Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> В мире Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть XV. Яркая судьба барка «Товарищ».

Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть XV. Яркая судьба барка «Товарищ».

В моей публикации от 6 января 2022 года транслировалось продолжение главы  книги «Письма ростовчан» о заслуженном работнике культуры РФ,  замечательном человеке, преподавателе и музыканте Ванденко Геннадии Павловиче. Следующий отрывок является ключом к сегодняшней теме: «1958 г. навсегда запомнился встречей с братом Олегом, который вернулся с большого семимесячного плавания на барке «Товарищ», который обошел Африку, побывал в Сингапуре и благополучно вернулся в родную Одессу». Барк «Товарищ»… Геннадий Павлович еще при нашей первой встрече в первую очередь рассказал мне не о себе и своих заслугах, а о своем старшем брате — капитане прославленного барка — Ванденко Олеге Павловиче. С гордостью говорил о брате.

Конечно, я заинтересовалась этим кораблем и прочла о нём в открытых источниках. В приложение к главе Ванденко я включила эту информацию. Делюсь ею с вами сегодня.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Изначально немецкий «Горх Фок I» (с 1933 г.), с 1949 года советский барк «Товарищ».  Трёхмачтовый барк был построен в учебных целях в Германии на гамбургской верфи и назван в честь известного немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау, который подписывал свои произведения псевдонимом Горх Фок. После Второй мировой войны корабль был передан по репарации Советскому Союзу, был переименован в «Товарищ» с портом приписки в Херсоне.

Барк был заказан имперским флотом Германии в 1932 г. как самый надёжный и манёвренный. Корпус судна стальной, клёпаный, двухостровного типа с удлинённым баком и ютом и двумя непрерывными палубами. Длина судна 82,1 метра, ширина 12 метров, осадка 5,2 метра. Имеет грузовместимость 1510 тонн. Высота главной мачты с 23 парусами — 41,3 метра. Общая площадь 23 парусов — 2 тыс. кв. м.

Через 100 дней после закладки корабль 3 мая 1933 года был спущен со стапелей. За спуском корабля на воду в Гамбурге наблюдало более десяти тысяч зрителей. Церемония стала одной из самых массовых и торжественных в довоенный период. Барк назвали шедевром фирмы Blohm & Voss, которая сумела воплотить в нём качества как военного корабля, так и торгового судна.

Экипаж: капитан, старпом, 3 вахтенных офицера, 1 врач, 1 кассир, 1 боцман, 1 рулевой, 1 администратор, 1 машинист, 2 фельдфебеля, 24 унтер-офицера, 20 членов команды, 1 повар, 1 стюард, 1 парикмахер, 180 кадет (курсантов).

Начиная с 1934 барк использовался для учебных целей. Ежегодно он совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю и ещё один дальний— через Атлантику. Постоянная команда — 60 человек, плюс 180 кадет. «Корабль мечты» — так его называли не только в Германии, но и за границей.

После начала Второй мировой войны корабль служил главным образом плавучей канцелярией и общежитием для моряков в портах и лишь изредка использовался как учебное судно. Затем он был переведён в Штральзунд, где на его борту проходили курсы минёров. Команду сократили до 23 человек. В начале апреля 1944 года была предпринята попытка возобновить морские курсы. Однако приближение фронта изменило первоначальные планы.

30 апреля 1945 года, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен (координаты: 54°17′28″ N, 13°8′22″ E).

По окончании войны барк был передан СССР по договору о репарациях.

В 1947 году парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой B.Staude Schiffsbergung. В том же году на ростокской верфи Neptun ему был обновлен корпус, а затем, в 1947—1951 годах, он был капитально отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре. В 1949 году на нем была повешена рында с именем «Товарищ», а 15 июня 1950 — барк приняла советская команда.

К осени того же года барк «Товарищ» пришел в Латвию. Там судно оснастили новым парусным вооружением и укомплектовали штатом. Моряков, знающих парусное дело, были единицы, а курсанты, которые прибыли на практику, нуждались в обучении. Дважды «Товарищ» выходил в Балтийское море, чтобы команда научилась ходить под парусами. Во время второго похода барк чуть не перевернулся: из-за не вовремя убранных парусов судно достигало крена в 48 градусов.

8 июля 1951 г. «Товарищ» вышел из Ленинграда под командованием капитана И. В. Трескина и, пройдя вокруг Европы с заходом по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул, 28 августа прибыл в Одессу. А уже 6 сентября 1951 года с новой группой практикантов судно снялось в очередной рейс — по Чёрному морю. В этом же году «Товарищ» был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта, становится базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.

Первое значительное плавание парусника под советским флагом состоялось в 1957 г. под командованием опытного парусного капитана В. В. Васильева. Третьим помощником капитана тогда был Олег Ванденко, будущий капитан «Товарища». Рейс был из Чёрного моря через Атлантический океан вокруг Африки – к берегам Индонезии, Индии и обратно в Одессу. В этом рейсе барк впервые после восстановительного ремонта пересёк экватор.

В 1960 г. барк «Товарищ» был задействован в съёмках художественного кинофильма «Алые паруса».

12 июля 1972 г. вышел из Одессы в трансатлантический рейс — до Бермудских островов (с заходом на о. Тенерифе), стоянка в порту Гамильтон, а оттуда в Балтимор (на обратном пути попал в ураган «Кери»).

В 1972 г. в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по случаю 175-летия американского фрегата «Констеллейшн» (ныне корабль-музей).

В 1974 барк впервые принял участие в Балтийской регате престижной американской серии Operation Sail («Операция «Парус»), проводимой по инициативе «Организации по обучению молодежи морскому делу» (The Sail Training Association, STA). В официальном приглашении на состязание было сказано, что «Товарищу» отводится привилегированная роль в торжествах по случаю 30-летия освобождения Польши от немецко-фашистских захватчиков. Что, безусловно, обязывало. Старт гонке на 320-мильной дистанции по маршруту маяк Дрогден (Копенгаген) — Гдыня был дан 14 июля. В группе крупных полнорейных парусников класса «А» выступали также польский парусник Dar Pomorza, западно-германский «Горх Фок II», советский «Крузенштерн», датский фрегат Georg Stage и бригантина Wilhelm Pieck из ГДР. «Товарищ» победил в гонке, опередив своего ближайшего соперника (немецкий барк аналогичной конструкции «Горх Фок II») на 16 часов 15 минут.

В 1976 году барк принял участие в очередной регате «Операция «Парус» — 76». На первом этапе пришёл первым к рейду порта Санта-Крус-де-Тенерифе. Также и на втором этапе был первым. На третьем же пришёл четвёртым. Но по сумме трёх этапов завоевал первое место в классе А.

В 1977 году барк по официальному приглашению Бельгии посетил порт Гент, для принятия участия в празднования 150-летия открытия канала  Тернезен-Гент.

В 1980 году — капитальный ремонт на верфи в Югославии. После чего выполнил рейс к берегам Южной Америки.

15 мая 1984 года в честь советского учебного судна «Товарищ» назван астероид (2787)  Tovarishch, открытый 13 сентября 1978 года Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории.

После распада СССР и провозглашения Украиной государственной независимости, несмотря на заявленную возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк был направлен для ремонта в Великобританию.

В 1993 году из-за плохого технического состояния срочно потребовалась замена главного дизельного двигателя. С этой целью немецкое Общество друзей парусного флота Tall-Ship Friends организовало свою первую акцию поддержки «Товарища». В Германии выпустили благотворительные сертификаты по сто марок с твердым процентом — один день на борту корабля.

В том же году «Товарищ» участвовал в регате у берегов Великобритании. С воспитательной целью несколько дней на его борту провела группа «трудных» английских подростков. Участники плавания и организаторы были очень высокого мнения о педагогических результатах и захотели повторить акцию. Однако в 1994 году из-за плохого состояния барк получил разрешение лишь на рейсы по Черному морю. Английская сторона выразила готовность оплатить ремонт с условием, что «Товарищ» регулярно будет посещать Ньюкасл.

Весной 1995 года барк отправился на верфь в Ньюкасл. Часть расходов на топливо и провиант взяли на себя немецкое «Общество друзей парусника». Однако новый детальный осмотр в сухом доке Ньюкасла показал, что состояние барка намного хуже, чем первоначально предполагали эксперты в Херсоне. Новая смета увеличилась до двух миллионов фунтов. Английские спонсоры готовы были повысить сумму до 500 тысяч. Срок действия судовых сертификатов подошел к концу. Вследствие отсутствия валюты у владельца, Министерства образования Украины, ремонтные работы так и не начались. Из-за аварийного состояния и отсутствия сертификатов выход в море «Товарищу» был запрещен – и он был законсервирован.

Большая часть команды вернулась на Украину. 11 членов экипажа остались при корабле вместе со своим капитаном Юрием Кущенко. Барк провел в Ньюкасле два года.

В 1997 году барк был отбуксирован в Мидлсбро на северо-востоке Англии. Городские власти Мидлсбро на средства из регионального фонда собирались открыть верфь для парусников. «Товарищ» должен был стать показательным проектом — за бесплатный ремонт и оплату 400 тысяч фунтов накопившихся и текущих расходов. Однако верфь так и не была построена.

В 1999-м, будучи в плохом состоянии, при отсутствии финансов со стороны Украины, но при финансовой поддержке немецкого товарищества Tall-Ship Friends был отбуксирован в город Вильгельмсхафен, где в 2000 году должна была состояться морская часть международной выставки EXPO.

С 1999 по 2003 год в Вильхельмсхафене барк за счет немецкой стороны был подвергнут капитальному ремонту. В 2000 году он служил флагманским кораблем на всемирной выставке «Экспо-2000».

В 2003 общество Tall-Ship Friends за добровольные денежные пожертвования выкупило «Товарищ» у украинского министерства образования. В том же году в плавучем доке Condock V был отправлен в «материнскую гавань» — город Штральзунд, где 25 сентября был встречен с официальными почестями. Начиная с 2004 года, на «Народной верфи» Штральзунда барк был в несколько этапов (в 2004—2010 гг.) подвергнут реставрации.

29 ноября 2003 года ему официально было возвращено его прежнее имя Gorch Fock I, с которым он под номером 3675 был зарегистрирован в Немецком морском регистре. С 2005 г. Gorch Fock размещен в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки.

Капитаны, Германия: Рауль Мивез (1933—1935), Август Тиле (1935—1936), Бернхард Рогге (1936—1938), Отто Келер (1938—1939), Вильгельм Кале (1944—1945).

Капитаны, СССР, Украина: Иван Васильевич Трескин (1951), В. В. Васильев (1957), Кисов Борис Саввович (1992—1993), Олег Павлович Ванденко (1968—1997), Капитан-наставник М. И. Григор (1972), Владимир Павлович Полозов (…1988…), Юрий Алексеевич Кущенко (1997—1999), Виктор Константинович Виноградов.

За советский период своей жизни под названием «Товарищ» барк проплыл 500 тысяч миль (около 936 тыс. км), побывал в 102 портах 86 стран. На нём прошли обучение морскому делу свыше 15 тысяч курсантов морских учебных заведений, в том числе из 12 иностранных государств.

«Товарищ» участвовал в съёмках более сорока художественных фильмов как в СССР, так и совместно с другими странами: «Максимка» (1952), «Алые паруса» (1961), Ветер «Надежды» (1977), «Мятежный Орионъ» (1978), «Девушка и море» (1981), «Дом, который построил Свифт» (1982), «В поисках капитана Гранта» (1985) и многих других.

Фотографии:

1. Капитан барка «Товарищ» Олег Павлович Ванденко.

2. В гостях у Олега на барке «Товарищ» в каюте капитана. Спустя годы и уже не в порту Одессы. Г. Нью-Касло (Великобритания).

С уважением, Козырева Елена

Подготовила

Светлана Куприна

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

  • Виктор:

    Какая интересная и немного печальная история прекрасного корабля. В фильме "Алые паруса" он выглядит сказочным и волшебным

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru