молодых специалистов посредством создания в их учебных заведениях «реальных» баз практик, несформированность культуры межпоколенческой профессиональной преемственности и двустороннего обмена профессиональными компетенциями между молодыми и опытными учителями, а также незащищенность личного пространства учителей в интернете. 

«В первые годы работы в школе у молодого специалиста кардинально меняются профессиональные стратегии. Система оплаты труда учителя, включающая в себя стимулирующие выплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей, мотивирует учителя оценивать собственный статус в профессии по шкале этих стимулирующих выплат. Это приводит учителя к эмоциональному выгоранию и снижает качество образования», — подчеркнула Чикарова Галина.

Исследование показало, что тенденция переориентации профессиональных стратегий молодых учителей зависит от стажа профессиональной деятельности и полученного базового высшего образования. Так, молодые учителя, чей стаж работы приближается к пятилетнему барьеру, в меньшей степени ориентированы на простое вертикальное построение карьеры и в большей степени рассматривают для себя новые возможности расширения профессиональных компетенций и навыков педагогического мастерства. Молодые учителя, получившие классическое вузовское образование, более нацелены на дальнейшее развитие в профессии «учитель», нежели молодые учителя с базовым педагогическим образованием.

В ходе опросов среди учителей школ Ростова-на-Дону, Казани и городов Ростовской области стало известно, что 81% педагогов ощутили увеличение за последние годы трудовой нагрузки по подготовке и проведению уроков, административной работы, составлению отчетности и внеурочной работы. В Москве данные показатели в аналогичных опросах колеблются в пределах 46%. Больше всего опрошенных педагогов беспокоят рост трудовой нагрузки без увеличения зарплаты и риски потери работы.

«Чаще всего воспринимают свой труд как непрестижный ростовские учителя — 40%. Основная часть опрошенных педагогов считает, что за прошедшие 5 лет престиж их профессии не изменился. Даже в Москве только около трети педагогов отмечают положительные изменения, а в регионах такой ответ практически не встречается. Данный результат свидетельствует о наличии территориального неравенства. Что интересно, столичные педагоги ставят высокие оценки качества жизни и престижа своего труда, но при этом они демонстрируют наиболее высокую степень неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности, то есть жалуются на лишнюю и бесполезную нагрузку», — объяснила доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.соц.н. Посухова Оксана.

Эмпирические замеры зафиксировали, что учителя всё-таки в большинстве своём крайне лояльны к своему месту работы и действительно не хотят покидать школу. Сосуществование такой лояльности и неудовлетворённости содержанием профессиональной деятельности говорит о снижении стимулов и необходимости провести институциональные изменения системы школьного образования и улучшить человеческий капитал социально значимой профессии учителя. Прежде всего это касается создания системы государственной поддержки молодых учителей и повышения оплаты труда учителей в регионах до уровня столицы.

Исследование проводилось сотрудниками и студентами Института социологии и регионоведения, Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества» в 2020 году.

Прислала специалист Центра общественных коммуникаций ЮФУ Ольга Молоткова

На фото - Андрей Лётцев - учитель начальных классов и математики, а также советник директора по воспитанию в школе №4 города Батайска, финалист телешоу «Классная тема!»

Подготовила

Светлана Куприна

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

6 комментариев

  • Галина:

    Поставить на первое место участие в конкурсе ВМЕСТО повышения зарплаты - это выразить презрение ко всем педагогам! Я учитель высшей категории обычного ростовского лицея, победитель вышеупомянутого конкурса ПНПО (2018 г.), лауреат премии Губернатора, победитель конкурса ПАО "Ростелеком", победитель конкурса издательства "Просвещения", наставник педагогической практики студентов химического факультета с 2015 года и т.д.

    Так вот чтобы победить в конкурсе к имеющейся у учителя нагрузке нужно ПАХАТЬ так что дым из ушей будет идти. Просто так государство не растанется с 200 000 (ПНПО), не даст премию Губернатора (50000) и т.д. Так, например, чтобы победить в ПНПО, я была участником этого конкурса 7 лет!!! На 6-й получила премию Губернатора, а победителем стала на 7 год! До начала участия 3 года нужно пахать и получать награды разного уровня для себя и детей. Думаете много желающих это делать? Многие учителя сходят с начальной дистанции сбора документов. За весь год наставника я не получила ни одного наградного документа от администрации лицея где работаю. Не удивлюсь если и сегодня ничего не будет... А нет награды, нет стимулирующих выплат. Т. Е. Не денег.

    • Наталья:

      Я могу подтвердить ваши слова с точки зрения бухгалтера, работаю в школе уже 10 лет. Зарплата у молодых специалистов без категории, выслуги удручающе мала - даже до 20 тыс. не доходит, чтобы хоть 30 тыс получать, нужно брать 1,5-2 ставки+классное руководство. А они молодые совсем, зеленые. Им опыта нужно набираться в спокойных условиях, методики отрабатывать, а они как загнанные лошади скачут, какое тут внимание к ученикам и увлеченность работой. И видишь, как за год-два огонь в глазах гаснет, остается обреченность. Многие не выдерживают, уходят в другие сферы. Жаль, много талантливых учителей, которые в итоге становятся профессиональными репетиторами. Это тоже неплохо, но сколько пользы они бы принесли в школе. Многие меры поддержки остаются, увы, только на бумаге. Как бы мы не говорили о том, что духовное - первично, финансовое благополучие все же имеет большое значение для педагогов. Странно, что у нас в стране работая на полную ставку с отдачей, приходится еще и задумываться, где бы подработать... просто для того, чтобы жить.

      • Г.П.:

        Как во времена СССР, обязательно отработать 5 лет по профессии на которую учился. Особенно если учился за бюджетные деньги. В противном случае диплом считать не действительным. Ну и конечно достойные зарплаты должны играть немаловажную роль.

  • Рабинович:

    Квартиры давать как врачам

  • Елена:

    маленькая зарплата, так себе отношение старших коллег, самим некогда, чтобы обучать молодняк, который обращается за помощью, ничуть не изменившееся количество бумаг, и все срочно, очень агрессивные родители (написано со знанием дела). По поводу зарплаты только ленивый не говорит, оклад ничтожно мал в школах, чтобы получить мало- мальски нормальную зарплату, нужно набрать тучу часов и еле волочить ноги домой, и на утро просыпаться с ненавистью, опять 8-10 уроков. Когда государство поймёт, что платить нормально нужно за ставку, когда учитель не устал, бодр и свеж, может уделить внимание и себе, и семье, а не за ту дикую нагрузку в 40 часов, которую тянут учителя! Плюс куча других нагрузок, потому что теперь непременно нужно отчитываться о полделанном в пабликах, не дай бог фото не выложить, где ты как кенгуру скажешь, изображая радость после смены.

  • Владимир:

    Тут социологи не нужны. Хорошая зарплата и убрать половину бумажной отчётности вот и решение проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru