Сергей Фёдорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области. Впервые проявить свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил сыну пойти учиться на инженера. Но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, потомка запорожских казаков будет "комедиантом"?! Не бывать этому! Однако после, наверное, тысячного отказа отец сдался: "Об одном прошу, сынок, - сказал перед отъездом, - будь актером, а не комедиантом!". Сергей пообещал...
В 1937 г., по окончании школы, семнадцатилетний Бондарчук поступил в студию Ростовского-на-Дону театра, но закончить ее не успел - началась война.
В 1941 - 1942 годах служил актером в Театре Красной армии в городе Грозном.
В 1946 г., после демобилизации из армии, он продолжил учебу в Москве на третьем курсе актерского факультета ВГИКа, который окончил в 1948 году.
Свою звездную карьеру корифей советского кинематографа начинал, ночуя на столе директора киностудии им. Горького. Провинциальному мальчику негде было жить в Москве. Мастером его ВГИКовского класса был Сергей Герасимов, и дипломной работой Бондарчука стала роль Валько в фильме Герасимова "Молодая гвардия" (1948).
Во время съемок "Молодой гвардии" Сергей Бондарчук женился на начинающей актрисе Инне Макаровой. Они прожили вместе 10 лет. В 1950 году у них родилась дочь Наташа, ставшая впоследствии актрисой и кинорежиссером.
Бондарчук всегда бил в десятку. Он снялся в главной роли в фильме "Тарас Шевченко" в 1952 году и получил премию на МКФ в Карловых Варах. На родине он так понравился товарищу Сталину, что тот назвал его "истинно народным артистом". Наутро после правительственного просмотра Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания.
Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в "Попрыгунье" (1955, по рассказу А. П. Чехова, режиссер С. И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера.
В том же году Сергей Бондарчук познакомился со своей будущей супругой актрисой Ириной Скобцевой. Тогда она еще была студенткой Школы-студии МХАТ. Это произошло на вернисаже лауреата Сталинских премий Василия Ефанова. Художник написал тогда портрет Скобцевой и пригласил ее на выставку. Войдя в зал, она увидела, что перед ее портретом стоит Сергей Федорович Бондарчук. Он обернулся и увидел Ирину, словно сошедшую с холста...
Затем были съемки фильма С. Ю. Юткевича "Отелло" (1956), в котором Сергей Бондарчук играл главную роль. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом.
В 1959 году Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева поженились и 35 лет шли по жизни рука об руку.
Их дети продолжили семейную традицию. Дочь Елена Сергеевна (1962 г.р.) закончила школу-студию МХАТ и стала актрисой. Работала в Театре имени А.С. Пушкина, затем в Театре имени Моссовета, ныне - одна из ведущих актрис МХАТа имени А.М. Горького.
Сын Федор Сергеевич (1964 г.р.) - кинорежиссер, актер, выпускник ВГИКа; соруководитель студии "Арт Пикчерс" по производству музыкальных видеоклипов и рекламных роликов.
Удачей Бондарчука стало то, что он сразу нашел свою тему. Утвердившись как мастер советского кино, Бондарчук уверенно обратился к эпическому жанру. Великая отечественная война глубоко потрясла его. Всю свою жизнь он фактурно лепил образ сильного одухотворенного советского человека - солдата, защитника Родины. Судьба целого народа и драма отдельного человека выписаны с равной силой в его шедеврах.
Сергей Бондарчук - художник с размашистым почерком. Он не захотел ограничиться рамками актерской профессии. Его режиссерский дебют - фильм "Судьба человека" (1959) по рассказу М. Шолохова. Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Он сам сыграл в фильме главную роль (впоследствии он не раз играл в собственных фильмах). Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью. Дебют принес Бондарчуку Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля.
Три года (1965 - 1967) Бондарчук снимал свой главный фильм - "Войну и мир". Режиссер не упустил из романа почти ничего - и снял фильм эпохальный. В нем занят весь цвет советского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Жена Бондарчука Ирина Скобцева сыграла Элен Безухову. Это забавно, если учесть, что Пьера играет сам Бондарчук.
Фильм точно воспроизводит все эпизоды романа - и военные, и мирные. Но в центре монументального полотна Бондарчука - Бородинская битва. Спустя годы Бондарчук будет вслух мечтать о том, чтобы снять тихий, камерный фильм. "Двое героев сидят в комнате, о чем-то говорят..." Услышав эти рассуждения, Никита Михалков тут же добавил: "А за окном проходит танковая дивизия!"
Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены советского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге соорудили Семеновскую деревню и укрепления. На сам "бой" израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. В 1967 году к ногам Бондарчука вместе с французской армией было повержено жюри американской киноакадемии - он получил Оскара.
После успешного зарубежного проката "Войны и мир" Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм "Ватерлоо" (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.
Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в "Дяде Ване" (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в "Выборе цели" (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в "Оводе" (1980, режиссера Н. П. Мащенко).
С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974).
В 1975 году он снимает фильм "Они сражались за Родину" по повести М. Шолохова. Это один из самых пронзительных и откровенных фильмов о войне. Великих русских солдат в нем сыграли великие русские актеры - сам Бондарчук, Бурков, Тихонов, Никулин. Последнюю свою роль, даже не до конца им озвученную, сыграл в этом фильме Василий Шукшин.
Фильм был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.
Фильм "Они сражались за Родину" был удостоен Государственная премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и специальной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1976).
В фильме "Степь" (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту - перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.
Затем Бондарчук решил экранизировать две книги репортажей американского писателя Джона Рида "Восставшая Мексика" и "10 дней, которые потрясли мир", посвященные двум революциям начала ХХ века - мексиканской и российской. Таким образом появился политический фильм-дилогия "Красные колокола" о роли масс в историческом процессе.
"Красные колокола" был удостоен Государственной премии (1984) и Главного приза Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1982). Но рядового советского зрителя он оставил равнодушным. Фильм Бондарчука не будил у него никаких чувств.
Бондарчук взялся за создание своего последнего фильма - экранизацию трагедии Пушкина "Борис Годунов" (по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), повествующую о русской смуте начала XVII века. Сам он сыграл царя Бориса. Почти никто из тех, с кем Бондарчук начинал съемку фильма, не остался в группе до конца - не многие смогли выдержать его тяжелый характер. Фильм вышел на экраны в апреле 1985 г., накануне Перестройки. Страна стала медленно и неуклонно меняться.
Тяга к созданию эпопей сыграла с Сергеем Бондарчуком в конце жизни злую шутку. Он стал первой российской жертвой продюсерского кинематографа. В начале 1990-х годов Бондарчук заключил с одной итальянской фирмой контракт на совместную русско-итальянскую экранизацию романа Шолохова "Тихий Дон". К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и собрался приступать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просит денег на завершение фильма, а итальянцы за его спиной уже ведут переговоры - чуть ли не со всем миром - о прокате якобы готовой картины русского режиссера. В октябре 1994 года обескураженный Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы разрешить недоразумение, но не успел; 20 октября 1994 года он умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний фильм, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя.
Существуют две версии фильма - телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины принадлежат Италии и США, фильм до сих пор не демонстрировался для широкого зрителя. Сын режиссёра недавно подготовил и выпустил телевизионную версию фильма.
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.