Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть XIII. Виктор Зарайченко: знакомый и незнакомый (продолжение)

Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть XIII. Виктор Зарайченко: знакомый и незнакомый (продолжение)

В этой части Виктор Евгеньевич поведал о своей работе в Северо-Кавказской академии государственной службы  (СКАГС, теперь РАНХиГС - Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). Сколько коллег и учеников упомянуто – впору дарить мою книгу в библиотеку академии. 

Начало публикации 20.01.22, 27.01.22.

"В смутное время начала 90-х, после роспуска КПСС, остро стоял вопрос о судьбе бывшей ВПШ, преобразованной недавно в социально-политический институт, относящийся к ведению ЦК КП РСФСР. На прекрасное здание в центре Ростова много было охотников. Владимир Георгиевич (примечание: Игнатов) храбро отбивал все атаки и использовал любые возможности для сохранения нашей альма-матер.

 Помнится, мы с ним ходили к председателю постоянной комиссии по народному образовании, науке и культуре городского совета народных депутатов профессору Вакулову Б.Г. с просьбой о помощи. Борис Григорьевич обещал полную поддержку усилий В.Г.Игнатова и сдержал обещание.

Под руководством нового ректора, В.В.Рудого я проработал год с небольшим. Еще не так много было возможностей для личных контактов, но на всю жизнь я запомню несколько часов искреннего дружеского общения представителей двух поколений, когда мы летели вместе с Василием Владимировичем из Казани в Москву, а потом несколько часов в аэропорту «Шереметьево-2» ждали самолет в Ростов. Передо мной предстал человек высокой культуры, целеустремленности, огромной заинтересованности в том, чтобы все лучшее, чем славится наша академия, приумножалось, чтобы каждый сотрудник с душой и самоотверженностью относился к порученному делу. Молодой ректор настолько вдохновил меня, заразил своими идеями, что этот запал не затухал несколько месяцев и вдохновлял на активную деятельность.

Шестнадцать лет работы в составе кафедры культуры (названия менялись несколько раз, а суть оставалась прежней) были для меня периодом постоянных творческих поисков и начинаний. Культурологическим дисциплинам в прежние годы уделялось значительно больше внимания, так как составители учебных планов академии понимали, что без повышения культуры управленцев невозможно нормальное функционирование системы государственного и муниципального управления. Культурология была обязательным учебным предметом, по ней сдавался экзамен, писались курсовые и дипломные работы, выделялось в два раза больше часов, чем сейчас.

Мои бывшие студенты Олег Локота, Николай Рудой, Михаил Овакимян, Дмитрий Кротов, Наталья Кислицкая, Елена Корякина, Светлана Крутова, Юрий Радачинский и многие другие, кто сегодня преподает в академии, руководит различными подразделениями в системе госслужбы, помнят, что, помимо аудиторных занятий, мы проводили множество встреч и посещений за пределами академии. Это были встречи в союзах художников, композиторов, писателей, театральных деятелей, кинематографистов, посещение мастерских художников, музеев, всех ростовских театров. Недавно я посчитал, что только в Музее изобразительных искусств я побывал со студентами более 200 раз за двадцать лет.  В актовом зале несколько лет работал клуб кинолюбителей, созданный нами с помощью ростовских кинокритиков Ларисы Корсиковой, Леонида Усенко и других. Пока в академии не было штатного художественного руководителя, мы силами самих студентов организовали художественную самодеятельность. Студенты тянулись на кафедру культуры, где А.И.Царев проводил камерные вечера поэзии.

Со дня открытия Ростовского музыкального театра 16 сентября 1999 г. студенты академии являются его постоянными зрителями. За 10 лет с разными поколениями студентов мы побывали более 70 раз на спектаклях Музыкального театра, начиная с премьеры оперы «Кармен», состоявшейся 4 ноября 1999 года. В академии создан уникальный опыт эстетического воспитания студентов средствами театрального искусства. Он подробно описан в газетах «Академия», «Музыкальный театр», «Вечерний Ростов», в моих докладах на конференциях, посвященных проблемам воспитания студенчества. Замечательно, что в последние годы руководство академии изыскало возможность закупать билеты в театр, чтобы дать возможность части студентов смотреть спектакли бесплатно. Я всегда сопровождаю студентов, когда мы совершаем визиты в театр. Приятно видеть их нарядными, элегантными, воспитанными, увлеченными театральным действом. Еще более приятно слушать их благодарные слова за то, что я, как они говорят, «вытянул их в театр». Многие из них писали об этом в докладах, творческих работах и даже в ростовских газетах.

Вообще, студенты нашей академии – это, как мне кажется, особая молодежная категория. Я вправе говорить об этом, потому что в сложные 90-е годы, да и позже, чтобы как-то подкрепить материальное положение, подрабатывал по совместительству в различных вузах Ростова, но не кривя душой скажу, что таких способных, умных, интересных студентов, как в нашей академии, я нигде не встречал. Они своим интересом к моим предметам постоянно вдохновляли и вдохновляют меня на поиск каких-нибудь новых методов работы с ними. О некоторых я уже писал выше. Другие постоянно применяю и сейчас.  Не представляю себе лекции, например, без так называемых листков контролинга, которые раздаю на каждом занятии и прошу ответить на проблемные вопросы. Конечно, много времени уходит каждый день на проверку ответов, разнесение оценок в журнал, но это прекрасный способ, с одной стороны, обратной связи, а с другой – контроля за посещаемостью занятий. У меня на лекциях присутствуют 90-95 процентов студентов, причем ни разу за 20 лет работы я не написал ни одной докладной в деканаты о прогульщиках занятий.

Последние года три я в каждой группе провожу конкурсы докладов при подготовке абсолютно всех семинаров. Для проведения конкурса мне приходится каждую неделю прочитывать около 40 текстов студенческих докладов. Это отнимает много личного времени, но «овчинка стоит выделки». Видели бы вы, какие теперь захватывающие по своей эмоциональности, глубине подхода к теме, а главное – по самостоятельности изложения позиции доклады я теперь получаю от студентов! Я почувствовал и их научный азарт, и это вдохновляет.

 Конечно, не всем студентам нравятся мои методы работы с ними.  Некоторые за моей спиной придумывали и разные небылицы обо мне, но это я считаю естественным явлением. Если каждый год через твои руки проходят более тысячи новых студентов, ждать однотипной реакции на твою работу бессмысленно и безнадежно. Главное – это благодарные взгляды и слова абсолютного большинства твоих питомцев, их внимание, с которым они слушают тебя на лекциях, на семинарах, их очень серьезное отношение к твоим поручениям и заданиям. А это дорогого стоит.

Заведующая кафедрой культуры и филологии профессор Павлова Л.Г. всегда поддерживала творческие задумки сотрудников кафедры, да и сама была инициатором многих из них. Стоит упомянуть хотя бы такую многолетнюю традицию, как проведение в академии конкурсов юных ораторов. Это всегда интересное и захватывающее событие, привлекающее многих студентов.

Людмила Григорьевна как ветеран академии постоянно стремилась к расширению круга гуманитарных, культурологических дисциплин, преподаваемых в СКАГС. При ее поддержке в 1998 году в учебный план включен разработанный мною учебный предмет «Региональная этнокультура и управление».  Решение о введении в программу данного предмета оказалось очень своевременным. Сегодня проблемы формирования культуры межнациональных отношений очень актуальны, а подготовка будущих госслужащих в данном направлении крайне необходима. Хорошие плоды в плане объединения усилий по подготовке будущих специалистов к работе в условиях полиэтнической среды приносит наше сотрудничество с комитетом по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям областной администрации и комитетом по молодежной политике области.

Не меньшей актуальностью отличается и учебная дисциплина «Этика и культура управления». В свое время Людмила Григорьевна добилась включения данного модернизированного предмета в учебный план, разработала его программу, а после расформирования кафедры передала его мне в наследство. Спасибо, Людмила Григорьевна!

Отрадно сознавать, что твои творческие задумки находят поддержку у руководителей ректората и деканатов. Вышеназванные учебные дисциплины не очень вписываются в жесткие стандарты, спускаемые нам сверху, но деканы факультетов при поддержке кафедры идут нам навстречу. Своеобразна в этом отношении позиция декана факультета ГМУ Кюрджиева С.П. Мы каждый год горячо спорим с ним по этим вопросам, не во всем Сергей Пантелеевич соглашается со мной, но каждый год я вновь и вновь с радостью обнаруживаю в учебном плане факультета предметы по моим авторским программам. А настоящим сюрпризом для меня было включение в программу подготовки менеджеров на факультете «Налоги и налогообложение»  предмета «Региональная этнокультура и управление». А ведь с А.И. Пономаревым мы даже не говорили об этом! Мудрый руководитель факультета и без моих советов понял, насколько важна этнокультурная подготовка студентов.

За годы работы я сумел написать несколько учебных пособий, методических разработок, статей и не снижаю темпы публикаций и сегодня.  Признаюсь, что поставил перед собой рубеж к своему юбилею довести число публикаций до 150. На сегодняшний день их, к сожалению, только 147, в том числе около 20 книг и брошюр общим объемом более 400 печатных листов. Предметом моей гордости является то, что среди ученых, рецензировавших мои книги, такие уважаемые персоны, как  Авдулов Н.С., Денисова Г.С., Кислицын С.А., Коновалова О.В., Маринова В.Л., Понеделков А.В., Сологуб В.А., Старостин А.М., Хоперская Л.Л., Шапсугов Д.Ю. и др. Не раз редактировал мои статьи для журнала «ГМУ. Ученые записки СКАГС» И.Н.Сидоренко. Его советы были настолько интересны и глубоки, что впору было приглашать его в соавторы этих статей.

Отрадно, что коллектив кафедры философии и методологии науки, куда я был переведен с 2006 года, принял наработанный мною опыт с интересом и  пониманием. Поддержка, которую я ощущаю со стороны заведующего кафедрой Старостина А.М. и его заместителя  Стрюковского В.И., вдохновляет на новые поиски. Меня привлекает постоянный напряженный ритм работы нашей кафедры. На заседаниях все время генерируются новые идеи, нестандартные решения; стремление идти в ногу со временем выводит кафедру на рубежи ведущего научного подразделения академии, а это заставляет гордиться тем, что ты работаешь в таком коллективе.

После академии я проработал четыре года в структурном подразделении СКАГС – Ростовском социально-экономическом институте, а затем ушел «на вольные хлеба».

В РСЭИ самое запоминающееся событие произошло  в 2014 году. Перед этим уже пять раз переиздавалась разными издательствами моя книга «Этикет государственного служащего». И вот осенью 2014  года раздался звонок из Москвы. Меня пригласили на международный форум, посвященный этическим проблемам.  Там же состоялось и приятное событие: мне вручили диплом и знак национальной премии РФ в номинации «Лучшая книга в области делового протокола, имиджа и этикета». Об этом тогда написали в нескольких ростовских газетах, телеканал «Дон-ТР» снял видеосюжет, который был показан в новостной передаче.

Так завершилась моя научно-преподавательская карьера. Сейчас я занимаюсь в основном консалтинговой деятельностью. Рад, что могу приносить пользу, помогая молодым людям повышать свои знания по русскому языку и другим наукам. А еще с удовольствием занимаюсь с внуками, тем более что они у меня умненькие, любознательные, способные".

Записала Елена Козырева

Фотографии:

2. Свидетельство о присуждении национальной премии.

3. Знак национальной премии по вопросам этикета.

4. На спектакле в Музыкальном театре со студентами СКАГС.

5. Со студентами СКАГС в музее изобразительных искусств.

6. Моя семья. Я с супругой Валентиной Ивановной в центре. В нижнем ряду наши старшие внуки: слева Илья, в центре Егор, справа Максим. В верхнем ряду справа младший сын Олег с супругой Натали. У них на руках наши младшие внуки Радислав и Ярослав. Слева старшая дочь Анна с супругом Александром.

Подготовила 

Светлана Куприна

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru