Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть вторая. Софьянопуло

Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть вторая. Софьянопуло

Как вы знаете, дорогие читатели «Большого Ростова», в эти дни в нашем городе проходит XVI Международный конкурс молодых исполнителей  «Мир джаза» - 2021. Гала-концерт с участием звёзд джаза и музыкантов нового поколения состоится 22 ноября в Ростовском музыкальном театре.

И в связи с этим событием я решила показать вам небольшую часть главы 11 моей книги. Автором этой главы является Инна Викторовна Софьянопуло – директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Первомайского района города Ростова-на-Дону «Центр развития творчества детей и юношества им. А.Д.Софьянопуло». Инна Викторовна продолжает дело своего супруга Александра Дмитриевича, но сама  фамилия Софьянопуло связана с ростовским джазом 1920-30-х и послевоенных 1940-х годов.

********************************************************************

Александр Дмитриевич Софьянопуло родился 28 марта 1936 года в семье Дмитрия Кирилловича Софьянопуло.

Самое первое упоминание фамилии Софьянопуло связано с крещением Антона Павловича Чехова в Успенском соборе 27 января 1860 года (по старому стилю). При этом событии «восприемниками были таганрогский купеческий брат Спиридон Федоров Титов и таганрогского 3-й гильдии купца Дмитрия Кириллова Софьянопуло жена Елизавета Ефимовна». Сам же Дмитрий Кириллович родился в Афинах в 1901 году. Точно неизвестно, жила ли там тогда семья Софьянопуло или же поехала навестить своих родственников. Зато точно известно, что в 1924 году Дмитрий Кириллович женился в Ростове на Екатерине Ликиардопуло. Через год на свет появляется дочь Элеонора — будущий руководитель женского джаз-оркестра кинотеатра «Комсомолец» (с 1946 г.).

Никаких документов о музыкальном обучении Дмитрия не сохранилось. Вполне вероятно, он самостоятельно освоил фортепиано. По воспоминаниям музыкантов, Софьянопуло был невероятно техничен и обладал хорошим вкусом.

Концертный джаз-оркестр Дмитрия Софьянопуло обладал громким именем – «Эстрад-джаз». Выступали в кинотеатре «Колизей», позже переименованный в «Буревестник» - по тем временам кинотеатр считался одним из лучших в Ростове и вмещал до тысячи человек. Оркестр играл прямо в зале перед экраном на специально сделанной эстраде.

16 декабря 1937 года на гастролях в Кисловодске руководителя оркестра арестовывают «за участие в греческой контрреволюционной националистической шпионско-диверсионной организации». Приговор по постановлению комиссии НКВД и прокуратуры СССР гласил: «Подвергнуть расстрелу 28 марта 1938 года».

2 сентября 1957 года Дмитрия Кирилловича реабилитировали посмертно. А еще через год, 11 апреля, семье выдали свидетельство о смерти, по которому Дмитрий Кириллович умер 18 января 1944 года. Место смерти неизвестно, а причина — воспаление легких.

Александр Дмитриевич Софьянопуло был разносторонним и унаследовал от отца много талантов. Работая первым помощником механика по электрооборудованию на грузовом теплоходе «Байкальск», в свободное от работы время он занимался музыкой, писал стихи и песни.

Во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи в Москве вместе с сослуживцем Юрием Сожновым написал «Песню молодого солдата», «До свидания, ласточки» и «Фестивальный вальс». Они исполнялись на смотрах художественной самодеятельности Дальневосточного округа и заняли первое место.

А после на Камчатском областном фестивале молодежи Александр Софьянопуло стал дипломантом II степени за песни и занял третье место за исполнение «Фестивального вальса».

Также Александр Софьянопуло писал песни в сотрудничестве с судовым поэтом – курсантом Ростовского речного училища В.Макаровым. Творчество помогало обоим трудиться. Оба были ударниками коммунистического труда, оба поступили в Горьковский институт инженеров водного транспорта.

Александр Дмитриевич Софьянопуло был талантливым и целеустремленным организатором, одаренным музыкантом и поэтом, благодаря его стремлению и желанию передавать свой опыт, родилась идея создания первого на Дону детского Дома культуры и техники, которая воплотилась в жизнь в 1980 году. А в 1986 году он создает первое на Дону Детское морское пароходство, которое насчитывало 16 единиц больших судов морского и речного профиля.

Сам Александр Дмитриевич в футбол не играл, но в память о любви отца к футболу создает футбольный клуб «Русь», который неоднократно становится победителем в первенствах города и области.

Неиссякаемая энергия и оптимизм Александра Дмитриевича  Софьянопуло как директора детского Дома культуры помогли ему наладить тесный рабочий контакт с администрацией Первомайского района и руководством завода «Алмаз», который стал главным шефом детского Дома культуры и техники и помог укрепить и расширить его материально-техническую базу. Совместно была создана библиотека, которая стала одной из самых посещаемых жителями микрорайона.

Детский Дом культуры и техники организовывал большую досуговую работу с детьми: праздничные концерты, новогодние ёлки, читательские конференции, конкурсы по интересам.

Новое детско-юношеское учреждение культуры и техники быстро расширялось и 8 июля 1984 года в составе детского Дома культуры и техники была создана детская музыкальная школа.

В начале 2001 года Александр Дмитриевич Софьянопуло ушел из жизни. Заслуги этого талантливого организатора и замечательного человека были отмечены руководством нашей области и правительством страны – в 2003 году центр получил свое полное и нынешнее название – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Первомайского района города Ростова-на-Дону «Центр развития творчества детей и юношества им. А.Д.Софьянопуло».

