Поскольку темы любви, брака и разводов являются вечными, они уже успели обрасти различными стереотипами и историческими мифами. Здесь и мифы о вечной любви, долге перед семьей и том, что в стародавние времена разводов не было, семьи были крепче, а мужчины ответственней. Браки действительно были крепче, но не потому, что разводов не было.
Эволюция страсти и семейного долга
В одном из номеров исторического журнала "Родина" помещена статья кандидатов наук Александра Синельникова и Ольги Дорохиной "Страсть или долг? Эволюция брачно-семейного законодательства в России".
Увы, никакой эволюции в статье мы не видим. Там лишь набор фактов, иллюстрирующих противостояние "страсти" и "долга". На мой взгляд, сие противостояние больше подходит дамскому роману XIX-ХХ веков, нежели аналитическому исследованию.
Видимо, авторам неизвестно, что в течение тысячелетий главным в браке были не долг или страсть, а взаимная поддержка мужчины и женщины, которая цементировалась любовью. Несколько упрощая, можно сказать, что семья всегда была хозяйственной ячейкой общества. Причем, хозяйство это было — не только корова и огород, но и "дело", то есть ресторан, пароходство, издательство и т. д.
Наконец, имели место семьи, представлявшие собой научное или политическое содружество. Ну, а о династических браках и говорить не стоит.
Вот, например, почему Ленин не разошелся с Крупской и не ушел к Инессе Арманд? Сравните фотографии Нади и Инессы, их наряды, их эмоциональность. Ах, Ильич был человеком долга! Какого долга? Он с детства был атеистом, презирал царские законы, его коллеги социал-демократы и оппоненты социал-революционеры постоянно сводились и разводились, и ни в грош не ставили церковный брак. Наконец, Надежда Константиновна не могла иметь детей, а Инесса родила пятерых. Отцом одного из них ряд историков считают Ленина.
А страсть была, да еще какая! Доказательства — письма, публичные слезы, переходящие в истерику у Ленина на похоронах Инессы Арманд.
Почему же он не ушел? У них в семье и чайного сервиза не было, даже чашки разные. Их объединило общее дело. Крупская в эмиграции была не только первоклассным секретарем Ленина, но и ведала всей партийной кассой. Надя вела всю переписку с Россией, показала себя хорошим шифровальщиком и, есть основания полагать, занималась контрразведкой внутри партии.
История разводов на Руси
Но вернемся к истории развода на Руси. Начну с того, что развод был нормальным явлением у язычников-славян. Совершался он в течение одного дня. Супруги или их родичи публично разрывали над проточной водой или над перекрестком дорог полотенце, пояс или иной предмет одежды. После этого действа супруги считались разведенными и могли вступать в новый брак.
Но вот князь Владимир Святославович крестил Русь. Однако на разводах это практически не сказалось, поскольку в первые 300 лет христианские обычаи медленно проникали в быт населения, особенно в глубинке.
А в XV веке Русь разделилась на свободные земли и территории, подвластные свирепым московским самодержцам, сделавшим митрополитов своими "замполитами". Тут уместен афоризм классиков "История — не тротуар Невского проспекта".
Московские владыки огнем и мечом объединили Русь, что соответствовало "историческому прогрессу". И, надо сказать, сделали они это менее кроваво, чем испанские, французские и английские короли. Но из вышесказанного не следует, что население Господина Великого Новгорода до 1480 года жило хуже москвичей.
В Новгороде, Пскове, Хлынове (Вятке) и ряде других городов высшим законодательным, а зачастую и исполнительным органом было вече. Духовенство в значительной части, а то и полностью избиралось клиром и мирянами. Развод же был столь же свободен, как и в языческой Руси. Между прочим, социальный статус и права женщины в вольных городах были куда выше, чем в Москве. Так, в Новгороде никто не смотрел косо на трижды или четырежды разведенную женщину.
В конце XV — начале XVI веков Иван III и Василий III захватили Новгород, Псков и Хлынов и установили там деспотические московские порядки.
После этого свободными остаются до середины XVIII века лишь земли донских, малороссийских и запорожских казаков. Развод там свободен и быстр. Например, на Дону, чтобы развестись, казак выводил свою жену в круг и трижды повторял: "Ты мне больше не жена" (обряд почти совпадает с мусульманским). Сразу же после этих слов из круга мог выйти другой казак и накрыть разведенную полой своего кафтана. Если женщина не сопротивлялось, то считалось, что она вновь вышла замуж. После этого поп мог совершить венчание, но и без него женщина считалась замужней.
Свободный был развод и у малороссийских казаков. Это создавало им большие проблемы при въезде в российские пределы. Дело в том, что в XVI — начале XVIII веков в Россию бежали сотни тысяч малороссов, спасаясь от притеснений польских панов и "междусобойчиков" местных "полевых командиров" — гетманов, полковников и атаманов.
Пограничные московские воеводы принимали беглецов, но пытались действовать по московским законам и часто силой отбирали жен у новых мужей и отправляли их к старым.
Вопреки расхожему мнению большинство так называемых "старых" (состоятельных) запорожцев были… женаты. Но жены их жили не в самой Сечи (крепости), а в многочисленных палатках, на хуторках и пасеках на Великом Лугу, окружавшем Сечь. Кто-то из "старых" запорожцев был обвенчан, кто-то нет. Многие имели по несколько жен.
В Московском государстве развод был предельно затруднен. Это связано не с религиозными догмами, а с желанием правителей как можно сильнее подчинить подданных. Сами же владыки разводились быстро и часто. Вспомним тех же Ивана IV и Петра I.
Классический пример. Та же Екатерина II официально сделала фаворитизм важнейшей государственной службой. И в то же время издевалась над Александром Суворовым, не давая ему развестись с развратной женой, о которой сплетничали обе столицы.
Разводы в Российской империи
Развод в Российской империи мог быть совершен только Священным синодом, а руководил синодом обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый императором. Однако для лиц императорской фамилии и высшей аристократии разрешение на брак и, соответственно, на развод давал лично император. Замечу, что Николай II, давая разрешение на брак и развод, руководствовался в основном внешней и внутренней политической конъюнктурой. Таким образом, в 1914–1916 гг. в связи с ухудшением ситуации в империи ряд великих князей и княгинь получили возможность легализовать свой брак или развод.
Тут важно отметить, что суровые правила развода в России распространялись только на православных. Представители иных конфессий разводились по своим законам. В частности, у мусульман к 1917 г. на законных основаниях существовали полигамия и быстрый (в течение нескольких минут) развод.
Борьба с разводами чуть не привела к общеевропейской войне
В 1886 г. борьба Священного синода с разводами чуть не привела к общеевропейской войне. В 1868 г. в Париже состоялась свадьба князя Константина Горчакова, сына канцлера Российской империи, и 18-летней принцессы Марии Стурзы, дочери господаря (правителя) Молдавии, причем не будущей Молдавской ССР, которая тогда именовалась Бессарабией, а большой области в Румынии.
Несмотря на титул, родство и связи бездарный Константин карьеры не сделал, зато много пил и развратничал. В итоге Мария в сентябре 1885 г. обратилась в петербургскую консисторию с иском о разводе. 4 октября было вынесено решение о "пасторских увещеваниях" супругов. Стороны 5 и 15 декабря вызывались для "судоговорения", но на заседания Горчаков не явился.
Князя легко понять. Речь шла об огромных владениях Марии в Бессарабии, которых клан Горчаковых автоматически лишался при разводе. Таким образом шансов у Марии развестись в Петербурге не было, и она обратилась к Вселенскому Константинопольскому патриарху Иоакиму IV.
С учетом того, что Мария оставалась подданной Румынии, 27 февраля 1886 г. ей был дан развод на основании Византийского права — кодекса Арменопула и 28-го правила Халкидонского собора.
Русский посол в Константинополе Нелидов и ряд российских министров начали кампанию против патриарха. Газета "Русский курьер" писала: "Дело может принять размеры вопроса международного". Из-за болезни и травли патриарх Иаким IV 14 декабря 1886 г. оставил престол. Новым патриархом стал Дионисий V. "Церковный вестник" — официальный орган Священного синода — разразился угрозами в адрес патриарха: "Заклинания Дионисия не помешали нам войти в Адрианополь, не помешают нам войти и в Константинополь".
Ну, а на Мальте британские броненосцы были выведены из резерва и начали разводить пары. После чего и Синод, и министры прекратили разговоры и о Константинополе, и о Марии Стурзе.
Почему современные браки разбиваются о быт
Авторы статьи "Страсть и долг" утверждают: "Либерализация законов о разводе не решила ни одной из проблем… Если общество признает высшей ценностью страстную любовь, то и разводы, и измены, и внебрачное сожительство рассматриваются как нормальное явление, порожденное страстной любовью… Законы изменились, а кризис семьи только усугубился и продолжается до сих пор".
Господа, кризис брака в России обусловлен не свободой развода, которая, кстати, весьма ограничена, а целым рядом иных причин. Сейчас не времена Пушкина или Дениса Давыдова, которые на 4 и, соответственно, 7 предложений вступить в брак получали по 3 и 6 отказов. И это известнейшие поэты. Родословная Пушкина восходила к Андрею Кобыле, от которого произошли и Романовы. А Денис Давыдов — генерал-майор и первый партизан России. Невесты тех времен мечтали заполучить обоих в свои гостиные, но не считали, что супружеская жизнь с ними будет удачной.
А сейчас 18-25-летних парней волокут в ЗАГС после нескольких дней знакомства, а то и на следующий день после пьяной тусовки с сексом. 99 процентов этих парней и не думали завести семью и детей, но в ход идут и "медовая ловушка", и наглая ложь "ничего не изменится".
Никого не интересует наличие в семье жениха или невесты хронических алкоголиков, психических больных, носителей генетических заболеваний. Есть и много других причин.
В итоге сейчас требуется не ужесточение развода, как косвенно следует из статьи, а наоборот, его надо сделать быстрым, в течение одного дня, и по требованию даже одной стороны.
Сейчас у нас ряд депутаток Госдумы делают себе паблисити на "борьбе с насилием в семье". Единственный их рецепт — побольше доносить женам на мужей и побольше сажать мужчин. Никто из этих дам даже не попытался навести справки, сколько сотен тысяч или миллионов у нас людей оказалось вне закона. То есть людей, которые не живут вместе, но формально числятся в браке. Многие из них подали заявления на развод, но так и не получили его из-за наши "гуманных" законов.
У многих новые семьи, но они должны жить по принципу "шведской семьи" — дети общие, деньги общие, квартира общая и т. д. Родился ребенок в новой семье, а отцом его записывается супруг "по паспорту". Имущество обеих семей неделимо, то есть старый супруг может прийти и забрать все, что ему надо, и на него нельзя подать в суд. Новая семья не может совершать коммерческие сделки, ну, а с кредитами, так тут сам черт не разберется.
Посчитали бы дамочки из Госдумы, сколько людей погибает, получает увечья, инфаркты и инсульты за время между подачей заявления на развод и получением развода. А это минимальное время длится месяц, а максимальное — несколько лет.
Ну, а скрепить браки и заставить женихов и невест серьезно относится к браку может только введение нормального брачного договора. Стороны в договор должны иметь право вписывать все, что не противоречит Уголовному кодексу. Я школьником завидовал Жаклин Кеннеди и Аристотелю Онассису, у которых в брачном договоре была 81 статья.
Жених хвалится, что он почти не пьет, а невеста, что никогда не будет изменять мужу. Милые, хватит болтать. Напишите это на бумаге и распишитесь.
По материалам: Александр Широкорад, РravdaRu
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Один комментарий
Как сказал один юморист: хорошую вещь браком не назовут.