В этом году мой почтовый ящик просто сверх меры завален приглашениями от интернет-магазинов отметить «Чёрную пятницу». И совсем «добила» меня соседка, зашедшая вчера за луковицей, спросив с порога: «ЧТО ты завтра будешь покупать?». Когда я удивлённо ответила: «Ничего, у меня всё есть»,- она начала мне рекламировать эту самую «Пятницу» активнее любого промоутера. И вовсе не потому, что она имеет отношение к торговле, а потому что – СКИДКИ! Благодарю Бога, что на меня это слово не действует завораживающе…
Этот «праздник шопоголиков», день распродаж и (якобы) огромных скидок, ежегодно проводится с подачи Америки в последнюю пятницу ноября. С «Чёрной пятницы» на западе начинается традиционный рождественский сезон распродаж, когда за счёт предпраздничного ажиотажа можно освободить полки магазинов от залежей товаров.
А назвали пятницу чёрной бухгалтеры Филадельфии из-за способа ведения отчетности. Ведь торговцы всегда записывают убытки красными чернилами, а прибыль – чёрными, а так как выручка в «Чёрную пятницу» огромна, то и отчётность становится сплошь чёрной.
И вот в новостях по телевизору мы видим огромные толпы людей, штурмующие американские магазины и сметающие всё с прилавков всё, не рассматривая товар и не размышляя о его необходимости. Многие американцы берут в этот день отгулы и занимают очереди в магазины с ночи, чтобы успеть купить побольше и подешевле. А магазины, пользуясь ажиотажем, привлекают большой поток покупателей, обеспечивают быстрое движение товара и получают хорошую прибыль. Видя это, фирмы-производители техники и бытовых товаров в последнее время стали приурочивать выпуск новой линейки продукции к этому периоду, запросто делая самую широкую рекламу своему товару естественным образом.
В Европе и в России маркетологи тоже пытаются привить шопоголизм, и магазины делают скидки в этот день. Но пока эта мода движется с трудом, и радует, что всё происходит чинно-благородно. По отчётам специалистов, во многих европейских странах честность скидок в магазинах контролируется государством (а нам ведь вовсю трубят о «свободном западном рынке» и свободной коммерции в Европе!), а кроме того, хорошо действуют сети интернет-магазинов.
В России же «Чёрная пятница» как-то сразу ушла в интернет. И в последнее время всё больше россиян совершают покупки в эти дни, вовсе не выходя из дома. Говорят даже, что у нас действует своеобразный «кодекс чести». По словам многих организаторов «Чёрной пятницы», все интернет-магазины, желающие принять в ней участие, обязаны следовать нескольким правилам: цены должны быть максимально снижены; товар должен быть в наличии в достаточном объёме; перед началом «Чёрной пятницы» запрещено повышать цены на ассортимент.
В противовес этой вакханалии потребительства именно в «Чёрную пятницу» стали отмечать и День отказа от покупок (Buy Nothing Day). В этот день многие люди в разных странах мира специально отказываются от любых покупок, напоминая себе и миру о том, что чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция, а общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против чрезмерного потребления.
С идеей такой акции в 1992 году выступил канадский журналист Калле Ласн, который считает, что причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления. И что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20% населения земного шара, а используют они более 80% всех природных ресурсов Земли, что является не только несправедливым распределением богатств нашей планеты, но и наносит чрезмерный ущерб окружающей среде. В этот день американские активисты проводят в торговых центрах акции под девизом «Ради мира на земле ничего не покупай!» и демонстрируют «антирекламные» ролики.
Интересно, что страсть к покупкам медики в последнее время стали даже признавать болезнью. Шопоголизм (или ониомания) – это непреодолимое влечение скупать что-либо без наличия необходимости в приобретаемых вещах. Другими словами, если человек, совершая покупку, испытывает эйфорию от самого действа, то покупки для шопоголика вскоре становятся развлечением и отдельным смыслом жизни вследствие выброса адреналина в кровь. Недаром реклама вовсю убеждает нас, что вояжи по торговым центрам – отличная возможность «переключиться» и повысить настроение.
Психологи утверждают, что шопоголизм чаще всего формируется у женщин по причине дефицита внимания, внутренней опустошенности, чувства одиночества и при депрессивном настроение из-за расставания с партнером. Также страстью к спонтанным покупкам часто страдают взрослые обоих полов, недолюбленные в детстве или страдавшие от нехватки родительского внимания и получавшие подарки вместо заботы. Но вообще, шопинг может любому человеку подарить иллюзию своеобразной свободы, минимизирует тревожность, ликвидирует депрессию (вследствие выброса адреналина), повышает уверенность и уважение к собственной персоне. Ведь человек имеет возможность приобрести то, что сию секунду желает, а не необходимые товары или рекомендуемые вещи, и от этого получает чувство свободы. А восторженные высказывания рекламщиков и льстивые взоры продавцов попутно повышают самооценку.
Казалось бы, ну и что тут такого? Счастлив человек после посещения магазинов, ну и пусть его… Но психологи бьют тревогу и говорят о болезни. Почему? Да вот стали сравнивать шопоголизм со своего рода наркоманией. Человек совершает ненужные покупки, получает свою дозу адреналина, а дома начинает сожалеть о нерациональных тратах. Это ведет к появлению чувства вины перед родней, перед собой, приводит к депрессии – и человек опять спешит в магазины, чтобы избавиться от неприятных ощущений. Получается замкнутый круг, из которого подчас трудно вырваться самостоятельно.
И вот уже несколько пар моих знакомых развелись по причине приверженности к неразумным тратам. Причем гендерного перевеса нет! Как-то поровну разделились страсти женщин к приобретению шмоток и мужского увлечения бесконечной сменой гаджетов. А тут ещё и банковские зазывания к лёгкому оформлению кредитов! Молодым парам, недавно вырвавшимся из-под родительской опеки, трудно выдержать этот натиск маркетологов. Поэтому уже для избавления от шопоголизма рекомендуют обращаться за психологической помощью. Сегодня даже функционируют группы «анонимных шопоголиков» – общества добровольной помощи сумевших справиться с пагубным влечением.
Как же избавиться от шопоголизма? Во-первых, необходимо избавиться от кредитных карт и научиться тратить не больше, чем зарабатываешь. Психологи говорят, что, оказывается, именно наличные деньги позволяют человеку лучше чувствовать взаимосвязь между расходованием денег и приобретением вещи. (А я-то удивляюсь, видя, что молодые люди в наше оцифрованное время расплачиваются на кассе рублями! И зря).
Во-вторых, рекомендуется выходить из дома с лимитированным количеством средств и отказаться от кредиток и кредитов.
В-третьих, банальное – нужно вести список трат и регулярно их анализировать.
В-четвёртых, необходимо обязательно брать на кассе чеки и сохранять их для ведения собственной отчетности. Это позволяет увидеть реальную картину трат, оценить их рациональность и понять, что предпринять для спасения своего бюджета, какие покупки исключить и в каком магазине выгоднее их приобретать.
В-пятых, стоит избегать «новинок» и новых коллекций. Зачем приобретать вещь дороже её номинальной стоимости? Лучше немного подождать и купить понравившуюся вещь в разы дешевле.
И в-шестых, не поддаваться стадному инстинкту приобретательства и стараться не совершать покупки в толпе, потому что истерия большого собрания людей очень заразительна.
Я отнюдь не призываю всех носить шкуры, сесть в пещере возле очага и месяц питаться мамонтом и травами. Я предлагаю просто включать голову и трезвый расчёт. Это помогает в жизни во всех сферах, везде и всегда. Даже в «Чёрную пятницу».
От редакции. Мы уже не раз поднимали тему «чёрной пятницы». Прежде чем покупать – вспомните:
“Чёрная пятница” перешла в основном в интернет, но честнее не стала
“Чёрная пятница”: нехорошие предчувствия ростовчан сбываются
“Чёрная пятница”: ростовчанам радоваться или хвататься за голову?
Ростовчане: “чёрная пятница” – это лохотрон
Ростовчане снова жалуются на “чёрные пятницы”
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
4 комментария
Человек разумный уходит в прошлое. На смену ему идет потребитель безмозглый.
У нас скидки -никакие не скидки, а способ наживы, да, люди хотят сэкономить, ничего зазорного нет, а вот продавцы бессовестно врут о ценах.Специально отслеживала цены, все поднялись, зачеркнулись, в итоге снова то, что было, если не выше. Это как на Вайлдягодах- покупаешь ерунду за 300 р, а там 5300 и зачёркнуто, смешно)))
А ещё смешнее, что в реальных магазинах всё ещё дороже, чем в виртуальных.
На самом деле нет ни каких реальных снижений цен, особенно если пишут скидки 90-70%, стоимость стоит на обычном уровне, хорошо хоть не поднимают. А в прошлом году наблюдала такую картину, онлайн-урок по кондитерским изделиям в "черную пятницу" стоил почти 2000, а спустя пару недель после нее я купила его за 500 рублей))) спрос рождает предложение. Пока люди с оголодавшим взглядом будут ждать скидок и распродаж- на них будут наживаться.