Некоему Серебренникову, считающемуся театральным режиссером, присуждена европейская театральная премия под названием «Новая театральная реальность». Причем небывалый в истории этой премии случай — за кандидата Серебренникова проголосовали в первый же раз, когда он был на эту премию представлен. Обычно ее дожидаются лет по 5-10 с момента первого включения в список номинантов.
Понятно, почему коллеги так поторопились: Серебренников действительно построил новую театральную реальность. В его студии, как известно, в иную, отличную от нашей реальность убыли примерно 200 миллионов рублей (причем понятно, что главный режиссер театра не может не знать, что на его затеи тратится лишь небольшая часть денег, выделенных государством). Он знает, что сколько стоит.
Кроме того, у него есть еще одна несомненная заслуга перед новой театральной реальностью — уничтожение старой. Театр имени Гоголя никогда не был лучшим в Москве — быть лучшим в Москве вообще трудно, учитывая, что театров в Москве многие десятки. Но это был театр классической школы, восходящей еще ко временам, когда сам Станиславский был не режиссером, а начинающим актером. И то, что этот театр фактически уничтожен, а на его месте создан стриптиз-клуб с похабными шутками под названием «Гоголь-центр» - это, на мой взгляд, несомненная заслуга перед современной тошнотворческой концепцией, по которой классика — это всего лишь повод для издевательств над ней, над публикой, хорошим вкусом и здравым смыслом.
И понятно, что коллеги Серебренникова по разрушению общества в целом и культуры в частности должны были рано или поздно высоко оценить его заслуги в этом разрушительном деле.
Но дело не только в том, за что присудили эту премию, но и для чего присудили. Известно, что дама, бывшая главным бухгалтером студии в то время, когда этот канал хищения бюджетных средств работал в полную силу, уже сообщила, что Серебренников был в курсе всех расхитительских дел — и не только в курсе, но и сам во многом участвовал, давал указания и планировал конкретику.
Понятно, что эти показания даны в рамках так называемой «сделки со следствием». Честно говоря, лично я бы вообще изъял из нашего уголовного законодательства это заимствование из англо-саксонской юридической практики. Просто потому, что оно в принципе не вяжется с континентальной концепцией права. Но в данном случае я не сомневаюсь, что эти показания будут закреплены другими, материальными свидетельствами, ибо как справедливо сказал Генпрокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский - «значение показаний последственных только в том, чтобы на их основе найти вещественные и документальные доказательства и предотвратить отказ подследственных от своих показаний».
Поэтому я не сомневаюсь, что в скором времени будут найдены документы, в том числе у каких-то фирм, бывших партнерами по этому расхищению, и Серебренникову уже не удастся делать вид, что он творческая личность, витающая в облаках и не знающая, что чего стоит на этой грешной земле.
Предвидя данный неприятный момент, коллеги и пытаются доказать именно то, что станет последней линией обороны Серебренникова. Что он творец и обязан не иметь ничего общего со «старой реальностью». Примерно так же десятки знаменитых российских казнокрадов объявили себя жертвами политических гонений. А поскольку Серебренников постоянно декларировал, что «искусство вне политики» (хотя все его театральные проекты изрядно завязаны на политику, а конкретно ту ее часть, которая называется разрушением цивилизации в России). Но раз он декларировал себя вне политики — он не может объявить себя жертвой политических гонений, а лишь жертвой гонений творческих.
Сейчас в интернете усиленно вспоминают режиссера Мейерхольда, чей театр был закрыт в 1938-м, сам он был арестован в 1939-м и расстрелян в 1940-м, оставив заявление о том, как свирепые следователи избивали его.
Мейерхольд был примерно в той же степени творцом новой театральной реальности (то есть разрушителем старой), что и Серебренников. Хотя надо сказать, что он все же усвоил кое-какие азы актерского и режиссерского искусства и на фоне Серебренникова несомненный гений. Но, судя по документам и воспоминаниям, рассекреченным и опубликованным в постсоветскую эпоху, арестовали и расстреляли Мейерхольда вовсе не потому, что он был творец. А потому, что он, будучи ультралевым коммунистом примерно троцкистского толка, известен помимо прочего сотнями доносов на своих коллег, сотнями доказательств того, что коллеги менее его преданы делу коммунизма и заслуживают скорейшего истребления.
И, к сожалению, некоторым его доносам дали ход в те печально знаменитые 17 месяцев Большого Террора, когда несколько интриг, затеянных в среднем звене партийного аппарата и высшем звене НКВД, наложившись друг на друга, дали взрывной эффект — и практически каждому доносу, даже самому нелепому, давали ход.
И вот когда наступила эпоха Большой Чистки, когда стали разбираться в том, что натворили во время Большого Террора и кто в этом виноват — Мейерхольд вполне закономерно оказался осуждён по сути именно за то, что вытворял со своими коллегами. За то, что уничтожал не только культурный слой русского театра, но и оказался причастен к физическому уничтожению многих его деятелей.
Очень хорошо, что Серебренниковым занялись, пока он причастен пока что лишь к разрушению культуры, но не к уничтожению ее деятелей. Надеюсь, что премия «Новая театральная реальность» послужит для серьезных исследователей театра дополнительным указанием на то, какую разрушительную роль сыграл в судьбе нашего искусства сам режиссёр — и его покровители, разбомбившие им театр имени Гоголя.
Анатолий Вассерман, оперативно-аналитическое издание «На Линии»
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Один комментарий
Все, пошла травля в стиле зачистки 30-х. Я не знаю творчество Кирилла Серебренникова хорошо, всего пару фильмов смотрел, но думаю как и с Макаревичем, инакомыслящим иначе чем генеральная линия ЕР, затравят, осудят. Не знаю. Может и воровал. Но то, что не рядовой режиссер это однозначно. Травить, заплевывать и забивать камнями у нас умеют, машина пропагандистская работает много десятилетий без сбоев. Вот и премия с "гнилого запада" тоже в укор. Хотя не известно, где более независимы от государственной политики искусствоведы и критики.
А я ему не прощу, что он театр Гоголя разрушил, великих актёров на улицу выгнал. И начал в театре стриптиз показывать. Ну, а о его культуре (Серебренникова) говорит хотя бы отзыв про ростовский переход. Где-то на этом сайте встречал
За то, что ставит порнографические спектакли, и расхищает государственные средства, нужно памятники ставить? Вор должен сидеть в тюрьме- даже если он порнограф и изо всех сил старается понравиться своим собратьям за рубежами кормящей его Родины и внутри оной. Грязь нужно убирать.
Потрясающая по дезинформации и злобности статья, и нашим провинциальным журналистам должно быть стыдно публиковать такой материал. Уже не буду говорить о авторе -Вассермане ,человеке с явной патологией, что ясно каждому, кто его просто видел, это медицинский диагноз. Но то, что он искажает намеренно абсолютно документальные факты, хорошо известные -это мерзко , и всё это рассчитано на полнейшую безграмотность читателей. Во-первых, Мейерхольд погиб мученически по доносу завистников и мерзавцев, и всегда был далек от политики, как и миллионы людей из самых различных отраслей культуры, промышленности, сельского хозяйства и прочих отраслей, что были уничтожены в 30-е годы. Стыдно не знать свою историю. Автор статьи явно всё это знает и делает это намерено. Театр Ермоловой был только одним из лучших, когда там режиссером после войны был Андрей Лобанов, уникальнейший режиссер, как писали современники, режиссер от бога ( в 1980 г. вышла книга писем и воспоминаний о нем),но в свое время затравленный этой самой труппой, и до сих пор мало известен публике. Потом этот театр действительно был десятиления на грани закрытия и мало посещаем, вам подтвердит каждый москвич. То, что Серебренников яркий и своеобразный режиссер, признано везде - и у нас и в мире, а главное, зрителями. Просто сейчас опять началась кампания по уничтожению талантливых людей а для бездарей это хорошая кормушка, чтобы самоутвердиться. Но история и время всё расставляют по своим местам: издаются материалы о жизни и о творчестве Мейерхольда и по воспоминаниям и по документам. Просто надо быть честным , чистым и, конечно, образованным человеком, чтобы не позволять втягивать себя в подобные травли. Кстати, думаете Станиславского не травили - ещё как , те же завистники. Но уровень, культурный уровень общества был совершенно другой. Поэтому совет нашим журналистам- переписчикам : думать, когда они печатают подобные статьи и способствуют раздору в обществе.
Ваше мнение небесспорно, к тому же оскорбительно для Вассермана, которого я, например, очень уважаю. И Вассерман в отношении Мейерхольда делает выводы не голословные, он работал с секретными документами.
Материал редакторы БР поместили в раздел с мнениями. Высказал Вассерман - высказали и Вы, высказал я. В споре рождается истина.
Серебренников - режиссёр европейского типа, который считает возможным отражать в искусстве, в том числе, и то, что осуждаемо общечеловеческой и религиозной моралью. Я, к примеру, это не приемлю. Мне не нравится Серебренников. Но это совсем не значит, что я недалёк или не понимаю искусства. ИМХО
Это не наш с вами спор. Речь идет об исторических фактах, которые фальсифицируются нечистоплотными людьми. А Вассерман не тот человек, которого могли допустить к госархивам. Это его личное мнение и отношение к талантливым людям, русской культуре и истории. А нам, смертным, лучше ходить в библиотеки и читать источники. И вот результат этой статьи - ссовершенно недопустимые высказывания ''гражданина'' . А знает ли он, что Серебренников, кроме всего прочего, недавно поставил потрясающий и уникальный балет в Большом ''Нуриев'' с прекрасным балетным ансамблем, на современную музыку, где включены литературные фрагменты из писем и воспоминаний прославленного танцовщика. Труппа с восторгом готовила этот балет, так как подобного еще не было в искусстве. Серебренников - ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК и клеветать на него - это только выставлять себя по меньшей мере глупцом и невеждой.
Я знаком с балетным либретто "Нуриева". Как и Вы, его (сам балет) не видел, как не видел никто. Но сюжетную линию, которую взял в основу Серебренников, знаю. И эта линия мне претит. Я, к сожалению, не могу в своём сознании совмещать Нуриева танцовщика и Нуриева человека, с его "увлечением", приведшим в конечном итоге к гибели. Так вот на этом и построено либретто. Мне уже не нравится.
А Вы на каком основании так восторженно судите о балете, если его не видели?
Были со студентами на репетициях- во-первых. А потом для всех, интересующихся искусством и не только - по каналу ''Культура'' был показан документальный фильм о новых работах в Большом, кстати, очень познавательный. Ну и главное, ваша личная неприязнь к ориентации других людей, совсем не влияет на их творческий дар . Нуриев признан во всем мире и у нас его признавали и признают,и гордимся, что он - русский танцовщик, а как же иначе, мы же считаем себя цивилизованным государством. А наши личные симпатии пусть остаются при нас.
А как Вы могли быть со студентами на репетициях, если Вы в Ростове, а Серебренников в Москве? Специально со студентами ездили туда? Да в этом случае в Большой на репетиции не пустят. Что-то Вы, извините, гоните :)
А Вы мне своим скептетизмом нравитесь, и совсем необязательно, чтоб и я Вам понравилась, стара я для этого...
Реинкарнация Валерии Новодворской?
К сожалению нет, а вот Вы по-всему (...)? Не хамите юноша, а то и Вам "ответка" прилетит, мой совет: не переходите на личности, а власть - это личность, а представители электората, не путайте понятия...
А что, Анатолий, люди всю жизнь живут только в Ростове? Но ваше любопытство удовлетворю. В прошлом я педагог (история искусств) балетной школы им. Лепешинской в Москве, где сейчас учатся мои внуки. Остались старые знакомства с репетиторами Большого. Навестил внуков и сходили к друзьям. Все так просто. Так что, оставляю на вашей совести все ''дебаты'' из серии : ''Я Пастернака не читал, но я его осуждаю''. Поэтому и вступил в эту полемику, так как история , уже по спирали только вниз, повторяется. Люди предпочитают чернить других, будучи совершенно ''не в теме''. Зависть - вот двигатель таких кампаний , да и невежество тоже. Пить и бить женщин у таких людей не осуждается, а вот покопаться в чужом белье всегда готовы. Ростов до сей поры гордился Серебренниковым и в официальных (почитайте) и в культурных кругах, пока не появилась эта статейка. Не будь он ростовчанином, здесь никто бы не чихнул. Но остались и никуда не продвинулись завистники -вот и ответ, почему ни одна тема, кроме футбола, не муссировалась так на этих страницах. Кому-то спать не дает. Уж очень все на поверхности.
Простите, что вмешался в дискуссию. Но я, например, Серебренникову не могу простить перечёркивание 90-летней истории театра. Ивашкевич, Мезенцев, Брагарник, Науменко, Выборнова, Гущин, Гуляренко, Гилинов - для меня эти имена не пустой звук.
Если бы он построил или арендовал здание и создал новый коллектив - это было бы понятно. Но фактически разогнать коллектив театра - это уже слишком. И талант не заменит человеческих качеств.
Но вот разговор здесь не о таланте должен идти, а о воровстве.
200 миллионов государственных средств пропали? Пропали. Мог ли руководитель не знать о хищениях?
Как будто талантливый человек не может быть вором.
Я не обвиняю - точку поставит суд. Но талант не оправдывает хищения. Или талантливому можно грабить бюджет, в который я тоже отчисляю деньги?
Уважаемый Николай Владимирович! Вы правы ,что воровать плохо, что за воровство надо наказывать. но нам ли удивляться , что ворья сейчас больше , чем простых тружеников, ведь и мы с вами в Ростове постоянно оплачиваем их безбедное существование. Но ведь тон статьи Вассермана и множественных комментариев к ней просто непозволителен в цивилизованном обществе и использовать ещё недоказанной факт только для того, чтобы унижать ныне живущих и память уже ушедших талантливых людей, совсем не красит современников. Ну, а по поводу актеров спорить не буду, они везде зависимы от режиссеров -такова их судьба, и в каждом театре есть свои трагедии, вспомните деление МХАТА. Скажу только одно. Для того, чтобы попасть в театр на Таганке, МХАТ ,Вахтангова и др. , мы, еще студенты, всегда вынуждены были покупать билеты с нагрузкой в такие театры, как им. Ермоловой и Пушкина , и это продолжалось десятилетиями. Это факты, а не из чьей-то статьи. А театр Пушкина так и не вылез из ямы. Только за счёт этих ''нагрузок '' театры и существовали, то есть из нашего личного бюджета , потому что на эти спектакли мало кто ходил. Всего Вам доброго и желаю здравствовать еще долгие годы.
Задницу тоже надо уметь подать с гарниром, чтобы прилично было и вожделенно... А чем, кроме задниц славен персонаж? Кстати, как его настоящая ФИО?
А какая разница? Или Вы антисемит? Так российскую культуру во многом делали евреи. И татары делали. И дагестанцы. И русские. И если человек талантлив, какая разница, какая у него фамилия. Да и если неталантлив - тоже какая разница? Уж вам-то, Гражданин? Это Ваша фамилия?
Вынужден Вас расстроить. Его настоящие фамилия, имя и отчество Серебренников Кирилл Семенович. Представляете, какой мерзавец! С пеленок вcе предусмотрел!
Есть поговорка: '' А ты что ,свечку держал ?" Откуда такая потрясающая ''осведомленность '' патриота-гражданина ? Может быть, оттого, что его самого обошли? Уж больно много злости, да и какое ему до этого дело? Даже Вассерман не решился на подобное, хотя и фальсифицирует многое.
Стыдно, господин модератор, помещать такие грязные высказывания в стиле ''Одноклассников''. Одновременно вы почему-то убираете из высказываний возмущенных ростовчан очень точные и нелестные слова в адрес нашей администрации и ее пресс-службы, (сделанные, причём, в литературной в форме), когда она печатает совершенно фантастическую информацию об улучшение жизни ростовчан, явно держа их за быдло.
Не передёргивайте факты. Фантастическую информацию об улучшении жизни ростовчан никто не даёт. Рассказывают о росте экономики - а разве это неправда? Всё правда. Но только по логике вещей рост экономики должен приводить к росту благосостояния граждан, а он не приводит. Это уже другой вопрос. И тут нужно разбираться уже прокуратуре и УФАС - почему сверхприбыли предприятий не направляются на повышение зарплат трудящихся.
Да потому что нет никаких сверхприбылей по балансу..., да и просто прибыли - чуть-чуть. Если озаботитесь понятием консолидированного баланса для получения субсидий и инвест-кредитов, то да, увидите "рентабельность" прдприятия. А в налоговых балансах, увы и АХ! Государство должно предприятию, ну как земля колхозам..., и только Анатолий грезит о Новодворской...