
Некоторое время назад меня поразило одно странное явление - буквально на каждом шагу в сфере обслуживания ты видишь всё новые и новые таблички с QR-кодами для перечисления чаевых.
Изначально чаевые давали официантам и извозчикам. Это сохранялось на протяжении многих лет, в т.ч. во времена СССР и новейшей России. Ну, традиция такая. Хотя странно, конечно: люди работают, получают зарплату. Ну, чаевые - это, конечно, пожелания клиентов, так сказать, с барского плеча - в осознание своего превосходства.
Иногда чаевые включали в некоторых ресторанах даже в счёт, хотя их можно было бы и оспорить. Мало кто этим, конечно, занимался, но всё-таки.
За границей чаевые давали портье за доставку чемоданов, горничным - всё это позднее пришло и к нам.
Но вот что мы в этот раз увидели на юге. В отелях и санаториях на ресепшене - буквально везде таблички с QR-кодами для перечисления чаевых, внутри, там, где расписывают процедуры и принимают плату за них, - такие же таблички.
Мы не могли понять за что. За то, что человек вежливо поговорил с тобой, добросовестно выполнил свою работу? Но ведь это он и так должен делать, разве клиенты за это должны доплачивать?
Понятно, что никто не требует, но как будто стыдно уже и не оставить чаевых.
Однако иногда и требуют - прямо или косвенно. Услужливый минуту назад официант меняется в лице и всем своим видом начинает показывать полное к вам небрежение, если понимает, что чаевых ему не видать, - встречаются такие официанты.
Многие таксисты норовят дать сдачу даже мелочью, но кто-то говорит, что сдачи нет, - и тебе легче отказаться от сдачи, чем искать 50-70 рублей, чтобы отдать под расчёт.
Недавно отдыхали в одном из южных городков. Максимальная цена поездки в такси - 300 рублей, обычно 200. В сравнении с Ростовом - недорого, да и расстояния не те.
Чтобы не идти в гору, вызвали такси. По таксометру вышло 132 рубля. Однако таксист, думая, что мы не заметили сумму на табло, быстренько сбросил её и потребовал 200 рублей. У жены были мелкие, я добавил 50. Таксист вроде как даже обиделся: «Мог бы и 100 добавить - ростовчане самые щедрые пассажиры!»
Что же получается? Человек, во-первых, нас обманул, после чего получил за поездку почти вдвое больше, так ещё и обиделся?!
Но такое случается нередко и в Ростове. Все знают, что качественно подстричься сейчас довольно дорого. Но если находишь хорошего мастера, на цену уже не смотришь - лишь бы хорошо делал свою работу.
Мы в своё время нашли такого мастера-универсала. Стриглись у неё всей семьёй, что было весьма недёшево. А потом начали замечать, что многие клиенты помимо кассы кладут в карман парикмахерше примерно ещё половину суммы - в качестве чаевых. И к таким клиентам у мастера было особое расположения, а на нас у неё не стало хватать времени - так и перешли к другому мастеру.
Жалко денег, скажете вы. А и жалко! Деньги нелегко достаются, с неба не падают.
Зарплаты у нас небольшие - да и кому в голову придёт давать чаевые журналисту, учителю, продавцу? Почему же с нас практически на каждом углу хотят получить больше, чем услуга стоит?
Ну, включите эти чаевые в стоимость обслуживания, в тариф или в цену товара - мы тогда будем решать, здесь получать услугу и покупать товар или в другом месте. А то странно выходит: ты заплатил - и уходишь с чувством какой-то неловкости, как будто совершил нехороший поступок, не оставив чаевые.
Хочет человек поблагодарить кого-то за хорошее обслуживание - он всегда найдёт способ это сделать. Но напоминание о чаевых - это как будто стимулирование такой благодарности, желание получить больше за то, что уже оплачено.
У нас не страна миллионеров, и эта тенденция с чаевыми для многих является унизительной. А таблички всё появляются и появляются…
Фото для иллюстрации - сгенерировано ИИ
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

