Зинаида Максимовна Шарко родилась 14 мая 1929 года в Ростове-на-Дону. Отец – военный, пожарный. Мать – домохозяйка, донская казачка. Сын Иван – заместитель директора Московского художественного академического театра, оформлял спектакли в театрах Санкт-Петербурга и Москвы.
Родители Зинаиды Шарко были далеки от искусства. Отец за всю жизнь прочитал только две книги – «Поднятую целину» и «Воспоминания» маршала Жукова, но был в высшей степени интеллигентным человеком. При пожарной охране была организована самодеятельность, где и состоялось первое выступление 5-летней Зины Шарко. Она читала наизусть со сцены поэму «Ежовые рукавицы», опубликованную в газете «Правда».
Знакомство со школой тоже произошло через сцену. В 1940 году семья Шарко переехала в Чебоксары. Был апрель, и в школе шла подготовка к первомайскому утреннику. Поскольку Зина только что приехала, на утреннике текста ей не дали. Она получила роль Ромашки, и мама сделала ей шапочку с лепестками из газеты.
Первая учительница Зинаиды Шарко была заядлой театралкой. Город обилием театров похвастать не мог, и она любила театр теоретически. Благодаря ей Зина во 2-м классе играла Золушку, в 3-м – Царевну-Лебедь, в 4-м – пик творчества – пела партию Козы в опере «Волк и семеро козлят».
Когда началась война, в Доме пионеров в Чебоксарах организовали ансамбль песни и пляски, во многих школах открыли госпитали. Ансамбль, в котором участвовала и Зина Шарко, дал 900 концертов для раненых. За эти концерты Зина получила свою первую награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В школе Зинаида Шарко была отличницей. В 1943 году она написала наркому просвещения товарищу Макарову заявление: «От ученицы седьмого класса Зинаиды Шарко. Прошу направить меня на учебу в Кронштадтское торпедное училище». Учителя забили тревогу. Вызвали в школу отца, сказали: «У нее гуманитарные наклонности, она способная девочка, зачем ей торпедное училище?» На что отец ответил: «Если она хочет защищать Родину, я не могу ей препятствовать!» В конце заявления Зина приписала: «В данный момент закончила седьмой класс на “отлично”». Нарком оказался умным человеком и оставил письмо без внимания.
В старших классах кумиром Зинаиды Шарко была Алла Константиновна Тарасова. Когда в кинотеатре шел фильм «Без вины виноватые», Зина посещала по семь сеансов каждый день. В школе знали, где она, но никто этому не препятствовал – на успеваемости это не сказывалось. Школу Зинаида окончила с золотой медалью.
По окончании учебы выяснилось, что Зина собирается поступать в театральный институт. Родители поначалу не поддержали ее решения. «Мы думали, из тебя человек получится, – плакала мать, – зачем тебе эта золотая медаль, она бы кому-то другому пригодилась…» Но отговорить дочь не удалось.
В квартире семьи Шарко во время войны жили эвакуированные москвичи – Татьяна Ивановна с двумя дочерьми. Когда мать поняла, что Зина все равно уедет, она написала им письмо с просьбой приютить ее на время экзаменов.
Так Зинаида Шарко приехала в столицу. Но в Школе-студии МХАТа, куда она решила поступать, ей не суждено было остаться. Приехав в Москву, она зашла в легендарную школу, трепеща, поднялась по ступеням с мыслью: «Неужели Алла Константиновна Тарасова тут ходит?». Вошла в кабинет приемной комиссии и увидела: сидит секретарша и грызет соленый огурец! Секретарша спросила: «Что вы хотите, девушка?» – «Я ничего не хочу», – ответила Зинаида. В храме – и грызет соленый огурец! Выйдя на улицу, она горько заплакала. Из множества стихов, которые она знала наизусть, в эту минуту ей на память пришли строки из поэмы Маргариты Алигер «Зоя»: «Ленинград, Ленинград, я тебе помогу. Прикажи мне, я сделаю все, что прикажешь... »
Зинаида Шарко объявила московским знакомым, у которых остановилась, что едет в Ленинград. Вещей у юного дарования было немного: фибровый чемодан с картошкой, поверх которой лежал огромный портрет Аллы Тарасовой. Шел 1947 год, поезда брали с боем, ехать пришлось стоя целые сутки.
О Ленинградском театральном институте Зинаида Шарко ничего не знала, но в том, что ее примут, не сомневалась. С детства она уверенно чувствовала себя на сцене. Однажды на школьном вечере, читая наизусть отрывок из «Молодой гвардии», Зина вдруг забыла текст. Тогда юная артистка не растерялась, а спокойно сказала слушателям: «Не волнуйтесь, я сейчас вспомню».
Зинаида Шарко вспоминает: «Я была безразмерная девица с толстыми ногами. Ели-то одну картошку. Платье на мне было – мамой сшитое, с шестью огромными пуговицами на моей объемной груди. Чулки на этих ногах – в резинку. Не понимаю, как меня взяли! Зато через год я приехала к маме, и она не узнала меня на вокзале. Так отощала.
На вступительных экзаменах один старичок-профессор сказал: “Способная девочка, но если она поправится еще на полкилограмма, будет профнепригодна”. При выпуске он же, не узнав во мне ту самую пышку, похвалил, но заметил, что “если она похудеет еще на полкилограмма, будет профнепригодна”.
Зинаида Шарко поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (мастерская Б. Зона). У знаменитого петербургского педагога Бориса Зона все курсы были звездные. Его учениками были Н. Трофимов, Э. Виторган, Л. Додин, А. Фрейндлих, Н. Тенякова, О. Антонова.
В воспоминаниях она не без иронии рассказывает о себе 17-летней. Приехав из Чебоксар, где была победительницей всех конкурсов художественной самодеятельности, она предпочитала романтические роли и не сомневалась в своем амплуа героини. Когда Зон стал поворачивать ее к характерным персонажам, Шарко пришла в изумление и негодование, не сразу оценив проницательность мастера. Потом, в театре Товстоногова, она поняла тщетность притязаний на героический репертуар. Большой драматический театр дал ей гораздо большее – свободу от рамок жанра, амплуа, возможность существования в ансамбле.
В 1951 году Зинаида Шарко окончила ЛГИТМиК. Еще на 3-м курсе, будучи на практике в областном театре, она попала в эстрадный спектакль, который по счастливому стечению обстоятельств ставил Г.А. Товстоногов. Первое впечатление от встречи с великим режиссером было незабываемым. Молодая артистка тоже обратила на себя внимание Товстоногова. На одной из первых репетиций он сказал: «Зиночка, вы мне очень нравитесь, потому что сразу берете быка за рога». И тут же предложил две роли в своем театре – Беатриче в «Много шума из ничего» и Варю в инсценировке Горбатова «Донбасс».
В 1956 году, когда Г.А. Товстоногов стал руководителем Большого драматического театра имени М. Горького, он в первый же сезон пригласил Зинаиду Шарко к себе.
То было время расцвета театра: молодой, полный сил режиссер, каким был тогда Георгий Товстоногов, привел с собой таких артистов, как Лебедев, Доронина, Басилашвили, Смоктуновский, Юрский… Зинаида Шарко играла в эпизодах, но такие же мелкие роли играли и Копелян, Юрский, Басилашвили. У Георгия Александровича актеры считали за счастье говорить хоть несколько слов.
Зинаида Шарко вспоминает: «С ним невозможно было спорить, он без паузы находил ответ. Когда я играла в спектакле “Жестокие игры” маму, которая искала сбежавшую девочку, на меня надели громадное пальто. Я говорю: “Георгий Александрович, в это пальто четыре таких, как я, войдет!” – “Зина, она высохла от горя!” – ответил он. Ну что тут скажешь?»
Известность пришла к Зинаиде Шарко с первой же ролью, сыгранной на сцене БДТ. Спектакль «Когда цветет акация» по пьесе Н. Винникова стал для Шарко дебютом воистину блистательным. Она купалась в эксцентрике. Ее Ковригина поначалу представала перед зрителями «своим в доску парнем», щеголяла в лыжных шароварах, мальчишески лихо зажав папироску в зубах. Преображение героини ошеломляло, казалось волшебным: в светлом платье Ковригина становилась Раей, даже голос, поначалу сипатый, начинал звенеть – это чудо сотворила любовь.
Поразительным даром любви Шарко наделяла многих своих героинь. В тягостном однообразии их жизни находила она звездные часы и мгновения, каждую брала под защиту. Так сыграла она Женщину в спектакле по киносценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Не склонившие головы» (1961). Безысходная тоска взрывалась страстью – встреча с беглецами дарила шанс избавления от женского одиночества.
