Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
Актуально Материнство и детство Где ребёнку искать защиту?

Где ребёнку искать защиту?

Времена теперь такие, что детей своих от этого мира надо ограждать. Иначе потеряешь. Пришёл ребёнок домой, ключом дверь изнутри чик-чик – и всё,  я в домике. Спокойно, тепло, уютно. Если, конечно, семья порядочная. А чуть на улицу – и попадает во враждебную среду. Потому что эта внешняя среда обычно бывает наполнена агрессивными, безнравственными, страшными созданиями. И всё ваше воспитание может в один момент пойти насмарку, а ваше чадо – пополнить ряды этого в силу возраста низкорослого человеческого стада, живущего по принципу ЧЧВ (человек человеку волк). Тут есть свои вожаки, действуют свои жестокие законы. Причём если раньше встречались такие сообщества где-нибудь на пустырях да в подворотнях, то теперь есть они и в школах, и даже в детском саду. Потому как воспитатели и учителя тоже не хотят тратить нервы: день пройдёт и – чик-чик! – я в домике. Не все, конечно, педагоги взирают на происходящее равнодушно, но с каждым годом таких всё больше. Их тоже можно понять. Но только вот ведь что настораживает – а дети как? Как же дети?

Я недавно беседовал с одной учительницей начальных классов. Есть у неё в классе пара сорванцов, которые часто всем мешают, задираются. Ну, надо бы их утихомиривать как-то. И вы знаете, что сказала учительница? – «Да я вижу всё, что они делают, но не хочу на них расходовать свои нервы. Через два года они уйдут – и я их даже не вспомню. А нервная система останется в порядке». Я не нашёлся что ответить. У учителей нет клятвы Гиппократа, так что упрекнуть-то особо и не в чем…

Учителя часто не замечают конфликтов внутри класса, закрывают на них глаза, хотя именно учителя и классные руководители отвечают за атмосферу в классе и легко могут заметить отклонения от нормальных взаимоотношений между школьниками. Скажем прямо: некоторые боятся, другие не хотят лишних хлопот и ответственности. Они оправдывают себя тем, что всегда в классе есть дети, которые становятся «козлами отпущения», и есть агрессоры, лидеры. Но разве это повод отпускать ситуацию на самотек, разве мало сейчас случаев самоубийства среди школьников, доведенных издевательствами одноклассников до предела?

Как-то на этом сайте прочитал письмо одной молодой мамы о том, что сын её как белая ворона: не может найти себе товарищей, над ним издеваются. Просто этот маленький человечек чем-то не похож на агрессивно рявкающую серую массу вокруг, он не может жить по законам стада. А всякая инакость в такого рода сообществе должна быть подавлена.

Нынешние дети гораздо раньше взрослеют. И если раньше родители в семьях берегли своих чад от взрослых разговоров и проблем, то теперь просто не замечают, что под ногами мечется и вырастает их ребёнок.

Я как-то уже рассказывал об одной знакомой нам семье, которая вдруг неожиданно разбогатела. Ну, попёрло, как говорится. Вот только вряд ли такой поворот пошёл на пользу их маленькой дочери. Видимо, в семье обсуждают покупки, сравнивают себя с другими, гордятся, даже заносятся. На дверях в доме – стразы Сваровски, кровать для девочки стоит 90 тысяч, диван в зал купили за 200 тысяч. Может, врут, но с них станется.

Ползимы, по морозам, девчонка ходила в демисезонном пальто и осенних сапожках: было некогда купить – они переезжали. Потом купили… На щуплую восьмилетнюю девочку – какую-то ужасно крашеную дублёночку за… 35 тысяч. И сапожки за десять с половиной. Зачем всё это – непонятно. Ну да ладно.

А дома, видимо, разговор идёт только о деньгах. И вот рассказали случай. Мама мальчика, который учится с девчонкой этой в одном классе, как-то села со своим сыном к ним в машину: куда-то было по пути доехать. Так девочка выставила ногу и в салон пускать не хотела: типа, моя машина.

А потом, пока ехали, высказывала однокласснику: «Ты едешь в машине моего папы! У тебя ничего нет! У моего папы вот такие пачки денег, а ты даже 500 рублей в руках не держал!» Причём родители девочки, в присутствии которых всё это происходило, дочку не одёрнули, не сказали ни слова. Мама мальчика услышала это и высказала всё, что думала; они потом вышли на полдороге, зарекшись куда-нибудь с этими знакомыми ездить. Так самое интересное, что девчонка в двойках, первый класс еле закончила, неизвестно, перейдёт ли из второго в третий. В тетрадке пишет всё слитно, без заглавных букв: «сабачкатузик». Что ж, зато у неё есть красивые наряды…

Хорошо, что в пацана это особо не проникает. Пока не проникает. А то дальше будет? Мой малыш в своё время приходил из школы и мечтал о сенсорном мобильном телефоне: мол, у всех в классе есть, а у него нет. Ну, мы объяснили, что его телефон, хоть и не сенсорный, но тоже весьма не дешёвый. И второй телефон, на расход, у него есть. Вот только это пока телефон. Можем мы ему купить и сенсорный, если б только он действительно был нужен. Мы понимали, что дальше пойдёт хуже. Всякие, там, айфоны, айпады. Игрушки очень дорогие. И мы себе позволить не сможем. 50-60-100 тысяч за навороченный планшет – это круто. А самое главное – бесполезно. Но ведь если в коллективе начинается поветрие… В общем, пришлось купить – что делать!

Родителям девочек ещё сложнее. Тут идёт соревнование в нарядах, в косметике, в украшениях. И как объяснить своей дочке, что в семье иногда нет денег даже на хлеб! В классе могут дразнить и оборванкой, и золушкой, и нищенкой. То есть будет нанесена непоправимая психологическая травма.

Прежде школа уравнивала детей: была одинаковая форма, драгоценности носить не разрешали, косметика тоже не приветствовалась. И как-то все были в равных условиях. Потом жизнь людей разводила, позднее соревновались в достатке. А сейчас преград никаких нет. Учителя, которых в девяностые годы унизили, тоже стали относиться ко всему этому по-другому. Они тоже люди, хочется и одеться дорого, и покушать вкусно. И всё меньше жалости и понимания по отношению к детям из бедных семей.

А что будет, если, окончив школу, умненький ребёнок из небогатой семьи решится поехать на учёбу из сельской местности хоть в тот же Ростов! Даже если поступит человек на бюджет, всё равно, как правило, преподаватели вымогают. Слышишь – то тут, то там осудили препода. А их, таких, не убывает.

Девочка знакомых учится в одном из самых престижных и заслуженных вузов донской столицы. Так случилось, что экзамены в школе сдала неважно, – и поступила на платное отделение. Так вот жаловались: каждый зачёт – полторы-две тысячи, каждый экзамен – четыре-пять, а то и больше. Причём независимо, знаешь ты предмет или нет. Даже если знаешь, тебя некоторые преподаватели просто завалят. И это при том, что и так вузу платят за обучение.

Кстати, я недавно беседовал с преподавательницей из того вуза. Она сказала откровенно, что такая практика действительно есть. Но там круговая порука. Всё, дальше говорить не буду, а то ещё начнут расспрашивать. И вообще, может, всё это люди придумывают)))

Конечно, материальное расслоение общества очень сильный, так сказать, поражающий фактор личности. Однако сверстники могут нести для вашего ребёнка и ряд других опасностей.

Недавно по России прокатилась волна подростковых самоубийств. И чаще всего причиной становились именно проблемы во взаимоотношениях с ровесниками, с одноклассниками, с друзьями и любимыми. В обиход вошло модное слово – буллинг. Кибербуллинг…

Распространённой является ситуация, когда в классе начинается травля новенького или ребенка, который чем-то отличается от других. Ее можно избежать и контролировать. Опыт показывает, что беседы с детьми на эту тему приведут к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего агрессия в классе появляется тогда, когда школьниками не интересуются, не пытаются найти индивидуальный подход к ним и привить какие-то моральные нормы. И тогда травля слабых и «не таких» расцветает вовсю. Если не пытаться исправить ситуацию, то могут быть печальные последствия

Не вспомню сейчас, но смотрел пару лет назад какой-то то ли эстонский, то ли литовский фильм о том, как одноклассники издевались над своим товарищем. Отбирали у него деньги, били его, дразнили и в конце концов даже превратили в жертву сексуального насилия.

Тот товарищ, который вступился за него, тоже стал изгоем. И вот ребята выносили страшный план мести. Раздобыв где-то оружие, молодые люди пришли и расстреляли полкласса – всю компанию своих обидчиков. А потом застрелились сами. Потому что такая жизнь дальше была невмоготу.

В чём причина этого? В чём причина череды самоубийств в России? Просто подростковый возраст наиболее опасен в этом плане. Молодые люди сгущают краски, зачастую не дорожат жизнью, воспринимают личные неудачи как трагедию, после которой дальше нельзя жить. Кроме того, СМИ, Интернет, общение со сверстниками способствуют снятию большинства запретов, в том числе и на убийство.

Недавно, открывая нужную страницу в Интернете, я столкнулся с навязчивой рекламой одной игры. Это игра для мальчиков «Расстреляй его». Вот аннотация, которую я скачал: «Как играть в игру для мальчиков «Расстреляй его». Просто и незатейливо издевательская игра над бедным рисованным человечком. Человечек довольно стойкий, и хотя и страдает кровопотерей и болевым шоком, отлично выдерживает все издевательства. А может, ему и не больно совсем? В твоем арсенале огромный выбор оружия для убийства малыша – кастеты, пистолеты, автоматы, огнеметы, гранатометы, бомбы и мины… Все это смертоносное оружие можно апгрейдить до еще более убийственного. Очки для улучшения зарабатываются избиением человечка». Такая вот бессмысленная, беспощадная, жестокая, издевательская игра для настоящих маньяков.

В дурной компании (а, к сожалению, теперешние компании в основном дурные!) ребёнка могут научить чему угодно. А если он не захочет учиться, его будут преследовать и унижать. Но что же делать?

Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть. Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет обо всем. Если нет, не нужно настаивать на ответах, пытайтесь помочь ему советом, проявите максимум доброжелательности. Подросток должен быть уверен, что вы на его стороне, что он может просить у вас помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником.

Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в Интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Вот только некоторые факты, подтверждающие это.

В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в Интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали.

В Тюмени 14-летняя школьница Наташа С. выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц.

19-летний Сергей А. в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района. По одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили насмерть железными прутьями и арматурой.

Стая детдомовцев нанесла мужчине 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище – около 130 и на конечностях – около 160. Всего более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели.

В Ростове постоянно читаешь о подобных случаях. А то вон на днях в Тацинке девочка побежала навстречу движущемуся поезду

Продолжать? Вряд ли. Но тогда что же делать?

Какие-то универсальные советы здесь дать трудно. Но главное – родители не должны забывать, что у них есть дети. К сожалению, если в семье появляется ребёнок, а потом ещё, личная жизнь родителей если не закончилась вовсе, то стала серьёзно усечена. И если мать делает карьеру или вынуждена работать от зари до зари, вряд ли в наше непростое время из ребёнка вырастет что-то толковое. Дети должны быть с кем-то, чтобы заполнить свой информационный, нравственный, коммуникативный вакуум. Если семья ребёнку этого не даёт, вакуум будет заполнен со стороны. И когда родители спохватываются, часто бывает уже поздно.

P.S. Если кто-то подумал, что я обвиняю исключительно учителей или исключительно родителей в сложившейся ситуации, объясню сразу: это не так. При СССР была налажена стойкая связь семьи и школы. И только такая связь может защитить наших детей от негатива среды. Считаю, что на новом этапе нам нужно взять всё самое лучшее от советской школы. Индивидуализм, который пытаются воспитывать в детях, для многих оказывается губительным. В конечном итоге – для всего общества.

Игорь Северный

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

2 комментария

  • ВалеНТина:

    В советское время наши родители работали. Мы тоже работали, когда учились наши дети. И ничего. Учителя учили, ученики учились и уважали учителей. У нас было государство, которое заботилось о нас, а мы о нём. Пропаганда, что такое хорошо и что такое плохо - велась постоянно. Все знали, что после окончания школы, поступят в ВУЗ, потом с работой не будет проблем. Мы воспитывались в коллективе и нам это нравилось. Сейчас пропаганда другая. Показали, что творится в тик-токе (и не только). Это просто ужас. И это пропаганда, поэтому и всякое безумие, чтобы набрать как можно больше подписчиков и заработать деньги. Трое выродков из другого государства избивают 8-летнюю девочку, то взрослый детина избивает мать, то толстяк перед экраном выполняет за деньги всё, что ему говорят.

  • In:

    Давно не было Ваших философских статей. Извините, но суть-то в чем? Как всегда длинно, с размахом( вряд ли кто до конца дочитает), но не там зерно ищите. Общество создаёт государство, а семья и школа существуют внутри этого государства ,и живут по его правилам и законам, нашему государству не нужно сплоченное общество, умные, образованные люди, вот и результат. С экрана льется грязь, про соцсети вообще молчу. Кто герои? На кого равняться?
    Не согласна и с утверждением, что сейчас дети рано взрослеют. Если разве ,что в том плане ,,рано узнают откуда берутся дети, то да, рано." Но в остальном, они инфантильны и беспомощны до 20 лет . Мамы водят за руку в школу , узнают за них уроки, собирают портфели, бегают к учителям с вопросами, потом устраивают в вуз и даже на работу.
    Много можно написать, но толку то...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru