Всё о школе

Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Будь здоров, не кашляй! Офисные сотрудники теряют здоровье не из-за сидячей работы, а из-за «моббинга» и «боссинга»

inx960x640Эксперты составили топ-пятерку самых частых проблем со здоровьем у «белых воротничков» и дали советы, как уберечься от профессиональных заболеваний

ОТ БЕССОННИЦЫ ДО ГИПЕРТОНИИ

- У нас на работе вторую неделю длится конфликт между несколькими сотрудниками, и на днях сразу несколько человек посочувствовали, что у меня утомленный вид и зеленоватый цвет лица, - рассказывает знакомый, который руководит коллективом из 15 специалистов. - В целом все вроде бы неплохо, но чувствую себя неважно...

- Последние исследования показывают: для тех, кто работает в офисных коллективах, сегодня наибольшую опасность для здоровья представляют психосоциальные факторы, - поясняет доктор медицинских наук, руководитель департамента по науке Клинского института охраны и условий труда Надежда Симонова. - Прежде всего идет речь о межличностных отношениях: горизонтальных - с коллегами и вертикальных - с непосредственным руководителем и более высоким руководством. Нарушения в этих сферах международные эксперты называют «моббингом» (от английского mob — толпа) - когда сотрудника «подставляют» и даже травят коллеги, а также «боссингом» - когда работника изводит начальник.

- От психосоциальных факторов страдают работники во всем мире, эти причины играют ведущую роль в развитии профессиональных заболеваний у «белых воротничков», - подтвердила представитель Международной организации труда (МОТ) Сандра Поласки, выступая на Первой Всероссийской неделе охраны труда, которая прошла в середине апреля в Сочи. Специалисты выделяют пять нарушений здоровья, которые чаще всего встречаются у офисных сотрудников:

1) бессонница;

2) депрессия;

3) гипертония;

4) ишемическая болезнь сердца;

5) боли в шее и спине.

«ПРАВИЛО ТРЕХ ВОСЬМЕРОК»

- Традиционно считалось, что шейные и спинные боли - признак остеохондроза, спутника сидячего образа жизни в офисе, - напоминает Надежда Симонова. - Между тем сейчас все больше сотрудников увлекается фитнесом, внимательнее относится к своему здоровью, а число страдающих от боли не снижается. Разгадка в том, что нередко мы сталкиваемся с так называемой болью напряжения: чувствуя себя в офисе тревожно, непроизвольно напрягаем мышцы, организм все время настороже, потому что нужно «сохранять лицо», быть готовым к стрессовым ситуациям (даже если в данный момент все более-менее спокойно).

Увы, такие состояния будут нарастать в условиях кризиса, прогнозируют эксперты. Многие компании объявили о планах сокращать штат и (или) уже делают это. Между сотрудниками растет конкуренция, так что в большинстве коллективов интриги и «подножки» будут встречаться чаще. В итоге повысится риск подорвать здоровье из-за постоянных стрессов, а более неподходящего времени, чтобы болеть, не придумаешь. Как выстоять, не сорваться?

Специалисты советуют сочетать физическое оздоровление и психологические тренировки.

- Когда-то давно наши корифеи-физиологи разделили сутки на три части: 8 часов человеку отводится на работу, еще 8 на сон и оставшиеся 8 - это время отдыхать: бодрствовать, заниматься чем-либо, но только не своей основной работой, - рассказывает профессор Симонова. - Конечно, у некоторых профессия такая, что возвращаешься к ней мыслями в любое время и в любом месте - например, журналисты часто «на автомате» подмечают различные случаи, прикидывая, как в дальнейшем использовать их при написании статей.

СОВЕТ

В подобных ситуациях - если работа не отпускает вас круглосуточно - нужно стараться сдерживать себя, рекомендуют эксперты по охране труда. Ориентировкой максимальной нагрузки могут служить нормы Трудового кодекса, разработанные на основании медицинских исследований. В частности, согласно статье 284 ТК РФ при работе по совместительству - то есть в свободное от основной работы время - продолжительность рабочего времени не должна превышать четырех часов в день.

«НЕ ЗАВИДУЙ, НЕ ПОДСТАВЛЯЙ, ПРОЩАЙ»

Что касается психологических тренировок, помогающих избежать «рабочих» стрессов и сопутствующих им заболеваний, то специалисты советуют брать на вооружение принцип, которым в медицине описывают действие лекарств-антидепрессантов: «вокруг ничего не меняется, но я меняю свое отношение к этому».