Без любви героини Шарко всегда задыхались. Каждая роль была как новелла о женской судьбе. Этапом в творческой судьбе актрисы стали «Пять вечеров» по пьесе А. Володина (1959). Актриса показала не только драму вечного безнадежного ожидания, сыграла она трагедию послевоенной эпохи. Будничный героизм женщин зиждился тогда на отказе от возможности личного счастья. И Зинаида Шарко открывала и объясняла саму жизнь, судьбу женщин того поколения, восхищаясь богатством человеческого сердца.
А. Володина подготовила встречу актрисы с чеховской драматургией. «Три сестры», где она сыграла Ольгу, стали театральной легендой. Немногословная, словно закованная в броню, эта Ольга жила чувством долга. Но были мгновения, когда в тихой Ольге вдруг прорывалось скрытое неистовство ее натуры, о котором сама она и не подозревала в благонамеренности своей.
Другая Ольга – Ольга Шереметова из спектакля «Сколько лет – сколько зим» по пьесе В. Пановой тоже жила с зажатым в кулак сердцем, пережив предательство любимого. Истинное содержание происходящего было понятно не из слов, а из того, что стоит за ними. Молчание актриса делала бездонным. Шарко играла трагедию несбывшегося счастья. Но ее героиня смогла избежать разрушения личности.
Все персонажи Зинаиды Шарко обладали удивительной внутренней силой. Жизненная энергия ощущалась с каждом появлении Кати Редозубовой в горьковском спектакле «Варвары» (1962), светилась радостью ее лукавая Ева в «Божественной комедии» (1962), поражая публику почти цирковыми номерами. Диапазон актрисы огромен. В каждой роли она находила всё новые краски. И потому зрители, видевшие спектакли с участием Шарко даже в небольшом эпизоде, навсегда запомнили ее скромную девчонку Лизу Хренову из Розовского «Традиционного сбора» – работницу сберкассы маленького якутского поселка. А каким многоцветьем чувств наделила актриса свою Эржебет Орбан в спектакле «Кошки-мышки» по пьесе И. Эркеня! Для нее, кажется, нет жанровых ограничений. Она с блеском играла эстетствующую поэтессу Калерию в «Дачниках» М. Горького, мудрую старуху Анну в инсценировке по повести В. Распутина «Последний срок», добрую душой Элене в «Мачехе Саманишвили» Д.Клдиашвили.
Были и другие роли – в спектаклях «Владимирская площадь» (режиссер Ю. Томошевский по пьесе Л. Разумовской), «Антигона» (по пьесе Ж. Ануя), «Очам души твоей…» (по творчеству Игоря Северянина), «Когда она умирала» (по пьесе
Н. Птушкиной).
После ухода Г.А. Товстоногова З. Шарко долгое время играла няньку Марину в «Дяде Ване» и очень дорожила этой ролью, казавшейся единственной ниточкой, связывающей времена. Нянька с вечным вязанием в руках и вправду была похожа на парку, в руках которой позвякивали спицы, а в карманах – ключи от несбывшихся надежд. Она, словно Фирс, знала всё и вся про обитателей своего дома.
До 39 лет Зинаида Шарко практически не снималась в кино. Ее много пробовали на «Ленфильме», но обычно не утверждали. За ней ходила слава некиногеничной актрисы: операторы говорили, что на нее надо так долго и сложно ставить свет, что лучше взять любую смазливую девочку. Знаменитый фильм Киры Муратовой «Долгие проводы» (1971), запечатлевший удивительную индивидуальность актрисы и открывший отечественному зрителю новые горизонты кинематографической реальности, многие годы пролежал «на полке», не будучи допущен в прокат. Поклонники творчества актрисы рады были коротким встречам с ней на телеэкране в фильмах «Фантазии Фарятьева» (1980), «Формула памяти» (1983), «Арифметика убийства» (1991) и других. На IX кинофестивале «Кинотавр» (1997) актриса была удостоена приза за лучшую женскую роль (фильмы «Сочинение ко Дню Победы» и «Цирк сгорел и клоуны разбежались» – режиссер В. Бортко). Фильм с участием З.Шарко «Луной был полон сад…» режиссера Виталия Мельникова по сценарию Ю.Дамскера получил Приз за актерский ансамбль на XXII Международном кинофестивале в Москве, а Зинаида Максимовна была удостоена Премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» (2000), премии Гильдии кинокритиков «Золотой овен» за лучшую женскую роль (2000), приз за лучшую женскую роль на IX фестивале кино стран СНГ и Балтии, премии за лучшую женскую роль на IX фестивале российского кино (г. Онфлер, Нормандия, 2001), премии за лучшую женскую роль в Монте-Карло на крупнейшем в Европе Международном фестивале телевизионного художественного кино (2001).
Другие актерские работы З.М. Шарко в кино: «Мы с вами где-то встречались…» (1954), «Рядом с нами» (1957), «День приёма по личным вопросам» (1974), «Полковник в отставке» (1975), «Чужие письма» (1975), «Собака на сене» (1977), «Нос» (1977), «Случайные пассажиры» (1978), «Прыжок с крыши» (1978), «Осенняя история» (1979), «Сегодня и завтра» (1979), «Сергей Иванович уходит на пенсию» (1980), «Самоубийство» (1981), «Уникум» (1983), «Я тебя помню» (1985), «Криминальный талант» (1988), «Полет птицы» (1988), «Короткая игра» (1990), «Ангелы в раю» (1993), «Бандитский Петербург» (2000), «Механическая сюита» (2001), «Дурная привычка» (2002), «Линия судьбы» (2003), «Дунечка» (2003).
И все же Зинаида Шарко – актриса прежде всего театральная. Уже почти полвека выходит она на подмостки Большого драматического театра, где с блеском играет ведущие роли репертуара.
В последние годы творческая жизнь актрисы обрела «второе дыхание». В 1997 году Виктор Минков предложил Шарко роль Сары Бернар в спектакле «Она бросает вызов» по пьесе Дж. Маррелла «Смех лангусты». Затем последовали новые «антрепризные» предложения: в «Старой деве» Бориса Мильграма (по пьесе Н.Птушкиной), в «Голубках» Вячеслава Долгачева (по пьесе Д. Вогел). Одна из самых интересных работ актрисы в театре в последние годы – роль Цыганки Татьяны Демьяновой в спектакле Геннадия Тростянецкого «О вы, которые любили…», посвященном памяти А.С. Пушкина. В октябре 1997 года З.М. Шарко присуждена театральная премия имени К.С. Станиславского за выдающийся вклад в развитие российского театрального искусства.
В 2001 году в Москве на открытии камерной сцены в Центральном Доме актера Зинаида Шарко сыграла в спектакле «Три высокие женщины» (по пьесе Олби, режиссер Р. Мархолиа). В 2004 году исполнила главную роль в спектакле «Мой драгоценный клад» в Санкт-Петербургском театре «Дом». Пьеса рассказывает о любви, о том драгоценном кладе, который должен найти для себя каждый живущий на Земле человек. Искать этот клад необязательно далеко, где-нибудь в Австралии, его можно найти совсем рядом. Он и она (бывшие историк и актриса) – соседи по коммуналке. С азартом они играют в «войну» друг с другом, живя от скуки в бесконечных розыгрышах, взаимных подколах и надувательствах. Все это коммунальное безумие не сразу позволяет разглядеть в старых соседях настоящих Ромео и Джульетту. Лирическую комедию по пьесе Вячеслава Вербина поставил режиссер Б. Мильграм.
Событием театральной жизни России в 2006 году стала премьера спектакля «Квартет», где Зинаида Шарко играла рядом с блестящими артистами БДТ – А. Фрейндлих, К. Лавровым, О. Басилашвили. Героиня Зинаиды Шарко – примадонна оперных подмостков. В роли Сессилии Робсон проживает она актерскую судьбу с ее чаяниями, надеждами, славой и забвением. И вызывает у зрителей смех и слезы. И непременно в конце каждого представления зал взрывается шквалом оваций: публика аплодирует актрисе, которая продолжает служить «божественному искусству сцены».
Годы работы с Г.А. Товстоноговым актриса считает счастьем всей своей жизни. В 2003 году на День города Зинаиде Максимовне в подарок преподнесли песочные часы в виде шпиля Петропавловской крепости с надписью: «Санкт-Петербург, 27.05.2003, 16 часов 10 минут». На вопрос «Какая у вас была самая счастливая минута в жизни?» она ответила: «Тридцать три года работы с Товстоноговым. Они как минута пролетели».
З.М. Шарко – народная артистка России, лауреат театральной премии имени К.С.Станиславского за вклад в театральное искусство (1997), высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2001, 2006).
Награждена орденом Дружбы (2004).
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.