Информация о спецоперации ФСБ, которая якобы выявила на юге страны гигантскую мошенническую схему, связанную с обманом водителей на АЗС, официально пока не подтверждена. Однако экспертов такие сообщения не удивляют – проблема с недоливом топлива действительно существует.
В конце минувшей недели в СМИ появилась информация о выявлении крупного мошенничества, связанного с массовым обманом водителей в южных регионах России. По данным «Росбалта», ФСБ удалось задержать хакера, чье программное обеспечение для АЗС позволяло их владельцам при заправке топлива недоливать покупателям от 3 до 7% от общего объема. Речь шла о целом ряде регионов и большом количестве АЗС, и, как следствие гигантских объемах недолитого топлива.
При этом задержанный хакер Дмитрий Заев, по данным издания, ссылающегося на источники в ФСБ, создал «уникальный продукт», с которым сотрудники ведомства еще не сталкивались – он оказался не похож на уже известное программное обеспечение для недолива топлива.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты констатировали, что проблемы с мошенничеством на АЗС действительно существуют. Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов несколько лет назад сам стал участником громкого скандала, столкнувшись с вопиющим фактом обмана на АЗС по дороге на юг.
«Мне тогда залили в бак, в котором уже было какое-то количество бензина, якобы 60 литров топлива. При этом его физическая емкость – 55 литров. Когда я вызвал полицию, то контрольный замер показал, что все идеально и никаких отклонений уже не было.
Я прекрасно помню, как в ожидании стражей порядка оператор АЗС перезагрузила систему на другой софт», — рассказал он.
По его словам, внедрение на АЗС специальных программных комплексов, которые позволяют оператору в ручном режиме настраивать «недолив» топлива – распространенное явление, так как они весьма доступны.
«Чаще всего недолив осуществляется при заправке полного бака. Такова особенность этого софта. Если клиент заправляется на круглую сумму, к примеру 500 рублей, система обманывает, но не сильно. Если говоришь просто – полный бак, здесь недолив уже максимальный. А если заправиться на 10 или 20 литров, то здесь как раз риск обмана минимален, я советую выбирать именно эти варианты.
Дело в том, что на каждой заправке есть мерный цилиндр, которым можно проверить объем выдаваемого топлива. Кроме того, многие заливают в 20-литровые канистры, где также легко выявить недостачу, поэтому обманывать здесь чревато и система выдаст столько бензина, сколько надо».
По мнению активиста, обман происходит на уровне начальника отдельной АЗС и нет разницы, идет ли речь о бензоколонке крупной федеральной сети или малоизвестного бренда.
«Это очень высокодоходный бизнес, который крайне сложно выявить. Даже если водитель что-то обнаружит, то в конкретном случае ущерб измеряется сотней рублей, а для уголовного дела нужна хотя бы 1000, да и процесс доказывания такого обмана крайне сложен. Даже если приедет полиция, как в моем случае, всегда можно все перенастроить обратно. Поэтому единственный способ как-то обезопасить себя, заливать четкое количество литров, в идеале 10 или 20», — подытожил Шкуматов.
Проблема есть
«Проблема недолива есть и она объективная», — констатирует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
По его словам, злоупотребления обусловлены особыми физическими свойствами бензина. «При низкой температуре он сжимается в объеме, а при высокой – увеличивается. Если зимой топливо на базе хранилось при -25, то на АЗС в подземном хранилище температура +5, не ниже.
В таких условиях его объем на самой заправке окажется больше, чем было отпущено с базы и зимой у заправщиков появляются излишки. А летом наоборот. Из раскаленной емкости на базе снова в хранилище и тут разница в температуре будет уже градусов 30-40, но в другую сторону. А значит и у АЗС объем топлива в реальности будет меньше закупленного. Из-за этого появляется серьезная недостача и некоторые сотрудники ее покрывают с помощью вот такого недолива», — рассказывает Сергиенко.
Он не верит информации «Росбалта» о том, что злополучный вирус мог быть внедрен в очень большое количество АЗС. «У нас в России около 24 тысяч АЗС и несколько десятков заправок, о которых, как я понимаю, идет речь в данном случае, это мизер, — говорит исполнительный директор союза. –
Более того, сейчас программное обеспечение сквозное. Все идет аж до налоговой службы. Изменить все это очень сложно. Да, было раньше, когда все замыкалось на одной АЗС, использовались какие-то хитрости».
При этом он признал, что особого контроля за деятельностью АЗС нет. Росстандарт следит только за качеством самого топлива, а Роспотребнадзор реагирует на жалобы. «Для того, чтобы провести проверку внеплановую, нужно чтобы кто-то пожаловался, зайти через прокуратуру, обосновать, что надо проверять, все это очень сложный процесс и условия для всяких ухищрений есть. Но я не думаю, что речь идет о каких-то массовых случаях», — отмечает Сергиенко.
Он уверен, что шанс столкнуться с обманом выше на мелких АЗС, на крупных эта вероятность намного ниже. «Сейчас экономическая ситуация с реализацией топлива достаточно сложная. Особенно в прошлом году было тяжело, потому, что оптовые цены слишком росли, а розничные, которые у всех на виду, поднимать невозможно.
И доходность многих розничных АЗС очень низкая и тут, конечно, соблазн появляется за счет каких-то недоливов обеспечить дополнительную доходность», - отметил собеседник «Газеты.Ru».
Сообщения о выявлении подобных преступлений время от времени, но не слишком часто, поступают от правоохранительных органов. Помимо разоблачения хакера Заева, которое официально пока никто не подтвердил, можно вспомнить масштабное раскрытие МВД мошенничества в 2013 году, когда на десятках современных АЗС крупнейших брендов в Саратовской и Самарской областях были выявлены специальные «жучки», которые позволяли незаметно обманывать водителей.
Примечательно, что тогда об этой истории сообщил все тот же автор агентства «Росбалт», сославшийся на источники в силовых структурах. Тогда стражи порядка также столкнулись с серьезными проблемами при фиксации и доказывания преступной деятельности – несколько литров недолитого топлива оказалось явно недостаточным для уголовного дела. В итоге его удалось возбудить лишь в Самарской области.
Впрочем, сотрудники заправок неофициально рассказывают, что стать жертвами обмана автомобилисты могут и на заправках со вполне исправным софтом. Недоливать топливо, используя различные хитрости, могут и сами операторы АЗС. При заправке перекачка прекращается когда итоговому объему топлива не хватает около 0,5-1,0 литр топлива, которому нужно еще несколько секунд, чтобы пройти по заправочному шлангу. Но если шланг сильно скручен, на нём есть петли или загибы, то в бак в итоге может почти ничего не попасть.
Гораздо более широкий маневр для обмана на АЗС старого образца, где установлены механический циферблат или даже стрелки, однако такие остались лишь в отдаленных регионах или маленьких населенных пунктах, а на федеральных трассах, и в европейской части страны их уже не встретишь.
Анатолий Караваев, «ГазетаРу»
Фото Валерий Матыцин/ТАСС
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
12 комментариев
Та ситуация когда статья в УК за мошенничество должна быть за кидок до 100 000р.- 10 лет, более 100 000-20 лет, но такого не будет ибо сажать придется власть имущих пачками(...)
