Автор следующей главы Людмила Дубинина, рассказывая о своих родителях, затронула интересную ростовскую тему — утраченной фабрики клавишных инструментов. Все мы помним пианино «Ростов-Дон», яркие электрогитары, которые шли даже на экспорт.
В конце текста будет упомянуто, что сразу после Победы в Ростове была открыта эта фабрика. Музыка нужна во все времена – как воздух!
____________________________________________________________________
«Наш папа, Дубинин Владимир Владимирович, вернулся из армии осенью 1970-го года, в январе 71-го поступил на работу в новую формирующуюся бригаду по сбору и настройке электрических бас-гитар на знаменитой в Ростове-на-Дону фабрике клавишных инструментов, расположенной в величественном здании, по ул. Горсоветской, д. 83/68 Б.
Перед тем как поступить в высшее учебное заведение, его тётя Лиля помогла устроиться на эту работу. Тётя Лиля Мерлина работала на фабрике в продовольственном магазине и имела много знакомых на предприятии. В то время туда можно было устроиться только по знакомству: настолько престижной и интересной считалась такая работа. Папа с легкостью освоил новую профессию, потому что любил играть на гитаре и имел чистый музыкальный слух.
В вуз он все же поступил, на факультет иностранных языков, на заочное отделение, - хотел изучать немецкий язык. Совмещать работу и учебу было совсем непросто. Свою возможность и желание учиться в вузе он заменил на захватывающую трудовую деятельность гитариста-акустика. В отделе изготовляли гитары с нуля – полностью собирали и настраивали. Держали свой знак качества. Одним из достижений фабрики клавишных инструментов был выпуск первых в Советском Союзе бас-гитар высокого качества, которые были востребованы не только в СССР, но и за рубежом.
Гитары выпускали по специальным заказам. Первая выпущенная электрогитара «Тоника» изготовлялась вручную, без специальных вспомогательных инструментов. «Тоника» стала самой знаковой электрогитарой в Советском Союзе.
Гриф ростовской «Тоники» имел уникальный серо-фиолетовый окрас, который не имел аналогов в мировом гитарном деле. Грифы этих гитар покрывались составом, который был известен среди энтузиастов-моделистов фабрики как "Эмалит". Эмалит готовили на самой фабрике, этот материал получался из отходов производства баянов, в частности – образки цветного целлюлоида, которым оклеивали баяны, растворяли в ацетоне, перемешивали, добавляли черный пигмент и получившимся составом покрывали грифы всего гитарного модельного ряда фабрики.
В 80-е годы Ростовская фабрика добавила несколько новых моделей и превратилась в крупного советского производителя гитар. Модернизировали модели «Аэлита» и «Бас» и представили два новых инструмента «Аэлита-2» и «Бас-2».
Последняя разработка ростовской фабрики называлась «Стелла» и была самым экспериментальным хай-фай-инструментом из всех когда-либо созданных в СССР! Электрогитара имела четыре звукоснимателя, стереофонических выход и была напичкана электроникой.
Владимир Владимирович проработал на фабрике около 20 лет. Уволиться с любимой работы пришлось по сокращению штатов, так как в 90-е годы производство гитар было полностью закрыто. В 2000-м фабрика прекратила свое существование.
Здание фабрики клавишных инструментов на улице Горсоветской стоит до сих пор. В здании расположен большой магазин «Мир обоев».
Именно на этой фабрике произошло знакомство моих дорогих родителей в декабре 1971 года. Их познакомил сотрудник фабрики Анатолий Пронин – большой шутник и "массовик-затейник" большого коллектива фабрики. Мама сначала не восприняла всерьез его слова о том, что с ней хочет познакомиться один сотрудник Вова из "гитарного" отдела, поэтому предложила, чтобы он передал записку. Не прошло и пяти минут, как Анатолий принес маме записку с предложением встретиться. Вскоре родилась крепкая и дружная семья. На всю жизнь.
У Владимира Владимировича и Надежды Дубининых трое талантливых детей, четверо замечательных внуков. Мама нашла себя в художестве. Чуткие руки, душевная нежность, высокий вкус привели её от инструмента к холсту. Хотя она рисовала с детства. Её отец, наш дедушка Стариков Александр Андреевич, был художником-самоучкой. Мама за свой творческий путь под псевдонимом Дубравина написала около 200 полностью авторских работ. А картин, сюжеты которых взяты у других художников, переосмыслены, компонованы по-своему, около 1000.
В историческом наследстве фабрики клавишных инструментов остались не только уникальные электрогитары, но также любимые и ценные пианино и баяны.
А когда-то в Ростове-на-Дону располагалась известная в Европе фабрика музыкальных инструментов «Наследники Л.Г.Адлер». На территории Нахичевани изготавливались уникальные органы-оркестрионы. Таких мастерских было три — Стененко, Сулименко и Софронова. Иван Иванович Стененко, кроме органов, выпускал шарманки, которые, в отличие от иностранных, воспроизводили не 8-9 мелодий, а 22, притом в авторской обработке. Всё это просуществовало до революции и Гражданской войны.
В 1921 году в Ростове открывается небольшая музыкальная мастерская по ремонту балалаек, мандолин и гитар со штатом из десяти мастеров. Через три года мастерская была преобразована в музыкальный комбинат. В 1930 году освоили выпуск баянов.
Пианинно-фортепианное производство в городе возобновилось сразу после Великой Отечественной войны – уже в 1946 году. Еще всё было в руинах, а на площадях химической фабрики, которая выпускала бытовую синьку, основали Ростовскую фабрику клавишных инструментов.
Сразу вспоминается фраза из фильма «В бой идут одни старики»: «Всё преходяще, а музыка – вечна!»
Фотографии из архива семьи Дубининых:
Фото 1. Фабрика музыкальных инструментов. г. Ростов-на-Дону.
Фото 2. Владимир Дубинин второй слева.
Фото 3. Вырезки газет из семейного архива.
Вверху Владимир Дубинин с грифом бас-гитары в руках.
Внизу слева передовая регулировщица Татьяна Старикова. Текст заметки: «В цехах Ростовского музыкально-производственного объединения «Кавказ» выпускается пианино «Ростов-Дон». Недавно одной из моделей пианино присвоен государственный Знак качества. На сборочном конвейере хорошо известно имя передовой регулировщицы Т. Стариковой. На предприятии она работает четыре года. Татьяна в совершенстве овладела своей профессией. Сменные задания она выполняет на 120-130 процентов. Ей присвоено высокое звание ударника коммунистического труда».
Внизу справа: «Пианино с маркой Ростовской фабрики клавишных инструментов хорошо знают не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Свою продукцию коллектив предприятия отправляет в Болгарию, Турцию, Испанию, Иран, Ирак, на Кубу и в другие страны. Коллектив предприятия уделяет большое внимание качеству выпускаемой продукции. В цехах фабрики трудятся десятки мастеров своего дела. На участке регулировки... хорошо известно имя передовой производственницы Надежды Дубининой. Девушка успешно справляется со своей работой, сменные задания она выполняет на 110-120 процентов».
Фото 4. Коллектив фабрики клавишных инструментов на демонстрации. г. Ростов-на-Дону, 1970-е годы.
Фото 5. Наша мама Надежда Дубинина за работой.
Фото 6. Молодая семья Дубининых.
Фото 7. Газета «Молот» от 12 мая 1948 г.
Фото 8, 9. Электрогитара ростовского завода 1980 года и пианино «Ростов-Дон».
Фото 10, 11. Серия донских сюжетов нашей мамы Надежды Дубравиной.
С уважением и родственной любовью к семье Дубининых, Козырева Елена
Подготовила
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.