- Это может показаться необычным, но научиться контролировать свои эмоции, сдерживать как тревогу, так и раздражение в рабочей обстановке помогает следование гуманистическим принципам: будь добр к окружающим, не завидуй, не подставляй, умей прощать, - поясняет Надежда Симонова. Чтобы быстрее «отходить» от стрессовых ситуаций с минимальными потерями для нервов и здоровья в целом, нужно приучать себя быть снисходительным. Для этого - осознать: все люди разные, по воспитанию, по культуре, по условиям своей жизни, судьбе. Поэтому они могут относиться к нам по-разному в силу собственных взглядов, черт характера. Но если мы сами будем относиться к окружающим лучше, то, хоть и не получим прямого ответа - его, как правило, в жизни не бывает - но в конечном итоге все равно будем так или иначе вознаграждены. «Давно замечено: добро ходит по кругу, ты отдашь его здесь, а оно придет к тебе оттуда», - улыбается наш эксперт.

СОВЕТ

Сохранить здоровье и рабочее место даже в самые трудные времена помогают профессионализм и самодостаточность сотрудника. Чем более высокая у вас квалификация, тем вы востребованнее, а значит - сильнее и независимее. Такие работники в том числе меньше зависят от мнения окружающих, гораздо реже оказываются объектами придирок начальников (если шеф не самодур, конечно). «Самодостаточного профессионала сложнее подставить и затравить на рабочем месте», - отмечает Надежда Симонова. Так что при любой возможности повышайте квалификацию, совершенствуйте свои навыки. Кстати, как отмечают социологи в сфере трудовых отношений, более компетентные сотрудники больше располагают к себе остальных членов коллектива, например, помогая им консультациями. От вас не убудет, знания никуда не денутся, а улучшение отношений порадует.

КСТАТИ

Хорошая новость: компьютер на рабочем месте не враг здоровью

Нередко офисные сотрудники переживают: компьютеры в кабинетах натыканы как зубья в расческе, сидеть приходится вплотную к собственным мониторам и системным блокам коллег, наверняка излучение зашкаливает!

- Об опасности можно было говорить в прежние времена, при старых типах компьютеров, а нынешние, с жидкокристаллическими дисплеями, дают электромагнитное излучение в тысячи раз меньше чем предельно допустимые уровни, - успокаивает Надежда Симонова. - Поэтому наши гигиенические нормативы, которые предписывали выдерживать расстояния между рабочими столами с мониторами не менее нескольких метров, устарели.

Разумеется, это не отменяет полезности тренировок для глаз (взгляды вдаль - вблизь и другие), а также элементарной гимнастики для шеи и позвоночника на рабочем месте.

Анна Добрюха, "КП"


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Комментарии

  • (0)(0)

    Все болезни от нервов, только одна от удовольствия.....

  • (0)(0)

    высокопрофессиональные специалисты никому не нужны, им больше платить нужно. чем девочкам глупам и мальчикам. Результат экономии, например, няня, отрубившая голову ребенку в Москве.

  • (1)(0)

    «НЕ ЗАВИДУЙ, НЕ ПОДСТАВЛЯЙ, ПРОЩАЙ»
    Это только в теории, а на практике совсем по другому. Больше двадцати лет отработал начальником разных уровней ( бюро, отдел, управление) в основном в советское время и пришёл к выводу, что человека изменить невозможно. У меня был случай, когда с одной из сотрудниц никак не получалось найти взаимопонимания. Постоянные стычки просто выматывали. И вот, как-то после очередного скандала, выйдя из кабинета, вслух чертыхнулся. Из-за моей спины услышал вопрос, не замеченной мною, женщины в белом халате, нашей медички:" Что-нибудь случилось?". Я поделился. А когда услышал, от медички, что моя сотрудница стоит у неё на учёте,так как болеет шизофренией, то просто был ошарашен. Оказалось, что мой шеф принял её на работу по протекции, так как у неё муж был заведующим базой и имел возможность поставлять дефицитные, по тем временам, товары. В другой ситуации, когда меня назначили на должность начальника отдела, то мой будущий заместитель ( царствие ему небесное) чтобы занять моё место, просто крал из моего стола служебные документы, создавая мне трудности. Об этом он мне сам признался по случаю, в застолье.
    А в итоге, как и написано в статье, получил гипертонию и остеохондроз. И, тем не менее, хорошего было больше. Только работать приходилось по 12 часов в сутки. Jedem das Seine.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *