21 марта отмечается один из самых добрых и ярких праздников – Международный день кукольника. В этот день свой профессиональный праздник отмечают работники театра кукол: актеры, мастера по изготовлению персонажей кукольных постановок, декораторы – все те, кто причастен к этому магическому, по настоящему волшебному искусству.
Как оказалось, в Южном федеральном университете работает человек, для которого изготовление кукол является важнейшей составляющей в жизни.
В начале марта в Музее истории ЮФУ прошла персональная выставка мастера-кукольника Инны Ягузы. В своих работах она воссоздает праздничную атмосферу и оживляет образы из детства.
Инна Ягуза – доцент кафедры дизайна Южного федерального университета. Несмотря на преподавание, свободное время она посвящает интересному хобби – созданию кукол. Их она делает без чьей-либо помощи: со всеми аксессуарами и механизмами, с душой и воображением. Накануне Международного дня кукольника мы узнали у Инны, как создаются куклы, почему ее вдохновляют клоуны и для чего у Гоголя шаржевый нос.
— Как пришла идея создавать куклы?
- Занимаюсь я этим с 2008 года. Я случайно попала в галерею кукол, которая находится в Ростове-на-Дону на Ленина 91. На улице было очень холодно, а мне нужно было где-то полчаса перетоптаться, а она была открыта. Мне очень понравилась экспозиция, так, что я записалась на краткосрочные курсы, которые там проводились - всего 10 занятий. За это время сделала первую свою куклу. С тех пор это стало частью моей жизни. Образы откуда-то приходят сами по себе, и возникает желание просто их делать – вот и всё.
— Какой была Ваша первая кукла?
— Это была кукла парижского художника с мольбертом в руках, поэтому пришлось делать все аксессуары самой. Создавать всю мелочевку и кукольную миниатюру оказалось очень интересным занятием. Первое образование у меня техническое в какой-то степени, я архитектор, а дальше дизайнерское. Архитектурное позволяет и объёмно мыслить, и руками что-то делать.
— Вы проводите мастер-классы по созданию кукол для студентов ЮФУ либо для широкой аудитории?
- На данный момент мастер-классы я не провожу. Несколько лет назад в течение трёх лет был факультативный курс для студентов-дизайнеров по костюмам. Они как раз создавали свою куклу и делали национальные костюмы. Студенты с ними участвовали в фестивале «Кукла Дона». А сейчас этого предмета нет в учебном плане. Но я уже задумываюсь над тем, чтобы сделать курсы для широкого круга. Надеюсь реализовать свою идею, для этого нужно продумать, как это лучше сделать и на какой площадке. Логичнее в стенах университета. Дело в том, что мастер-класс не может быть многолюдным, а создание куклы не закончится одним уроком. Когда меня обучали, было десять занятий по три часа – за это время мы создавали куклу. Сложно будет в некоторых местах арендовать помещение на такое продолжительное время. Группа более шести человек вряд ли возможна, нужно же уделить внимание каждому, иначе это будет профанация. Нам нужен хороший результат, я бы хотела рассказать все тонкости.
— Где вы берете материалы для создания кукол?
- По-хорошему, все идет в дело, особенно для костюмов, аксессуаров, и это интересно. Многие из моих кукол сделаны совершенно из недорогих материалов. Для кожи, например, можно использовать старые перчатки, голенища сапог, сумки, обрезки. Если она слишком плотная, то сложно из нее сделать изящное изделие, но тогда она подойдет для обуви. Самое дорогое – пластик, из которого делаются сами куклы. Его можно купить в различных интернет-магазинах и на маркетплейсах. Еще как вариант – «Леонардо». Все остальное я делаю из подручных средств. Порой это выглядит так, будто склеено из мусора: в работе «Лавка мясника» я сделала чугунные часы с двумя медными чашами. До того, как они были приведены в порядок – это были кусочки картона, шпажки, фурнитура, кожаные шнурки.
— Вы продаете свои работы?
- Мои куклы продаются. Фактически в домашнем пользовании у меня только клоуны, а те куклы, которые были представлены на выставке, выкуплены. Например, «В гостях у Дроссельмейера» и «Гоголь» принадлежат Галерее кукол. «Мистер Икс» - в частной коллекции, мне дали его только на время выставки, а многих остальных даже нет в городе и стране. Я легко расстаюсь с куклами. Я сделала, а они уже дальше живут своей жизнью. Клоуны задержались, потому что я планирую серию, у меня по задумке их еще несколько. Они будут дополнены, доделаны и, может быть, выставлены в полном объеме.
