Начало опубликовано в статье 11.02.23, продолжение - 18.02.23 и 25.02.23.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЮНОСТЬ. УЧЁБА В ТЕХНИКУМЕ
В 1964 году я поступил на дневное отделение Ростовского железнодорожного техникума – на обучение специальности «Энергоснабжение железных дорог». Экзамены я сдал неплохо: то ли без троек то ли с одной тройкой – не помню, ведь это было более 50 лет назад. Сразу возникла проблема, как добираться на учёбу, ведь батайском ребятам общежития не давали. Автобусом добираться было очень долго из-за узкой дороги, нескольких переездов на пути, часто были пробки. Если на дороге останавливалась или ломалась машина, то объехать её было невозможно. Пару раз, приехав на автобусе на учёбу, я попал как раз к обеду и решил ездить только на электричке. Электрификация дороги только начиналась. Много было «окон», поезда ходили утром и вечером, и только в 15 часов 15 минут был паровоз Ростов-Азов, на который мы приходили после занятий.
Иногда приходилось ждать по два часа, но все равно это было быстрее, чем на автобусе. Ребят из Батайска в техникуме училось довольно много, ведь Батайск был городом железнодорожников и родители хотели устроить своих детей на дорогу. Без железных дорог невозможно было представить нашу огромную страну.
Вместе со мной в группе ЭН-11 учились батайчане Саша Сидельников, Федя Ткаченко, Владимир Кутыгин, Саша Чепульченко и Григорий Каблучко, который стал моим другом на многие годы. Это был товарищ, не сосед по улице, а человек, про которого я мог сказать, что он был моим другом, мы были друзьями, хотя были очень разными людьми. Он был старше меня на два года. Жил на улице Садовой в Батайске, которая считалась одной из самых крутых в городе. Там жили отчаянные ребята – и он был одним из лучших. В нашей группе были одни мальчишки. И, как водится в таких случаях, мы начали выяснять, кто круче. Конечно, батайские ребята более организованные, и мы держались вместе. Ростовчан было столько же, как батайчан. Но наши ребята были покрупнее, и нас признали за равных, остальные полгруппы были приезжие – и мы их не брали в счёт. Конечно, нам пришлось повоевать немного, но двое наших парней были вне конкуренции: и побольше, и постарше, -особенно это было видно на уроках физкультуры. Когда преподаватель отсутствовал какое-то время, мы показывали друг другу, кто во что горазд.
Я, например, в 7 и 8 классе ходил в секцию бокса, но тренер мне сказал, что у меня не развито периферийное зрение и мне лучше перейти на штангу, так как сила у меня есть, а вот с реакцией похуже.
Я так и сделал, с нашей улицы только я и Корниенко Петр ходили на секцию тяжёлой атлетики в железнодорожное училище, которое было рядом с нашим домом. На память об этих занятиях мы с Петей прихватизировали каждый по тренировочной штанге, которая до сих пор находится у меня дома. Так что в техникум я пришёл более-менее подготовленным в спортивном плане. На уроке я делал значительно больше отжиманий, подтягиваний, чем мои товарищи. Ещё я делал выход силой на две руки, что никто повторить не мог. Когда мы схватывались бороться, я в своей весовой категории всем ''ломал'' спину, конечно не в прямом смысле, но ребята падали после моих объятий. А вот Саша Чепульченко мог так обнять сзади и сдавить грудную клетку, что человек падал без сознания. Я однажды попал в его объятия и, конечно, вырубился. Он мог запросто сломать ребра.
Ещё в нашей группе учился Кутыгин Владимир, он был сам по себе, учился на одни пятёрки и по окончании учёбы получил красный диплом. После армии он окончил юрфак нашего университета и дослужился до заместителя транспортного прокурора всего Северо-Кавказского региона. Мы с ним не теряли связи, я заходил к нему в прокуратуру просто так, поговорить. Он несколько раз помогал мне в решении моих проблем, в том числе и с жильём. Даже помог прописаться в аварийный дом на улице Тургеневской, 37. Квартиру в этом доме я получил от ТЭЦ, когда работал там. После того как я сделал в этой квартире ремонт, вселился и пошёл прописываться, мне в прописке отказали и предложили другую квартиру, а этот дом признали аварийным, Владимир нашёл какие-то нестыковки в этой истории, я был прописан и получил право на внеочередное получение жилья.