Главное наследие Александра Дмитриевича, его сыновья, которые пошли по стопам своего отца: старший сын Антон Александрович Софьянопуло стал старшим помощник командира корабля, младший сын Андрей Александрович Софьянопуло пошел по педагогической стезе, продолжает дело отца в образовании.

********************************************************************

На фотографиях:

1. Дмитрий Кириллович Софьянопуло (1901 — 18.01.1944 г.).

2. Оркестр Дмитрия Софьянопуло. 1930-е годы.

3. На Первомайскую демонстрацию. Санаторий-отель «Интурист», г.Кисловодск. 1937 г. Дмитрий Софьянопуло - за пианино. 16 декабря того же года и том же городе его арестуют.

4. Элеонора Софьянопуло. Старшая дочь Дмитрия Кирилловича. Основала первый в Ростове-на-Дону женский джазовый оркестр.

5. На капитанском мостике грузового теплохода «Байкальск» (класс «река-море», 1964 г. производства, порт приписки Ростов-на-Дону) Александр Дмитриевич Софьянопуло.

********************************************************************

Из воспоминаний о музыкальной жизни Ростова середины прошлого века аккордеониста Владимира Пилипко:

 «После отъезда Норы Софьянопуло в Ленинград, ансамблем руководил очень опытный аккордеонист – Иван Васильевич Мищенко, его сменил Илья Семенович Шнейдер. Последней руководила ансамблем Евгения Флит.

Иван Васильевич Мищенко (1905-1953) родился в селе Койсуг Ростовской области. Дед, отец и большинство его родственников любили гармошку и с удовольствием на ней играли. В детстве Иван Васильевич научился играть на баяне, а затем продолжил свое музыкальное образование в Ростове. С 1927 г. начинается его музыкальная и артистическая деятельность. Он работает в ростовских театрах и филармонии, и уже в скором времени становится известным исполнителем, гастролирующим по всей стране. С 1933 г. начинает свою деятельность дуэт баянистов - Иван Мищенко и Илья Шнейдер, где Мищенко играет на выборном баяне, а Шнейдер на готовом.   

Ансамбль ведет активную концертную деятельность. Особенно много дуэт гастролирует по Сибири и Дальнему Востоку. О популярности в те годы баяна и успехах музыкантов свидетельствует афиша, на которой была надпись: "Лучшие в СССР баянисты - Иван Мищенко и Илья Шнейдер". В 1935 г. у Ивана Васильевича появляется аккордеон, который изготовили по его чертежам на фабрике "Красный партизан" в Ленинграде. С этого времени в концертах он играет на выборном баяне и аккордеоне. В годы ВОВ он вместе с баянистами П. Жихаревым, Г. Зайцевым, гитаристом Н. Бинардаки добровольцами уходят на фронт, где в составе концертных бригад выступают перед воинами Красной армии. С марта 1942 г. Иван Мищенко служит в Ансамбле песни и пляски СКВО в качестве солиста-аккордеониста. После войны Иван Васильевич работает в Ростовской областной филармонии и параллельно - аккомпаниатором в театре "Юного зрителя". В 1946 г. он открывает класс баяна и аккордеона в музыкальной школе им. Ипполитова-Иванова. В ней он проработал до конца своей жизни, передавая свой богатейший опыт ученикам. Одновременно, начиная с 1948 г., он работал руководителем эстрадного ансамбля в Доме офицеров, экспертом на баянной фабрике.

Илья Семенович Шнейдер (1884-1948) родился в семье профессионального музыканта скрипача. Мать рано умерла, и Илье пришлось с 16 лет играть на баяне и скрипке в трактирах, пивных, на гулянках. Стремясь получить музыкальное образование, он в 1925 г. поступает в музыкальное училище, в класс фортепиано Василия Шаубе, но не прекращает занятий на баяне, более того, становится одним из авторитетнейших музыкантов в Ростове. Не случайно, именно Илью Семеновича приглашают для работы в Ростовский музыкальный техникум, где он открывает класс баяна. По воспоминаниям многочисленных учеников, Илья Семенович Шнейдер был образованным, интеллигентным человеком, прекрасно владеющим фортепиано, баяном, аккордеоном, играющим на скрипке. Каждое объяснение он подкреплял показом на этих инструментах. Проработав в музыкальном техникуме до 1933 г., Шнейдер переходит на постоянную работу в филармонию, где выступает в дуэте с Иваном Мищенко. В 1936 г. Илья Семенович с большим увлечением участвует в создании ансамбля донских казаков. Вместе с композиторами Т.И. Сотниковым, А. П. Митрофановым, баянистами Григорием Зайцевым, Григорием Магометовым и другими, он объезжает хутора и станицы Дона, выискивая народные таланты - певцов, танцоров, гармонистов. С 1939 г. И.С. Шнейдер работает на эстраде, в составе концертных бригад, выступая уже как солист».

В своих еженедельных публикациях книги «Письма Ростовчан» я ещё не раз буду возвращаться к именам музыкантов и преподавателей музыки, потому что...

«Если бы не было музыки, наша жизнь была бы сплошной ошибкой»  (Альфред Шнитке).

Елена Козырева

Подготовила 

Светлана Куприна

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

2 комментария

  • Виктор:

    С огромным интересом прочитал очередной материал Елены. Как же много замечательных людей жило в нашем городе!

    • Елена Козырева:

      Замечательные люди жили, живут и будут жить в нашем городе! Лица Ростова великолепные!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru