Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> в России Берегите настоящего учителя!

Берегите настоящего учителя!

«Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль», - поётся в милой песенке. Вот только корабль ветхий, со страшными пробоинами и цели пути не видно. Ещё немного – и утонет наш школьный корабль.

С другой стороны, может, и не утонет. Мы живучие. В смысле Россия. Нас вообще-то ещё при Чингисхане не должно бы существовать. А на ж тебе – живём! Так и школа. Мнут её, мнут, пинают, пинают, а она стоит. Есть, наверное, какая-то тайна Мальчиша-Кибальчиша.

А если серьёзно, то изменения в школьном образовании и воспитании, произошедшие в последние три десятилетия, разительны. Можно сказать, что как таковое классическое комплексное советское образование полностью деградировало. Замены ему так и не нашли. Уже двадцать лет идут судорожные попытки что-то внедрить, а только старое по-прежнему является лучшим. Конечно, назад возврата нет. Но и вперёд напролом что-то не идётся.

Школа оказалась в тупике по несколькими причинам. Не все они чисто экономические. Потому как были для педагогов времена и похуже. Главное – здоровый дух. Школа в СССР ведь всегда была проводником нравственности (после утраты влияния Церкви) и идей партии и правительства. Школа штамповала homo soveticus, причём получались очень даже неплохие люди. По крайней мере никто по вечерам и ночам особо не боялся ходить по городским улицам, бабушек переводили через дорогу и уступали место в автобусе, с готовностью откликались на чужую беду и активно радовались, заслышав праздничные призывы с трибуны Мавзолея. Школа была заводом-производителем борцов за светлое будущее. Когда же оказалось, что до этого самого будущего нам не дошагать, что нас вообще вели не в ту сторону, тут-то и началось.

Началось разграбление страны, так что было уже не до школы. Финансирование шло даже не по остаточному принципу – растаскивалось то, что было внутри: станки на металлолом, теплицы на кирпичи, мебель на дачи… Помнится, в одной школе стоял старинный диван, снятый, по преданию, чуть ли с бронепоезда Деникина. На нём, может, сам Антон Иваныч между боями почивать изволили-с. Так этот диван и коллективизацию простоял, и войну вынес, не треснула кожа, и всю послевоенную советскую власть перетерпел, а в перестройку испарился. У кого-то на даче нашёл последнее пристанище…

Конечно, не педагоги таким занимались. Им, горемычным, тогда и в голову такое не приходило. Голова была забита совсем другим. С одной стороны, надо было учеников учить. А как учить, ежли образование перестало быть в почёте? В новые русские выбивались почти исключительно двоечники да урки. С другой стороны, денег не было вообще ни на что. Ценники переписывались по несколько раз в день. Дошло до того, что в какой-то месяц на учительскую зарплату можно было купить… аж две пачки масла. Ну, ничего, вынесли и это. Кто-то жильё  сдавал, кто-то полы мыл, сторожем подрабатывал, а если  село  или городок небольшой – у кого курочки или даже хрюшка, у кого помидорчики-огурчики… Вот только престижу учительской профессии тогда был нанесён непоправимый урон. Учителя стали нищими. Одевались во что попало, ели что придётся. Наименее выдержанные начали принимать подарки от тех же внезапно разбогатевших вчерашних двоечников. А последним – дай порвать, только поиздеваться над учителями. И детей своих учили: видишь, Вовочка, - Мариванна умная, а ходит в обносках.

Вот и вторая причина нынешнего положения образования: отсутствие уважения и даже презрение к учителю, восприятие его как человека второго сорта. Ведь если лет пятьдесят и более назад даже от самого слова «учитель» потягивало святостью, а сами учителя, в представлении учеников и родителей, борщ не кушали и в туалет не ходили, то теперь они в народном восприятии стали настолько близки, что позволительно в их адрес неприлично выражаться, они становятся объектом сплетен и участниками скандалов.

Несколько лет назад беседовал я с девяностолетней старушкой. Она крепкая духом казачка, активный борец за справедливость. Но не мирится с учительницей, живущей по соседству и, к сожалению, не уважающей старость. Так, во время ссоры бабушка и эта учительница обзывались и друг другу дули крутили. Не думаю, что такого рода отношения способствуют повышению авторитета педагога.

То есть и сами учителя измельчали (об этом позже), и негативное отношение к ним укоренилось. Потому что в школе сейчас учатся дети (а в некоторых случаях уже и внуки) детей перестройки. Тогда, в перестройку, как я уже говорил, формировалось негативное отношение к учительской профессии, и теперь просто некому прививать это уважение. Маши-пети-васи, обзаведшись детьми, мнят себя успешнее, образованнее и умнее любого педагога. Школу, особенно с переходом на подушевое финансирование, полностью перевели в сферу услуг. Сейчас так и говорят: образовательные услуги. Учителя поставили на одну ступеньку с горничными, техслужащими, посудомойками. Будешь плохо услуживать – родители начнут переводить учеников в другие классы, в другие школы. А за каждым учеником в другие школы уйдут и государственные деньги. Естественно, директор школы заинтересован в стабильности ученического коллектива, в отсутствии конфликтов между педагогами и учащимися. Директор теперь скорее станет на сторону ученика, даже если тот отъявленный хулиган, чем защитит своего коллегу. Так складывается ситуация, и руководитель общеобразовательного учреждения становится её заложником. Другое дело, что теперь директору школы даны такие полномочия, в том числе и при распределении финансовых средств, что по отношению к рядовым педагогам, в зависимости от личности руководителя, фактически устанавливаются отношения рабовладельца и раба. А поскольку в стране сейчас переизбыток учителей (их наплодили, как юристов и экономистов, а теперь не знают, что делать), работодатель не особенно дорожит кадрами. И уволены могут быть не самые бестолковые, а строптивые, имеющие чувство собственного достоинства. Но кому улыбается остаться на улице с образованием, которое за пределами школы фактически становится бесполезным? Ну, ещё математики, словесники и преподаватели иностранного репетиторством как-то могут пробавляться. Но  хороших и, естественно, недешёвых репетиторов из зависти считают крохоборами. Так что и тут здорово не разживёшься.

Сами учителя, как я уже говорил, измельчали. Поскольку зарплаты здесь невелики, хоть как их повышают, престиж профессии из года в год неуклонно падал. И если раньше конкурс в пединституты составляли в основном медалисты или выпускники с отличными аттестатами, то сейчас это по большей части просто хорошисты, если вообще не троечники. Учительница начальных классов дочери моей знакомой, организовав какой-то праздник, раздавала по его окончании детям такие домоделанные документы – «удостАверения». Я был в шоке. Но уже не удивлялся тому, что после трёх лет изучения математики в этом классе ученики при решении задач упорно складывали банки с туристами.

Другая девочка, которой ставили еле-еле тройку по русскому и математике, закончила педучилище и успешно (?) преподаёт в одной из городских школ, заочно учится педуниверситете. Может, конечно, и выучится в конце концов, но вряд ли. А диплом, разумеется, получит.

Уровень образованности современных педагогов сильно упал. Знающих свой предмет – наперечёт. Именно они обычно репетиторствуют и становятся предметом ненависти для остальной многочисленной когорты не столь талантливых. И их очень мало, к ним стоит очередь, под них переводят учащихся из школы в школу.

Есть и другая категория хороших учителей. Те могут брать не столько знаниями, сколько опытом, добротой, уважением к личности ученика. Это уже, к сожалению, вырождающийся тип классической мариванны, которой мы, выпускавшиеся тридцать-сорок-пятьдесят лет назад, на всю жизнь благодарны. Самое главное – такие учителя ЛЮБЯТ свою работу и любят детей. Это так редко теперь! Такие люди, специалисты достойны уважения. Я многих в Ростовской области раньше встречал таких. Жаль, что в основном это люди уже пожилые, предпенсионного и глубоко пенсионного возраста. Но и среди юных встречаются такие. Берегите их!

Однако значительное количество нынешних педагогов попало в профессию по ошибке или от безысходности. Такие люди не являются профессионалами ни в области воспитания, ни по уровню своего образования. Одна знакомая пришла работать в школу, не получив диплом. Двойку на госах по предмету отхватила. На следующий год ездила пересдавать, и только тогда ей диплом выдали. Что вы хотите от такого специалиста!

Ну, пока ещё задор молодости, может, не так всё и печально. Но вот проходит время – пять, шесть, десять лет… И человек разочаровывается в своём выборе, считает себя неудачником. Он недоволен зарплатой, отсутствием личного времени (тетради, педсоветы, планы уроков), начинает раздражаться. К этому зачастую добавляются неурядицы в личной жизни. И в какой-то момент весь этот негатив человек переносит на учеников, которые полностью от него зависимы. Негативный отпечаток, конечно, наносит и сама профессия. Дети с каждым годом становятся всё сложнее, с ними труднее найти контакт. И учитель начинает ненавидеть детей. Вот это самое страшное!

Известны случаи психозов и нервных срывов, у людей, работающих учителями. Эти психозы достаточно похожи между собой и специфичны. А если собрать в одном месте родных детей учителей (особенно учителей женского пола), то среди них окажется большой процент людей с похожими комплексами и вспышками гнева.

В советские годы учителя выходили на пенсию раньше, так как эта профессия считалась тяжелой для психики, почти как у ФСБшников. Сейчас, кстати, тоже педагоги получают дополнительную пенсию за выслугу лет – задолго до наступления пенсионного возраста. И отпуск у них едва ли не самый длинный в стране – 56 календарных дней.

Кстати, это не только в России. Профессия учителя весьма серьёзно действует на психику. Говорят, человек, проработавший в школе более восьми лет, в Германии не может выступать в качестве свидетелей в суде.

Почему же профессия учителя является тяжёлой для нервной системы? С точки зрения обывателя, «дети не все послушные и не все воспитанные, и с ними тяжело». А откуда берётся такая «тяжесть» при общении с детьми?

Обыватель зачастую не понимает, что некоторые дети, не просто невоспитанные и непослушные, а по-настоящему злые и жестокие. Вспомните нашумевшие в прессе случаи, когда ученики издеваются над учителями, избивают их. А тут вот пошла мода с топорами да с ножами нападать.

Во-вторых, некоторые учителя личностно утверждаются за счёт детей, подростков и их родителей. Пытаются компенсировать свои «детские» комплексы неполноценности. И вот начинается «игра». В этой «игре» победителей не бывает. Сколько случаев по стране, когда из-за учительских придирок и унижения дети сводили счёты с жизнью.

В-третьих, существует так называемый энергетический «вампиризм», когда учителя «вампирят» детей и подростков. И те дети, которые имеют очень чистую энергию, те дети, которые слабо защищены, в основном и становятся жертвами. А мы потом удивляемся, почему это некоторые педагоги к нашим детям придираются!

В-четвертых, «тяжесть», которая возникает у учителей, происходит из-за того, что общая энергомасса детей и их родителей во много раз превосходит энергомассу самого учителя. И многим учителям и физически, и психически, и духовно не хватает энергии. Из-за этого происходят и нервные срывы, и депрессии, и психозы. Такому же стрессу подвергаются и многие дети, потому что общая энергия класса не всегда позитивна. А потому какой бы «крутой и навороченной» ни была бы школа, не в каждом классе ребёнку комфортно находиться и тем более учиться.

Страдают дети, страдают учителя, страдают родители. Многие выпускники выходят из стен школ недообразованными, а подавляющее большинство – недовоспитанными. Вся нынешняя государственная система работает против школы и против своих граждан. Школе нет ни особой материальной, ни идеологической поддержки со стороны государства. Множество различных программ, учебников и предметов раскроило образовательное пространство России и нарушает права детей. То есть ученик, обучавшийся по одной программе и переехавший в другой населённый пункт, может просто быть выключенным из образовательного процесса в силу того, что учебники, программа и требования совершенно другие. Но до этого почему-то нет особо никому дела. Те попытки внедрять новые образовательные стандарты и принять новый закон об образовании не улучшают, а усугубляют ситуацию. Так что единственная надежда – на учителя, на хорошего специалиста, которого нужно беречь. Берегите настоящего учителя!

Игорь Северный

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

5 комментариев

  • Ник:

    Автору спасибо за актуальную статью. Наши правители всё толкут воду в ступе о повышении статуса учителя, но воз и ныне там. Единственный вопрос если вы пишете "...поскольку в стране сейчас переизбыток учителей...", то почему в большинстве школ их нехватка и средний возраст за 50. И при такой политике молодёжь никогда в школу работать не пойдёт, если за ставку будут платить меньше МРОТ. Учитель в возрасте уже другой работы не найдёт, поэтому ещё работают, но если ничего не изменится, то лет через 5 - 10 школы начнут закрываться из-за нехватки кадров. С 2012 г. майские указы выполняются только на бумаге и в отчётах Росстата и даже президент не может ничего добиться.

  • Геннадий Николаевич:

    Тема, поднятая автором, - одна из самых актуальных и важных для нашей, да и не только нашей, но нашей в особенности, страны! Надо учитывать, что учителя, да и дети тоже, это же продукт СЕГОДНЯШНЕГО общества, его слепок или скол! Это МЫ все такие! Так откуда взять супервоспитателей, отвечающих требованиям, предъявляемым к ИДЕАЛУ воспитателя? Значит это наша ОБЩАЯ, насущная, сверхсрочная и сверхважная, да, пожалуй, и сверхтрудная, ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ задача, От ПРАВИЛЬНОГО решения именно этой задачи зависит выполнение ВСЕХ других задач, стоящих перед обществом, перед страной и ментальных, и финансово-экономических, и оборонительно-военных. В решении этой архиважной задачи должны принимать активное участие и Правительство, и лучшие педагогические умы особенно старших поколений, и родители, и, где-то, в чём-то и сами дети. Единственное с чем лично я не совсем могу согласиться в данной статье, так это с терминами "энергетический «вампиризм», общая энергомасса... . Как-то иначе, мне кажется, надо подобные понятия обозначить, менее мистически что ли ...

    • Ирэн:

      Прошло не прилично много времени,но помню всех своих учителей?Школа 70.

  • Елена:

    Да, вы абсолютно правы, уважаемый автор, я говорю об учебниках, работаю школьным библиотекарем и очень часто сталкиваюсь с проблемой детей, переходящих из одной школы в другую...............Настолько разные учебники, диаметрально противоположные программы, что в школу приходит отличник, а в следующей четверти он уже троечник........А всё потому, здесь, этот материал уже прошли, а в его школе он только на подходе...........Но говорят, там, в издательствах, крутятся огромные деньги, а мафия, как известно, бессмертна.......... а страдают от этого наши дети...........

  • ВалеНТина:

    Прочитала, что якобы утвердили учебник истории от Меджинского. Бедные дети, которые будут учиться по этому учебнику. Хорошо в наше время по всему Советскому Союзу была одна программа и одни учебники. А сейчас кто во что горазд и как хочет, так и трактует уроки в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru