Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура Чшшш! Под кры-лом са-мо-лё-та о чём-то по-ёт...

Чшшш! Под кры-лом са-мо-лё-та о чём-то по-ёт…

Вот и наступает он – канун Ново­го года. Мы ред­ко отдаём себе отчёт, что ждём не сам Новый год, который бу­дет 1-го января, а именно  его ка­нун. Долго настраиваемся, жи­вём ожиданием счастья, радо­сти, веселья, но главное – чуда. Сколько желаний, сколько тепло­ты и нежности бывает за празд­ничным столом! Поссорившие­ся – мирятся, влюблённые ре­шают пожениться, люди зага­дывают на будущее только хо­рошее. И если вся страна посы­лает огромный импульс добра, оно обязательно должно быть с нами. Я верю в это.

Я уже не раз говорил о не­вероятной притягательности и жизненности многих советских фильмов. Имелись в виду, конеч­но, прежде всего, комедии Гай­дая, Александрова, Данелии... Но есть один фильм, который – на все времена и эпохи, фильм, проверенный временем, сменой строя, катаклизмами, фильм, ко­торый будут смотреть наши дети и внуки, потому что он – о чуде.

Миллионы людей на одной шестой части планеты вот уже сорок пять лет в новогод­нюю ночь смотрят один и тот же фильм. Парадокс? Наверное. Но найти логическое объяснение этому трудно. Просто нравится. О каком фильме речь? Конечно – об «Иронии судьбы...»

«Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лириче­скую, грустную, насыщенную по­эзией, - говорил режиссёр Эль­дар Рязанов. - Хотелось сделать ее максимально жизненной, что­бы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных про­исшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы эта лента стала сказкой для взрослых».

И она стала – этой сказкой. Ведь в жизни так не хватает именно сказки и именно чуда. Мы выросли романтиками, и наши дети и внуки тоже не ли­шены какой-то доли романтиз­ма. Нет, новые поколения гораз­до более прагматичны. Они уже не мечтают о том, чтобы был мир во всём мире, а дети Афри­ки не голодали бы. Суровые ре­алии отрезвили многих, и наши дети взрослеют гораздо раньше, чем мы.

А нужны сказки. Нам очень нужны сказки! Наш мозг устал воспринимать эти убийства, ава­рии, митинги и шествия, повы­шение тарифов, предчувствие войны. Мы хотим по­коя и расслабленности, хотим перенесения в мечту, в новогод­нюю ирреальность. Нет, нам по­казывают новые фильмы, в том числе на новогоднюю тематику. Но на все эти фильмы легла печать времени. Они, эти фильмы, - душные. И – равно­душные. А хочется лёгкости, по­лёта, свободного дыхания и за­разительного смеха.

Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню... Я представляю, сколько ростовчан будут вспоминать эту фразу, по­хлопывая друг друга душистым веничком. Нет, банное общество, банное общение не сравнишь ни с чем. Это какой-то свой мир, вы­ключенный из реальности и тем особенно привлекательный.

День 31 декабря невозмож­но представить без этого филь­ма, даже на мгновение. Это как атрибут новогодней ночи, как са­лат оливье, шампанское или аро­матный запах мандаринов... У гениального режиссёра Эль­дара Рязанова в копилке при­пасено не одно талантливо соз­данное творение. Вообще, Ря­занов — это отдельная пла­нета. Он настолько чутко, тон­ко и гармонично снимал своё кино, что его можно пересма­тривать множество раз, без при­вкуса воспоминания. Это всегда не игра, но целая жизнь.

Ну скажите, много ли филь­мов найдётся, которые мы пере­сматриваем каждый год? Такое до боли знакомое кино, но каждый год – разное!

Эта лириче­ская история уникальна во всём. Здесь чудно переплелись режис­сура маэстро, талантливо по­добранные актёры и музыкаль­ное сопровождение. Всё сли­лось воедино, как паззл, и ста­ло невозможным оторвать друг от друга хоть самую малую ча­стичку этой картинки. А вспом­ните множество искромётных диалогов, которые разошлись на цитаты, - например «Какая га­дость эта ваша заливная рыба!» или «Ну что вы меня всё время роняете?». Над этими милыми фразами, которые многие зна­ют наизусть, просто невозможно не смеяться!

Именно «Ирония судьбы…» для кинозрителей открыла ще­мящую поэзию, которая полю­билась многим. Пронзитель­ная и чуткая музыка и неверо­ятной красоты стихи, глубокие и печальные. Белла Ахмадулина («По улице моей»), Марина Цве­таева («Мне нравится…»), Евгений Евтушенко («Со мною вот что происходит»), Владимир Киршон («Я спросил у ясеня»), Бо­рис Пастернак («Никого не будет в доме...»), Александр Кочетков («С любимыми не расставай­тесь»). А над всем этим – бес­смертный Таривердиев. И это только малая часть тех велико­лепных слов и мелодий, которые звучат в фильме и радуют слух и сердце.

Все актёры без исключения были на своём месте. Это гени­альный состав – впрочем, как и всё в этом фильме. Великолеп­ный Андрей Мягков и неподра­жаемый Юрий Яковлев – эти ак­тёры умеют рассмешить и в то же время заставить задуматься и... погрустить. Как здо­рово и правдоподобно им уда­лось преобразиться в мужчин под хмельным угаром! Красави­ца Барбара Брыльска... За её персонаж в фильме говорила Валентина Талызина, пела Алла Пугачёва. Как же трудно играть одним лицом, без слов! Но Бар­баре не нужны слова, чтоб вы­разить все эмоции. Даже на се­кунду невозможно представить на месте этих актёров кого-то другого. Хотя пробовались мно­гие: и Басилашвили, и Миронов, и Немоляева…

Как говорится в начале филь­ма, это — «совершенно нетипич­ная история, которая могла про­изойти только и исключительно в новогоднюю ночь». Кстати, сре­ди множества различных огрех и шероховатостей, которые добавляют фильму шарма, есть и эта: до сих пор в титрах написано «ИСКЮЧИТЕЛЬНО». И хоть мы предупреждены, что история-то нетипичная, всё-таки понимаем, что при определённых обстоя­тельствах события, произошед­шие в фильме, могли случить­ся едва ли не с каждым из нас. Ведь мы авантюристы в душе. Мы можем резко перевернуть, поменять всю жизнь. Мы готовы на стресс, лишь бы не закоснеть в гнетущей обыденности.

Но ещё привлекает в филь­ме его не общая, а, так сказать, фрагментарная правдоподоб­ность. В название этой статьи вынесены слова советской пес­ни, которую уже совсем пьяные друзья поют в бане. Да, актёры играли. Но не совсем – играли. Александр Ширвиндт как-то рассказал о том, как снимался эпизод в бане. Снимали его но­чью в холодном коридоре «Мос­фильма». Привезли пальмы, на­стоящее, неразбавленное пиво в бочках. Учитывая игровые об­стоятельства, холодные ночные подземелья «Мосфильма», ис­ключительно для жизненности эпизода, а также для поддержа­ния творческих сил участники сцены (А. Мягков, Г. Бурков, А. Ширвиндт и А. Белявский), поч­ти не сговариваясь, притащили с собой на съемку каждый по пол- литра... Все эти пол-литры были заменены ими очень тонко и умело на реквизиторские с водой и сложены в игровой портфель Буркова, который по ходу сцены доставал их одну за другой и ру­ководил «банным трестом». Как уже было сказано, пиво было свежее и настоящее, а водка на свежесть не проверяется, но на­стоящая она была точно.

«Сняв первый дубль и ощутив неслы­ханный творческий подъем, - вспоминает Ширвиндт, - мы по­требовали второго дубля, совер­шенно забыв, что при питье разных напитков ни в коем случае нельзя занижать градус, то есть можно попить пивка, а потом осторожно переходить к водке, и никак не наоборот». После тре­тьего дубля Эльдар Рязанов учу­ял неладное, так как не «учуять» это неладное было практически невозможно. «Стоп! — раздалось под сырыми сводами «Мосфильма». — Они пьяные'»

На следующее утро до начала съемки все четверо участников были подвергнуты тщательному «таможенному досмотру» перед командой «мотор». Эльдар Александрович лично откупоривал все бутафорские водочные бутылки и нюхал с пристрастием свежую воду. Снимали тот же эпизод — играли пьяных, шумели, старались хорошим поведением скрасить перед Рязановым вчерашний проступок. «Стоп! Снято'» — прозвучал, наконец, под утро усталый, но довольный голос Рязанова, что дало право всей компанией подойти к нему и робко намекнуть, что, по мнению компании, материал, снятый вчера и сегодня, вряд ли смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня потуги актерского ма­стерства. Эльдар сказал, что вот как раз случай проверить, с ка­кими артистами он имеет дело, ибо иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. «Мы виновато удалились, - го­ворит Ширвиндт. - Но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь! Вот и верь после этого в искусство перевоплощения!»

«Пьяный проспится, дурак – никогда'» - часто говаривала моя добрая знакомая. У нас в России вообще какое-то трепет­ное отношение к пьяницам. Не к алкоголикам, а именно к пьяни­цам, если они не буйные. Их жа­леют, им сочувствуют, над ними посмеиваются, но главное – по­нимают и прощают. И рязановский фильм очень чётко отразил на экране эту всенародную сла­бость к пьяным.

С другой стороны, это всё- таки не совсем главное в «Иро­нии судьбы…». Главное здесь разбросано по мелочам, благо­даря чему каждый находит для себя то, что ложится на душу именно ему. Здесь и разговор об особенностях труда врачей и учителей (а значит, врачи и учи­теля должны априори любить эту картину). Здесь о разных проявлениях женского и мужско­го одиночества. И отрицательны­ми выглядят совсем не те, кого в обыденной жизни мы счита­ем таковыми. Наоборот, пример­ные, успешные, разумные люди не выдерживают испытания меч­той и чудом, без которых невоз­можна Любовь. А о любви меч­тают все.

А сколько чисто советских чу­десных деталей, по которым у людей старшего поколения бу­дет вечная ностальги!я Вспомни­те, почему перед Новым годом в квартирах обоих героев бардак? Потому, что они совсем недавно, буквально накануне, – переехали! И квартиры, пусть очень неболь­шие, но в новых домах и вполне приличные. И эти квартиры се­мьям Лукашиных и Шевелёвых ДАЛИ! Просто – дали. Вот так вот – за то, что работают…

Многие ростовчане тоже ведь получили квартиры – кто от Ростсельмаша, кто от  «Кванта», кто от Роствертола… И каждый помнит эту радость переезда. И, глядя рязановский фильм, каждый вспоминает то свое давнишнее ощущение.

А сколько комических ситуаций, в которые попадают герои «Иронии судьбы…»! Причем все эти ситуации абсолютно жизнен­ные. В них веришь, потому что так и бывает в новогоднюю ночь.

И все-таки комедия груст­ная. Могли сложиться две семьи – пусть несчастливые, но впол­не приличные, благочестивые. Но получилось счастье на двоих и несчастье – тоже двоим, но на каждого в отдельности. И самое главное – нам искренне жаль, ка­залось бы, отрицательных героев –и Галю, и Ипполита…

Этот фильм заставляет нас расслабиться и открыть свое сердце навстречу самому добро­му, светлому.

«Нашим фильмом, - говорил Эльдар Рязанов, - мы хотели как бы постучаться в сердце каждого человека и сказать: «Если у тебя неприятности, если ты нездоров, если от тебя ушла любовь, пом­ни, что надо верить людям, что жизнь прекрасна, что чудо воз­можно».

И все мы – верим. Мы суе­тимся перед Новым годом, бега­ем в поисках елочки, шампанско­го, свежего майонеза, апельси­нов, курицы и селёдки. Женщи­ны впопыхах делают прически и маникюр, который в тот же вечер будет содран во время при­готовления салатов. Дети оша­лело бегают по комнатам, вме­сте с котами сбивают игрушки. И вообще – стоит такой гвалт' И вдруг – тише! Чш-ш-ш' Под кры­лом само-лё-та о чём-то поёт… И все начнём смотреть. Отвле­каясь, перебивая себя чем-то. додумывая и вспоминая. Это и есть традиция, наш новогодний талисман…

Кстати, под этот фильм у меня тоже уже много лет есть традиция. Один раз в году, 31 декабря, я откупориваю бутыл­ку дорогого белого сухого вина (вообще-то я больше люблю ко­ньяк и сухое красное) и включаю «Иронию судьбы…» Я знаю, что и в этот раз не смогу посмотреть весь фильм подряд и полностью, потому как если засяду, кто же будет ставить стол, чистить се­лёдку, выносить мусор и кувыр­каться с детьми?

Но всё равно, всё равно – здо­рово! Лю-у-уди! С наступающим! :)

Игорь Северный

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

3 комментария

  • ВалеНТина:

    А мы этот фильм вспоминаем чаще. В 2014 году младший сын купил домик в поселке (на что хватило денег) в Аксайском районе. Подруга уговорила меня посмотреть на этот домик, просто со стороны, не тревожа там работающих сына и его друзей. На вокзале сказали адрес и водитель автобуса сказал, что довезет (несколько раз сказала, что именно Аксайский район) до развилки (забыла название), потом нам надо пересесть на маршрутку и выйти на остановке и там недалеко улица, которая нам нужна. Было чувство по пути, что везут нас не туда. Но водитель сказал, что правильно мы едем. Приехали по адресу, но не туда. Пришлось отвлекать сына. Дали телефон прохожему и он объяснил сыну, что мы попали в Новочеркасск. И пришлось сыну ехать за нами. Совпало название остановки и улица, только район другой.

  • Дуся:

    Спасибо Вам за теплую статью. Пойду смотреть Иронию судьбы.... Без нее у меня тоже новый год не начинается

    • Модератор Большого Ростова:

      Вам спасибо за то, что наши ощущения совпадают. С наступающим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru