Идеология казачества всё прочнее входит в нашу жизнь. Мы привыкли к расхаживающим даже по центру Ростова дебёлым мужикам в брюках с лампасами - немудрено и с генералом спутать! У некоторых медалей во всю грудь - за какие-то только им известные подвиги.
А выйдут на смотр, на построение, как гаркнет атаман (тоже между прочим вполне себе светский человек чаще всего, а зачастую наделённый немалой государственной властью): "Здорово ночевали, братья казаки!" - И отвечает ему дружное "Слава Богу!" А то ещё в ответ на какие-то слова начнут кричать "Любо!"
Что сказать? Пройдёшь, улыбнёшься в кулак... Ну, игра и игра, пусть поиграют, главное - чтоб безобидно.
Между тем нужно признать, что в последние лет пятнадцать, наверное, на Дону и вообще на юге России происходит процесс, который кто-то справедливо назвал в противовес расказачиванию заказачиванием. Кроме того, весьма умиляют юрты московских и питерских казаков, где казачества не могло быть по определению - подальше от столиц бежали казаки на Волгу и Дон, на Сечь. А тут - петербургские казаки!
Предчувствую ругань и даже проклятия в свой адрес со стороны людей, которые считают себя казаками. Однако настоящие казаки почти поголовно погибли в революцию и в Гражданскую, были высланы и сгинули. А потомки уже не считали себя казаками.
Во мне тоже течёт казачья кровь - мой прадед был крупным землевладельцем-казаком, двое двоюродных деда имели кресты Первой мировой и погибли в 20-е годы в боях с красными. Моих прабабушек обеих раскулачили и выслали. У моих предков-казаков была земля, быки, крепкие дома. Но я, рождённый и воспитанный в СССР, бывший октябрёнок, пионер и комсомолец, активный юный ленинец в прошлом, разве я могу сейчас надеть казачий наряд, кричать "Любо!" и носить юбилейные медальки?
Нет, я не против нынешнего казачества как некой серьёзной костюмированной игры (а стоит признаться, что это именно так!). Но не только. Казачество - это альтернативная идеология. И это уже серьёзно.
Дополнительная ипостась нынешнего казачества - полулегальные военизированные формирования, которые вроде как самостоятельно и вроде как по собственной воле и по зову сердца идут защищать своих братьев. Но не об этом сейчас речь.
В постсоветские годы возник идеологический вакуум, из-за которого целое поколение выросло потерянным и обозлённым, идеологически пустым. Представители этого поколения очень часто пишут злобные комментарии на нашем сайте, ругая страну, власти, окружающих людей, порядки, законы и проч. У них нет идеологической опоры, нравственного стержня, уверенности в себе, готовности к компромиссу во имя чего-то. Для таких людей, к сожалению, нет ничего святого - и это продукт отсутствия идеологии.
Ну, а поскольку в России не было долгое время достаточно мощной национальной идеи, не было объединяющего политического движения или лидера, которому можно было бы доверять и который способен стать кумиром молодёжи, возникала тревожная ситуация. Молодые люди, с их неустойчивой психикой, поддавались зачастую и чуждому идеологическому влиянию, и формировали националистические, бандитские группировки.
Считаю, что главной причиной нынешней повышенной религиозности в обществе, а также возрождения казачьих и иных традиций является как раз длительное отсутствие внятной государственной идеологии.
Родина - это что? Три берёзы - это понятно. Но над тремя берёзами возвышаются сверхдоходы олигархов, коррупционеров, бандитов, которые фактически грабят народ. В случае чего - за что идти воевать? Кто-то разве верит в то, что в одном строю встанут солдат из простой семьи и сын олигарха или высокопоставленного чиновника? Как бы не так! Хотя, конечно, есть исключения, и дети некоторых крупных военных чинов воевали в горячих точках и тоже погибали. Но это крайне редкое исключение.
Идеологические метания государства, вылившиеся в мертворождённый и, в общем, кажется, совсем дискредитировавший себя партийный проект, с его молодёжной веткой, - до того, что высшая власть давно от него дистанцируется, вновь приводит к вакууму. Другие партии, которые только называются другими, по сути являются ветвями того же проекта. Ну, а либерально-демократические течения - это, я считаю, просто работа на развал страны.
Подхватить, воспитать молодёжь некому. Ибо на злобе и противостоянии, которыми грешат многие, хорошего человека не вырастишь.
И нужно было поднять на щит то, что могло бы стать мощной объединяющей силой, тем, во что можно играть детям, тем, на основе чего можно вырастить достойную молодёжь, способную уважать традиции и устои, следовать общечеловеческим ценностям и, в общем, удержать государство от развала. В южных республиках этой объединяющей силой стал мягкий ислам, в южных краях и областях России - казачество и православие.
Можно сказать, что казачество, казачье образование - это для юга страны есть региональная идеология, которая даёт замечательные результаты.
На сайте донского правительства есть данные о том, что настоящее время в Ростовской области создана и функционирует целостная система непрерывного казачьего образования, которая включает в себя более 300 образовательных организаций, численность обучающихся в которых более 50 тысяч человек. Данная система позволяет вести учебно-воспитательный процесс с дошкольного возраста до получения высшего профессионального образования.
Мы видим, как растут и воспитываются там казачата, как они стараются получать знания, занимаются спортом, чтут традиции, соревнуются, становятся хорошими людьми и оплотом государству. Это мощная сила, которая через несколько лет станет элитой нашей страны, которая несёт в себе позитив, патриотизм, веру в Бога и желание беречь и защищать своё Отечество. И может быть, чувствуя эту грядущую грозную силу, так яростно выступют критики этой исполненной детьми песни про "дядю Вову". Заметьте: эти дети - казачата, кадеты, с шевронами "Всевеликое войско Донское". Это те дети, которые сегодня с удовольствием играют в героев, создают себе кумиров, верят в правду России.
Завтра они вырастут. Кто-то, конечно, будет думать и чувствовать по-другому. Но в основном то, что заложено в детстве, останется в человеке на всю жизнь.
И потому, сколько бы мы ни подтрунивали над внешними атрибутами нынешнего казачества, стоит признать, что оно, в том виде, в котором смогло возродиться, выполняет очень важную государственную функцию. Объединяющую и в конечном итоге великую.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
10 комментариев
Вообще-то казаки это отдельный народ и слово казак не тюркского происхождения, а заимствованное тюрками у скифов. Просто царям, а затем и советским и нынешним правителям выгодно позиционировать казаков, как беглых русских. Читайте серьезных исследователей истории казачества.
Иностранцы вечно путают казаков и казахов. Ведь Казахстан так и называется по-тюркски: "Казакистан". Отрицать, что это одно слово - смешно.
Замечательный пост, все верно сказано, если бы не одно НО. В 1917 году ни одни казак за "дядю Вову" не вступился.
Интересное мнение, а за кого же тогда казачки плетьми разгоняли бастующих рабочих - вот откуда и пошла ненависть ко всему казачеству от Советской власти и расказачивание и геноцид казаков как народа. Ну а что касается статьи во многом автор прав насчёт нынешних "ряженых", навешивающих себе ордена и медали незаслуженные, пришивающих погоны на плечи тех, кто даже срочную не служил.
Причем тут рабочие, я говорил про февральскую буржуазную революцию, когда царя свергли, так вот, кроме большевиков никто против временного правительства не пошел и казаки в том числе. Да, и против рабочих, хотя это уже другой вопрос, казаки особо не выступали в 17 году. А расказачивание началось уже потом, когда гражданская война началась, только у Советской власти к казакам другие были претензии, сам Ленин писал, что казаки единственная сила способная на самоорганизацию, ни белые, ни петлюровцы, ни еще кто угодно не способны были к самоорганизации, потому что не имели такого опыта, а у казаков такой опыт был. Про Польщу Прибалтику и Финнов я не говорю потому что на тот момент они уже отделились.
А я считаю себя казачкой.Мои прадеды были настоящими казаками, один - кузнец, другой - воевал в первой мировой,фотографии есть дореволюционные. И дед мой продолжил семейное дело,только уже на благо колхоза - кузнецом был,очень уважаемым человеком. Родина моя у Шолохова в Тихом Доне упоминается. А дядьки ряженые закончатся.А память останется.
Да хоть кем себя считать,,,,, но для тех кто счас ходит с лампасах , есть хорошее слово--ряженые!!!!так от казака там нечего нет,
А ведь славно то как все начиналось в 1990 м году. Да и сквозная система казачьего образования, когда открывали первые корпуса кадетские была совсем иной - по решению комиссии по казачеству и экологии Областного Совета народных депутатов именно из них должен быть сформирован корпус природоохранной стражи... Но так народное движение испугало партаппарат, что все все свои силы партноменклатура начала 1990-х годов кинула против казаков. Что получили в итоге? Ряженое даже не сословие, а скоморохов, тотальное уничтожение всех рыбных ресурсов Дона и Азова, да вместо экологических сил быстрого реагирования и смотрителей рыбных ловель новую пародию - МЧС.
А ведь по большому счету именно наличие у уникального в истории человечества народа уникальных традиций природопользования и предопределяло казакам возможность второго входа в историю как хранителям природы и рек. Это и есть идеология и главная национальная казачья идея, которой нет ни у кого. А теперь предсьтавьте, если бы на Дону во власти были умные люди, или просто не глупые. И на Дону и рыба бы была и казачий корпус смотрителей природы. И никому бы они не мешали. И задачи сохранения природы и реки были бы решены за четверть века супротив откровенного паразитирования на казачьей идее
Самое главное, что казаки имели, помимо военных навыков, так это то, что они имели землю, а сейчас вся земля принадлежит или государству или феодалам, что одно и тоже. и по сути является бесхозной. Понятно, что государство неспособно быть эффективным собственником, но отдать бесплатно, сами понимаете, в недокапталистической стране это невозможно.
Постоянное употребление то тут , то там , негативных эпитетов в отношении современных казаков , показывает что возрождение казачества на Дону , кому то очень сильно поперек горла .