Ну, а мы продолжаем учиться в техникуме, на стадионе «Труд» мы с Кутыгиным Владимиром бежим 400 метров, у него идёт кровь из носа, но он все же прибежал первым и не сошёл с дистанции. Вот это была сила воли! Умер он от сердечного приступа в возрасте 50 лет, перед уходом на пенсию по выслуге лет в чине советника юстиции – генерала.
Может, месяц, может, чуть больше мы присматривались друг к другу. Ко мне часто подходил Каблучко Григорий и брал меня под свою опеку, так мы с ним познакомились поближе, а он был непререкаемым авторитетом в нашей группе. Чтобы упрочить свой авторитет в группе, приходилось соответствовать своим новым друзьям.
И вот наступила первая экзаменационная сессия, которую я сдал с большим трудом, и меня перевели в группу на отчисление до следующей сессии. Была такая группа из пяти человек. Все нормальные студенты были записаны в журнал как положено, а нас пять человек записали в конце журнала карандашом. Стипендию тогда давали только малоимущим по справке, и не было смысла стараться, ведь я не относился к этой категории. Заведующий отделением сказал нам, что, если мы будем плохо учиться, нас просто сотрут из журнала и мы пойдём служить в армию. В этой компании был и мой друг Григорий Каблучко. За год мы сдружились – и все знали: обидеть меня, значит - получить выволочку от моего друга.
В конце первого курса я неплохо сдал сессию – и меня перевели в основной состав, а вот мой друг пошёл в армию.
Мы оба были голубятниками, и это ещё больше нас сближало. Голуби были и у моего друга Виталия Самойлова, что позволило нам выступать вместе в некоторых ситуациях. Мы вместе ходили на базар, искали своих голубей, иногда выкупали моего голубя, иногда мне отдавали его так.
Круг общения Григория был значительно больше моего. Голубятники (это был особый круг общения в Батайске) – многие ребята были с уголовным прошлым, они знали друг друга и отстаивали свои интересы не всегда законными способами. На нашей улице было всего два голубятника: я и мой друг Виталий.
Благодаря Григорию мы были введены в этот круг, и было большой удачей не попасть под действие закона и быть известным определённому кругу лиц.
Я считаю, что благодаря дружбе с Григорием я за всю свою жизнь в Батайске ни разу не был обижен кем-либо из ближнего и дальнего моего окружения. Жить в Батайске в то время и свободно по ночам ходить в другие районы, например, в Койсуг или Новостроенку, было опасно. Многих наших друзей избивали там – и мы с Виталием даже ходили сопровождать их в другие районы. Наверное, нас знали там – и ни разу не побили.
В те далёкие времена был такой закон: уголовников не поселять и не прописывать в областные центры. Все ростовчане, отбыв срок в лагерях, селились поблизости от Ростова: в Аксае, Батайске, - что, конечно, накладывало определённый отпечаток на жизнь батайчан. Поэтому батайчане имели определённую славу у ростовчан.
Пока Григорий служил в армии, его призвали на три года, я закончил техникум, потом попал в армию, мы не виделись более пяти лет, но дружба наша не закончилась. У меня было много друзей, но с Григорием у меня были наиболее тёплые отношения.
Я бывал у него дома, меня знали его родители, старший брат Иван, мои родители также знали Григория. Он несколько лет доучивался в техникуме, будучи заместителем начальника Батайского восстановительного поезда. Мой отец общался с ним во время реконструкции подстанции Койсуг. Отец очень хорошо отзывался о его организаторских способностях и хвалил за помощь, оказанную при реконструкции подстанции.
Дипломный проект мы с моим другом писали в один год. В 1976 году я защищал проект в РИИЖТе, а он в РТЖТ. Конечно, я оказал ему помощь в написании проекта. После получения диплома я предлагал ему поступить в РИИЖТ на заочное отделение, но он отказался: сказал, что у него семья, дети, работа его устраивает, к тому же он теперь дипломированный специалист. У него было много планов про жизнь, Григорий хотел построить свой дом, он жил с родителями, но его планам не суждено было сбыться. На границе эпох, когда СССР практически закончил своё существование, а Россия ещё не родилась, был полный беспредел законов и отношений, его убили молодые подонки. Я в то время жил в Ростове и узнал об этом слишком поздно и не мог проводить его в последний путь. Плотно общались с ним всего один 1968 год: то он был в армии, то я. Этого общения мне не хватает до сих пор. Я помню, как во время наших встреч он брал гитару и пел:
Я жду тебя уж целый час,
Пою тебе сигнал.
Текст песенки, что я тебе отдал.
Солдата, друга своего,
Забыть успела ты.
Другому отдала любовь, мечты.
Другому подарила ты
Заветный наш сигнал.
Текст песенки, что я тебе отдал.
Конечно, эту песню он посвящал своей будущей жене Любе, но пел он душевно, и слушать его было приятно. Мне кажется, под его защитой я живу и сейчас, и вспоминаю ещё одну его песню, которую он частенько пел:
Искры камина горят, как рубины
И улетают с дымком голубым.
Из молодого, красивого, юного
Стал стариком я больным и седым.
Жизнь пронеслась сквозь веселье беспечное
И улетела с дымком голубым.
Из молодого, красивого, юного
Стал стариком я больным и седым.
Это была большая потеря для меня, как бы мне хотелось, чтобы мой друг Григорий дожил до наших дней.
С третьего курса мы стали ходить на стадион «Ростсельмаш» болеть за нашу футбольную команду СКА. В то время мы знали всех футболистов в лицо, билеты тогда стоили за воротами 50 копеек, а вот на самую болеющую трибуну – целых 70 копеек, там собирались самые заядлые болельщики. Мы, конечно, пытались пробраться на трибуны бесплатно, там в углу росло дерево – и вот по этому дереву мы забирались на забор и спрыгивали на стадион. Конечно, там дежурила милиция, и нас иногда ловили и выпроваживали со стадиона, но если ты добежал до трибун, уже не трогали. Так как в группе были все мальчишки и они почти все курили, мне было трудно сопротивляться этой дурной привычке, но я всё же выдержал и не курил.
На последнем курсе мы подрабатывали на пивзаводе «Заря», он находился рядом. Мы там грузили бочки с пивом на грузовики, а утром их развозили по точкам. За эту работу нам платили деньги в конце работы. Даже давали почти полное ведро пива, но я пиво не пил, и мне мастер из другого цеха приносил квас или ситро.
Периодически от техникума нас посылали на городские мероприятия, так я участвовал в открытии памятника на проспекте Будённовском – маршалу Будённому, на площади Стачки открывали памятник революционерам 1902 года. Также мы восстанавливали Дворец спорта и гостиницу «Ростов», а вот площадь Гвардейскую мы строили с нуля. Опыт первой настоящей работы я получил на практике, когда работал на ростовском участке энергоснабжения. Нас, то есть меня, Сашу Сидельникова и Федю Ткаченко, направили в Батайск на дистанцию контактной сети. Оформили нас, конечно, учениками. Нашей основной работой была нумерация опор контактной сети на вновь введённом участке Батайск-Азов. По достижении 18 лет и сдачи экзаменов мы стали работать в бригаде, к концу практики мы уже были большими специалистами - электромонтерами 3-го разряда. Начальником дистанции был товарищ моего отца Демченко Сергей Михайлович, с ним я встречался на протяжении многих лет, в том числе работал под его руководством в энергомонтажном поезде, уже после окончания института. Сергей Михайлович был умелым руководителем и достойным человеком своего времени, я всегда вспоминаю его с большой теплотой и очень благодарен ему за то, что он был моим первым руководителем. С Сашей Сидельниковым и Федей Ткаченко мы поддерживали связь и после техникума, они вдвоём были у нас в новом доме на улице Благодатной. Саша почти всю жизнь проработал в Ростовском речном порту электромехаником, а Фёдор проработал старшим электромехаником по контактной сети на станции Горячий Ключ, под руководством бывшего нашего одногруппника Коли Дейкина. Саша Чепульченко после техникума работал в Батайском локомотивном депо машинистом электровоза, досрочно вышел на пенсию по горячему стажу и почти сразу умер. После техникума я с ним ни разу не встречался.
Перед армией стали модными велосипеды с моторчиком, мы их называли «дырчик». Тогда появились бензиновые двигатели то ли от электропил, то ли от моторных лодок, специалисты приспосабливали их к велосипедам – и получался велосипед с моторчиком.
Первыми обладателями этой чудо-техники на нашей улице были мои друзья Виталий Самойлов и Виктор Косарев. Затем и мне родители купили мопед, это был двухскоростной мопед «Рига -2», против «дырчиков» это был шедевр – ну, как примерно «Запорожец» и «Жигули», правда, тогда «Жигулей» и в помине не было. Предел мечтаний был «Москвич-403», и первым на нашей улице его приобрёл мой друг Виталий Самойлов. Автомобиль был старенький, подержанный, и мой друг больше ремонтировал его, чем ездил, но все равно это был предмет его гордости. Вообще-то, в то время жизнь у нас кипела, нам дня не хватало: с утра мы ловили рыбу или раков, обычно руками, днём ловили птиц, гоняли голубей, вечером играли в футбол, ходили в спортивные секции. Иногда играли в карьере на железной дороге, даже при искусственном освещении. Приходя домой, я падал на кровать, которую я соорудил на улице, чтобы не тревожить родителей, утром часов в пять, когда мама вставала и открывала дверь в дом, я переходил на свою кровать и спал до завтрака.
Особенно часто мы ходили в «церковь» - так мы говорили родителям. Это было подворье разрушенной церкви и очень долго там ничего не строили, и вот там все лето проходили наши баталии. Мы спилили несколько деревьев, устроили футбольные ворота и играли по несколько матчей в день.
Продолжение следует
Фотографии:
1. Наша футбольная команда. Слева направо: я и Славик Кудряшов - полузащитники, Юра Омельченко и Владимир Карпенко - нападающие, Олег Кисиленко и Владимир Павленко - защитники, наш вратарь - Борис Храмкин. Мы играем в карьере на железной дороге в г. Батайске.
2. 1967 г. Верхний ряд: Косарев О., Авилов Ю., Самойлов В.
Нижний ряд: Косарев В., Литвинов В., Попов В.
Косарев Олег - закончил школу прапорщиков в г. Севастополь и всю свою жизнь служил на кораблях Северного флота. Ходил в составе своего корабля на все континенты. Награждён многими орденами и медалями.
Авилов Юрий и Литвинов Валерий - окончили автошколу. Юрий большую часть своей жизни проработал на маршруте Ростов-Батайск, на этот маршрут брали самых опытных и лучших водителей. Валерий устроился работать таксистом, к сожалению, он погиб в молодости.
Самойлов Виталий - закончил Дортехшколу и работал помощником машиниста на железной дороге, самый старший и надёжный друг в нашей компании. Я был у него на свадьбе дружком, через 25 лет на серебряной свадьбе в храме я держал корону над его головой, а в день золотой свадьбы я был вместе с Виталием и его женой Ниной в Батайском ЗАГСе и принимал вместе с молодожёнами поздравления от губернатора и мэра города Батайска.
Косарев Виктор - классный фотограф, одним из первых в Батайске освоил цветное фото, и мы, его друзья, конечно же, имели свои цветные снимки.
С уважением, Козырева Елена
Подготовила
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Один комментарий
Начал читать эти воспоминания и остановиться не смог. Так интересно читать эти живые картинки прошлой жизни, где все знакомо! Спасибо, Елена, за Ваши усилия!