Внимательно прочёл статью о недоливе бензина на АЗС А. Караваева. Статья длинная, но совершенно пустая, похожа на бак автомобиля после заправки на АЗС. Платишь много - а получаешь мало. Проблема с недоливом топлива существует повсеместно. Самое интересное, что заниматься этой проблемой в стране некому, надзорные органы всячески уклоняются, а органы прокуратуры и полиции заявителям пишут отписки. Сам лично прошел этот долгий путь. Владельцы АЗС чувствуя свою безнаказанность, на столько обнаглели, что убрали с АЗС контрольные мерники. Автор статьи даёт глупые советы, заправлять 10 и 20 литров. Пример. Проживаю в г. Таганроге в котором большое количество АЗС "Эксон Ойл", некоторое время постоянно заправлялся на одном месте, обратил внимание, что имеет место большой недолив. Очередной раз взял с собой пустую 10 - ти литровую канистру, оплатил, получил чек за 10 литров, потребовал мерник. Сотрудники АЗС отказались предоставить мерник, ссылаясь на то, что колонка проверена и опечатана, мерник не нужен. По телефону вызвал полицию. Через 30 мин. прибыл сотрудник полиции, он приватно беседовал по телефону с представителем АЗС, после этого объявил, что вопрос недолива не в компетенции полиции. Оформлять протокол отказался. Замер в домашних условиях купленного бензина показал, что недолив составил 1.7 литра на 10 литровую канистру. Прокуратура дала уклончивый ответ на мою жалобу на бездействие сотрудника полиции. Роспотребнадзор на моё обращение ответил уклончиво, типа этот вопрос не в их компетентности. У меня сохранились копии моих обращений по недоливу и ответы из инстанций. Могу предоставить. Тема очень больна, люди страдают. Многие просто смирились. Ждут пока в этот вопрос вмешается В,В, Путин.
Имею дачу в х Рогожкино. Каждые выходные езжу мимо заправки Эксон Оил на Всесоюзной 5Б Ростов-на-Дону. Постоянно на ней заправлялся. К качеству бензина (А-95) претензий не имею - за всё время не заметил ничего. Как-то решил налить две канистры 10 и 20 л. На этой заправке влезло 33 литра!!! До этого в эти же канистры еле еле поместилось 30,5 л. Не стал возмущаться - просто вычеркнул эту кампанию из списка нормальных заправок.
Уважаемая редакция! Вы поднимаете очень больную тему, недолив топлива на АЗС. Уверен, что Вы найдёте поддержку у большого количества пострадавших владельцев автомобилей. Идёт просто грабёж, самое главное, что власть закрывает глаза на эту проблему, так же как и на проблемы грабежа людей в ЖКХ, дольщиков и многом другом.
Почти 15% недолива - очень много! Т.е. если ты заправился на 500р., то обсчитали на 100, а если на 1000р. - то уже около 200р.?!
"вмешается В,В, Путин", а еще Сечин, Миллер и Ротенберги.и будет нам шасте.
У нас на АЗС "Газпром" в ст. Северской Краснодарского края недолив огромнейший! Залила 30 л - недолив 5-6 л. Второй раз залила 25 л. Недолив те же 5-6 л. Как пишет автор статьи, доказать практически невозможно. Но переплачивать больше 200= руб с каждой заправки - это уж сдишком! И что делать в этой ситуации? Ездить за каждыми 10 л тоже не вариант!
А как вы определили, что недолив, тем более, что 5 литров это далеко не 6 литров, возможно у вас машина много бензина потребляет, а вам кажется, что недоливают. Возьмите 20 литровую канистру и закажите 25 литров, если 25 литров вместятся канистру, то смело требуйте компенсации и доказывать никому ничего не нужно.
так ведь в канистры отказывают заливать...
Быть такого не может, я регулярно заливаю в канистру, только канистра должна быть металлической, а не пластиковой. Впрочем, можно и без канистры. Заливаешь полный бак, засекаешь километраж и на очередной заправке проверяешь сколько проехал и сколько залил, только при отрицательных температурах этого лучше не делать, так как в баке бензин на морозе сильно сжимается.
В Белоруссии батька Лукашенко сохранил государственные заправки. На частных заправках не могут поднять цену или мошенничать, так как у них просто перестанут заправляться. При сществующей в нашей стране капиталистической системе созданы все условия для мошенничества. Всё в частных лапах - добыча, переработка, хранение, транспортировка, продажа. И на каждом этапе каждый частник стремиться к наживе. (...)
7% от общего объема это очень много, даже 3 % это заметит любой водитель не говоря уже про 7 %.