—Почему основной мотив работ - цирковое искусство и маскарад?
- Мне нравятся театрализованные действа, карнавалы, маски. Перед клоунами я преклоняюсь – они владеют всеми жанрами циркового искусства, и мне всегда становится очень обидно, когда кто-то говорит, что боится их. На мой взгляд, это навязано большим количеством американских фильмов ужасов, где клоун является отрицательным героем. А у меня цирк вызывает теплые воспоминания из детства, каждый поход туда был ожиданием чуда. Я не могу, например, представить, что того же Олега Попова с его солнечным зайчиком можно бояться, это человек, который дарил радость, и я его выступление видела на арене цирка. К сожалению, в нашем городе у него состоялись последние гастроли.
— Тогда можно сказать, что тематика, к которой относятся ваши работы в большинстве своем – детство?
- Не то, чтобы детство. Мне, скорее, хочется передать ощущения праздника или его ожидания - чуда. Оно есть в любой вещи вокруг нас: во вкусе французского ломающегося багета, в том, что светит солнце, в том, что тебе кто-то улыбается, дарит цветы или ты делаешь подарки. Я очень люблю это, могу легко подарить созданное мною — это тоже своеобразный праздник. Мне кажется, он приходит отовсюду: от игрушек, от воспоминаний, от мечты. У меня нет ощущения, что я должна на куклах исключительно зарабатывать. Хочется чуда, может быть, детство не желает уходить из меня.
— Что означают цифры у каждого экспоната-клоуна и почему на выставке не хватало некоторых цифр: 4, 6, 8?
— Это обозначение работ. Какие-то образы рождаются, и я их связываю с цифрами. Экспонаты 4,6, 8 и 9 еще не сделаны. Сейчас 8-ой, например, в процессе создания, и эта цифра натолкнула на образ гитары. Клоун с этим номером будет с ней. Причем за основу я взяла нашедшую на блошином рынке детскую игровую гитару, она будет переделана, дополнена элементами. Клоуны у меня все с музыкальными инструментами, потому что многие из них музыкальные эксцентрики. Я преклоняюсь перед людьми, которые умеют играть на музыкальных инструментах. Мне, к сожалению, медведь на ухо наступил. Я слышу музыку, но не могу произвести. Еще один клоун будет погружен своей головой в пасть тигра. В дальнейшем это должна быть единая композиция, в которой будут все цифры: от единицы до девятки. Я планирую создать длинную галерею из этих клоунов, как будто бы они устраивают парад-алле и приветствуют свой приход в этот город. Я хочу, чтобы клоуны были всегда, веселили нас и радовали.
— Чем Вы еще вдохновляетесь?
- В большей степени книгами. Хотя это могут быть и фильмы, и мультфильмы, и какие-то красивые вещи, образы. Желание создать что-то может прийти откуда угодно: это дает возможность смотреть по сторонам и замечать красивое вокруг нас, то, что хочется подчеркнуть.
— Вы делаете абсолютно все работы самостоятельно? Даже маяк, который был представлен на выставке. Его можно подключать в розетку, чтобы он светился.
- Да, маяк был сделан полностью мной. Он подключается в розетку, к электричеству. Вилку со шнуром и выключателем я купила в магазине, а все остальное подсоединить совершенно элементарно. Я училась давно, в школе, на уроках труда. Нам показывали даже то, как подсоединить провода, чтобы горела лампочка. Делали также простой светильник из запчастей. Еще папа учил меня дома чинить розетку и прочее, создавать что-то новое. Мы всегда делали это вместе. Как-то раз я его спросила: «Пап, а зачем ты меня этому учишь?». Он мне сказал: «Я надеюсь, ты замечательно выйдешь замуж, но неизвестно, какой муж тебе попадется, ты должна уметь все сама». Он был замечательный человек и очень меня любил. Так сложилось, что мне это пригодилось, и я благодарна папе. Есть элементарные вещи, которые женщины способны сделать, и в этом нет ничего сложного.
— Как много времени уходит на создание одной куклы и сильно ли это зависит от работ с огромным количеством деталей, где проработана каждая мелочь, как в «Магазине игрушек»: корабли, игрушки, комоды?
- Конечно, когда есть аксессуары, какие-то вещи делаются дольше. Но на самом деле как пойдет: иногда в таком ажиотаже делаю, что забываю о сне. По крайней мере, лишняя чашка кофе вливается с такой быстротой, и то кажется, что даже на нее тратится слишком много времени. У меня были куклы, которые я могла сделать за неделю со всеми аксессуарами: не могла остановиться. Здесь еще нужно учитывать, что у меня основная работа – академия, преподавание, есть расписание, поэтому кукла не делается весь день с самого утра: это вечера, ночи, выходные. Иногда неделю не притрагиваешься к кукле, которую начала. Но приблизительно месяца полтора уходит на завершение одной работы. Хотя, как я уже сказала, можно и за неделю сделать. Экспонат с магазином игрушек я создала на одном дыхании, не переставая, только прерывалась на работу. Из-за того, что там много деталей я делала ее недели четыре и все это время ощущение, что я куда-то опаздываю.
— Расскажете поподробнее про работу «В гостях у Дроссельмейера»: замысел, из каких материалов сделана?
— Это образ магазина игрушек. Мне хотелось из мелкой пластики сделать аксессуары и того, кто создает игрушки. А создает их Дроссельмейер в «Щелкунчике». И вот, я посадила его на высокий стул, такие бывают в библиотеках или в магазинах и дала ему в руки игрушки, но не Щелкунчика, будем считать, что Дроссельмейер его уже сделал, и он пошел погулять. Я люблю игрушечные магазины, но старые, не сильно современные. Кстати, витрина в работе сделана из 3 мм картона, который многие студенты-архитекторы используют для создания макетов.
— В чем заключается идея экспоната «Гоголь»? И почему у него шаржевое лицо?
- Я не делала абсолютного портретного сходства, наоборот, утрировано, шаржево. Когда делается шарж, увеличиваются определенные элементы, которые являются ключевыми, у Гоголя – это его нос главный элемент, поэтому он немного утрирован и сделан еще больше, чем он должен был бы быть. Вообще, эта работа создана для одной из выставок, которая проводилась в «Галерее кукол», посвященной этому писателю. Другие кукольники Ростова делали различных персонажей из его произведений, а я решила сделать самого Гоголя. Мне хотелось показать, как бы две стороны: белую и темную, ведь он настолько противоречив, гениален, его всё время внутри что-то мучило. Ну, не зря же он сжигал свои рукописи. Они стоят спина к спине, как будто защищаются. На мой взгляд, все-таки черная сторона прикрывала белую и наоборот – это единое целое. Но тем не менее белый Гоголь стоит более прямо, а черный согнулся. Я не думаю, что, если бы этой стороны не было, его произведения были бы такими же гениальными.
— Самая любимая кукла из представленных работ?
- Честно говоря, я люблю Мистера Икса. Может быть, он не столь эффектен, но я делала его по образу из старого одноименного фильма-оперетты. Там играл Георг Отс. Он был любимым исполнителем и актером моего отца. В этом тоже есть определенная дань. Именно в его исполнении Мистер Икс – незаслуженно обиженный человек, который выполнял свою работу на цирковой арене, а не мстил, умел любить. Здесь опять же связь музыки, цирка, некого благородства. В этом фильме есть кадры, когда он, воздушный гимнаст, был под куполом цирка и сидел на стуле, наверху, играл на скрипке. И хотя он у меня в работе не под куполом, вся композиция держится на одной ножке. Я хотела передать эффект баланса, впечатления: а вдруг упадет? Я изобразила его без кричащих красок, достаточно скромно и достойно. Там нет показной красоты, навороченного костюма. Кстати, для того, чтобы передать ощущение цирка я не всегда делаю самих клоунов, а отдельные элементы. Например, в «Coffeeman» на Пушкинской и Газетном в витринах мои работы: карусели, колесо обозрения, воздушные шары.
— У Вас есть планы на будущее? Какую коллекцию или отдельные экземпляры Вы хотите создать в будущем?
- Кроме воплощения задумки с клоунами, у меня есть желание создать серию со «Щелкунчиком». Хочется, чтобы это был проект, в котором все персонажи собираются вместе. Мне нравится «Щелкунчик», у каждого свое виденье на него. А еще задумываю сделать работы, связанные с кукольной миниатюрой. Всех секретов не хочется раскрывать, надеюсь, что все сбудется.
Прислала Ольга Молоткова
Подготовила к публикации
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.