Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
Есть мнение Казаки

Казаки

Журналист Максим Кононенко — о том, можно ли говорить о возрождении особого этноса

Моего прадеда звали Моисей. Моисей Епифанович Иванов. Он был старообрядец, и родители его были старообрядцы. Поэтому и назвали Моисеем — потому что по святцам так выпало, а не по святцам староверы назвать ребенка никак не могли.

А еще мой прадед Моисей Иванов был казак. Донской казак из станицы Константиновская (помните «Тихий Дон»: «Мой 3-й взвод третьей сотни — из казаков Константиновской  станицы. Серые ребята. Один только балагур и песенник»). Такими донские казаки и были — серыми ребятами. Я помню этих дедов в штанах с лампасами, с бородами лопатой и в фуражках. Еще в начале 1980-х они сидели на берегу Дона и смотрели куда-то вдаль, в эту пыльную и унылую степь, и что там творилось в их стариковских головах, мне неведомо.

Это были последние казаки, которых я помню. Мой прадед прошел три войны, а после окончания Великой Отечественной его попросили сдать оружие в милицию. Дед Моисей отнес туда шашку и винтовку — и на этом донское казачество закончилось. С того самого 1945 года и до самой своей смерти в 1987-м Моисей Епифанович занимался разведением пчел на собственной пасеке во дворе своего родового дома теперь уже в городе Константиновске.  

У деда Моисея была жена — Лукерья Савельевна. Ее взяли увозом в возрасте 16 лет — так тогда было принято. Прабабушка с прадедушкой прожили в счастье всю жизнь и умерли с разницей в один год, в возрасте почти ста лет. У них был очень строгий быт, они никогда не смотрели телевизор и не слушали радио. В их доме всегда была тишина, и нас, детей, пускали туда посмотреть на угол с иконами только при условии, что мы будем вести себя тихо. В доме всегда было полутемно.

А детей было много. У прадеда и прабабушки было так много детей, что разница в возрасте между старшей дочерью, мамой моего отца Ефимией Моисеевной, и младшей дочерью, Татьяной Моисеевной, была 30 лет. Мои родители были ровесниками Татьяны, а ее дети — моими ровесниками. И я проводил с ними очень много времени в детстве. Формально они были мне дядьями, но фактически — братьями.

Так вот, я никогда не помню, чтобы хоть кто-то в этой семье хоть когда-то говорил что-нибудь о казачестве. Никто из моих братьев (а на самом деле дядьев) не считал себя казаками. Никто из детей Моисея и Лукерьи не считали себя казаками. Никто в Константиновске не считал себя казаками тогда, в 1970-х и 1980-х. Никто из наших родственников по этому роду в Ростове-на-Дону и Новочеркасске не считал себя казаками. Даже когда бабушка по секрету рассказывала мне, школьнику, невероятную историю о событиях в Новочеркасске, она ни разу не произнесла слово «казаки». Не было там никаких казаков, а были простые рабочие. Потому что никакого казачества не было. Казачество закончилось после войны, когда советская власть потребовала от казаков сдать оружие.

А потом, в начале 1990-х, я вдруг увидел молодого казака. Но не на Дону, а на Кубани, в городе Кропоткине, откуда родом моя мама. Парень лет 30 в гимнастерке, блестящих сапогах и фуражке. За голенищем сапога — нагайка. На гимнастерке — орден Красной Звезды. Я очень хорошо запомнил тот орден Красной Звезды на гимнастерке этого человека, в котором моя двоюродная сестра Лена опознала сантехника местного ЖЭКа. Парень медленно шел такой развязной походкой советского, чуть приблатненного гопника, щелкал семечки и надменно смотрел на прохожих. Прохожие смотрели на него со смехом. Так зарождалось новое кубанское казачество.

Потом таких «казаков» становилось всё больше и больше, а потом вдруг стали вспоминать о своем казачестве и те потомки казачьих родов, которые при живых прадедах не осмеливались даже заикнуться об этом. Потому что какой ты к черту казак, если у тебя нет коня, нет оружия и ты ничему не учился по части военного дела?

Потом вдруг выяснилось, что казаки — это этнос. Никогда ни от кого из тех, старых дедов я не слышал, что казаки — это народ. Все они были русскими, и дети их были русскими, и внуки, и правнуки — я, например. Они были строгими православными, но никогда никому не навязывали никаких своих православных правил — разве что крестили меня при первой возможности. И уж, конечно, никому из них в голову прийти не могло громить выставки, бросать камни в гомосексуалистов или срывать театральные постановки — даже стыдно как-то считать, что это казачье дело. Не говоря уже о том, чтобы делать всё это под защитой ОМОНа.

Сейчас, наверное, ситуация изменилась. Казачьих атаманов утверждает президент, есть закон о казачестве, наверняка они ведут какую-то военную подготовку, а может быть, у них и оружие есть. Может быть, казаки снова стали теми, кем они были во времена молодости моего прадеда Моисея, — армией на поселении. Армией под защитой ОМОНа.

Но кем бы ни считали себя все эти новые атаманы и новые казаки — я никогда не смогу считать их эквивалентными тем старым дедам. Дедам в штанах с лампасами, в фуражках и с бородами лопатой, которые сидели на берегу Дона, смотрели слезящимися от ветра глазами в пыльную, унылую степь и неизвестно о чем себе думали. 

По материалам сайта "Известия", 2013 год

От редакции. Со времени написания этого текста прошло восемь лет. Близится очередная перепись, где среди национальностей можно теперь указывать и "казак". Правда, там теперь будет несколько "разновидностей" казаков, в том числе и "русский казак".

Приглашаем читателей к размышлениям на эту тему. Только очень просим высказываться интеллигентно, без навешивания ярлыков, без злобы, ругательств и прочего. Здесь мы принимаем именно мнения. Естественно, что каждое будет субъективным.

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

10 комментариев

  • ДмитрийВВ:

    Выбирают национальность "Казак" или "украинец" люди определённого типа. Пусть сдадут генетический тест, и окажется что они все русские по генам, потому что казак - русский конный воин, а украинец житель окраины России, не из столицы, деревенский человек. Вообще зря ввели добровольность вместо медицинских данных:

    " по Москве, могут иметь в виду, что здесь проживают 46 "джедаев", 20 "эльфов", есть "готы", "гном" и "самурай". Об этом на пресс-конференции, посвященной итогам переписи населения 2010, сообщил руководитель Службы государственной статистики Александр Суринов.
    "Интересной тенденцией" он назвал рост числа людей, которые причисляют себя к национальности "сибиряки": если в 2002 году таковыми себя назвали 8 человек, то по данным переписи 2010 года, их было выявлено 4 тысячи 166 человек. А в Ставропольском крае один человек в графе "национальность" написал "штукатурщик"."

  • Ник:

    В 70-е, 80-е никто не упоминал слово казак, не потому, что не было такого понятия, а потому что была жива память о репрессиях казачества. У меня мама в сарае в старой казачьей гимнастёрке хранила фотографии своего отца, служившего в своё время в Новочеркасске, потом репрессированного в 30-е годы и по приговору тройки преданного смерти. Так вот она их (фотографии) не показывала и ничего не рассказывала очень долго. А казаки себя считали народом прочитайте что пишет Шолохов, но советская пропаганда внушала, что казаки это беглые холопы.

    • Валентина:

      Я выросла в казачьей станице Краснодарского края. На всех приезжих местные коренные казаки смотрели свысока, даже сыновьям запрещали жениться на приезжих (так случилось с моей двоюродной сестрой). Они все гордились своим происхождением, в праздники организовывали скачки, соревнования, которые требовали спец. подготовки, пели свои казачьи песни. Они собирались в свои праздники на подворье большими компаниями, никогда не напивались и много красиво пели. И никто ничего не прятал, фото висели на видном месте и я не помню "советской пропаганды про беглых холопов". Про какие репрессии Вы говорите, когда вся станица была казачья.

      • Ник:

        Найдите фильм "Расказаченные" на ютубе, и посмотрите о репрессиях, а если вы выросли в 90-е годы то и ничего об этом не знаете, у нас на верхнем Дону уничтожено очень много казаков именно в 30-е годы. А песни петь, их и сейчас поют, и ряженые ходят плёточками помахивают, а казаков НЕТ. А насчёт беглых - плохо вы в школе учились, если не помните, в учебниках истории писали, что от помещиков бежали на Дон вот и получились казаки.

  • ВалеНТина:

    В советское время в паспорте мы были "русскими". Кто жил в станицах, тот в разговорной речи значился "казаком". В городах нет разницы кто мы. Смотрела в наградных листах ВОВ у папы написано, что был призван на войну Наурским РВК Ставропольского края. А в других наградных листах уже написано Наурским Грозненской области. Присоединяли территории, как хотели. У нас в станице на одной стороне жили православные станичники, а на другой - староверы. Потом все перемешались. У нас в станице не было церкви. Но кладбище отдельно было для православных и на другой стороне станицы - для староверов. Папа ещё на войне стал коммунистом. Мы, советские дети, не признавали никакой религии. В 7 лет меня бабушка со своей сестрой привезли меня в город в церковь, чтобы покрестить. Так я обхватила деревце недалеко от входа во двор церкви и никакая сила меня не могла оторвать - так мне не хотелось креститься. Бабушка попросила молодого человека помочь им. Так они справились со мной и завели в церковь. Своего старшего сына я крестила тоже в этой церкви, но когда ему было полгода.

    • ДмитрийВВ:

      а я атеист.

      • ВалеНТина:

        Меня подруга попросила быть крестной её 4-месячной доченьки. Я с мужем крестили её дочь, а она с моим братом крестили моего сына. Это было что-то. Сначала церемония была крестных в одном помещении, а потом была церемония мамочек. Я с подругой поменялись детьми. Батюшка провел церемонию, а потом стал ругать нас, мам, что мы не ходим в церковь и не соблюдаем каноны. Дети плачут, хотят кушать. Больше я не ходила в церковь. Младшего сына крестила моя мама. Папа коммунист и никогда в церковь не ходил. А с 90-х смотришь на бывших и нынешних коммунистов, стоящих в церкви и вопрос.

  • Геннадий Николаевич:

    Согласно научному определению, нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Принадлежность к той или иной нации даёт определение национальности. Вот и надо посмотреть, есть ли в понятии "казак" хотя бы один или несколько признаков "нации". Если есть, то да, казак это нация, а принадлежность к нации даёт возможность тебе отнести себя к национальности - казак. Лично я не вижу ни одного признака у сегодняшних ряженых, позволяющих сказать, что казак - это нация или национальность!! А все эти "сибиряки", "дреды", "готы" и прочая нечисть - всё это из области ёрничества!!

  • Сармат65:

    Интересно, сколько "разновидностей" русских будет в переписном листе.

    • Ольга Викторовна:

      Ну, сколько русских, неизвестно. А сарматов, видимо, как минимум 65 ;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru