Большими автобусами экскурсии сюда не возят, хотя озеро Гижгит находится очень недалеко от комфортной автотрассы А158, идущей по Баксанскому ущелью до поселения Терскол (до него оставалось 54 км) и популярного выката с Эльбруса, именуемого Азау.
Дело в том, что до самого озера несколько километров нужно добираться по узкой грунтовке, на которой даже две легковушки не смогут разминуться, за исключением нескольких специально сделанных «карманов». Поэтому возможности попасть сюда исчерпывается джип-турами, персональными экскурсиями или походом пешком. Хотя возят сюда уже несколько лет как из Нальчика, так и с курортов КМВ, но в экскурсию включают и другие интересные объекты.
Рукотворное озеро Уллу Гижгит (рядом есть еще меньшее по размерам озеро Гитче Гижгит, но мы туда не поехали), или Былым, как рассказывает нам наш водитель-экскурсовод, изначально носило совершенно неромантическое название ТВМК-2, что означает «Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат».
Именно для захоронения его отходов производства было принято решение перегородить устье реки Гижгит дамбой. Так и образовалось озеро длиною около километра и глубиной до 30 метров.
Комбинат, который добывал и производил вольфрам и молибден, давно уже закрылся и перестал сбрасывать по подземным трубам отходы своей производственной деятельности в этот замечательный по красоте водоём. Но есть все основания полагать, что на дне его собрана практически вся периодическая таблица Менделеева.
Говорят, что в последние годы здесь даже появилась рыба, а местные жители пасут на берегах озера скот и собирают целебные травы. Но наш экскурсовод Дмитрий купаться в озере не советовал, да в начале января это и не слишком комфортно.
Когда мы съехали на внедорожнике с главной трассы по Баксанскому ущелью, переправились через реку Баксан по мостику и доехали практически до озера, перед нами шло ещё две машины. Одна из них свернула налево, и я поинтересовался у водителя-экскурсовода, куда она направляется. Он ответил, что та машина пошла на левый берег озера, виды откуда значительно менее интересны, а мы попробуем взобраться на гораздо более живописный правый берег.
Шедшая непосредственно впереди нас машина перед крутым подъёмом притормозила, а потом и вовсе остановилась. Мы же продолжили движение вверх по настоящей грунтовой горной дороге, где трясёт, нет возможности развернуться: с одной стороны от машины – скала, а с другой – почти отвесный высокий обрыв. И никаких заграждений, никакой страховки! В дождь здесь ехать не рекомендуется даже очень опытным водителям, не знающим этой «трассы».
Наш водитель ездит сюда постоянно, знает эту дорогу как свои пять пальцев, кроме того, он разглядел наверху забравшиеся раньше нас машины и был уверен, что мы доберемся благополучно.
Несмотря на все опасения нашей небольшой экскурсионной группы, до обзорной площадки правого берега озера Гижгит мы действительно добрались без приключений. Нас никто не обгонял, да и навстречу нам никакой местный «джигит» (по словам Дмитрия, они «не умеют ездить задом», т.е. сдавать назад до ближайшего «кармана») также не попался.
Честно говоря, вид с обзорной площадки открывается сказочный. Мелководная часть озера полностью замёрзла, более глубоководная отливает то чисто изумрудным цветом, то иссиня-чёрным. Вокруг высятся живописные скалы, которые можно разглядывать часами, разгадывая, какие же образы матушка-природа заложила в эти причудливые нагромождение горных пород.
На замёрзшей части озера лёд оказался достаточно крепким, несмотря на яркое солнышко и температуру явно выше нуля. Какая-то из машин подъехала к пологому берегу, из неё вышел человек и направился по льду почти к самой кромке воды. Метрах в 20 от кромки он остановился, потом вернулся назад. А мы фотографировали с вершины оригинальные узоры льдин.
Дмитрий рассказал, что красиво здесь в любое время года, и совершенно по-разному. Иногда озеро замерзает полностью, и лёд на нём бывает и изрисован причудливыми зигзагами, как на Байкале. Весна, лето и осень приносят сюда свои неповторимые краски. А воздух здесь всегда чист, свеж и прекрасен. Чему удивляться – горы! И до Эльбруса осталось каких-то километров 80.
Вдоволь налюбовавшись красотами озера Гижгит, или Былым (по названию одноимённого поселения, расположенного почти напротив озера, через трассу), а также окрестными скалами, мы уселись во внедорожник и отправились дальше. Ведь впереди нас ждали перевал Актопрак и Чегемские водопады. Но об этом, разумеется, отдельные зарисовки.
Текст и фото – Алексей Гриценко
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
4 комментария
Алексей, благодарю Вас за статью и фото - они очень хороши! С удовольствием "путешествую" заочно вместе с Вами. С нетерпением буду ждать последующих отчетов о Ваших поездках! Со всеми уже случившимися праздниками Вас!
Спасибо. Замечательные фотографии. Интересный рассказ. Ждём следующих впечатлений.
Спасибо большое, уважаемые читательницы, за лестные отзывы. Впечатлений много, отписывать не успеваю. Как думаете, стоит ли сделать из лучших зарисовок книгу? Будет ли она востребована? С уважением, Алексей
Алексей, Ваши зарисовки хороши. Но что касается книги, это вряд ли. Сейчас книги, к сожалению, покупают мало. Люди не готовы тратить деньги на то, что можно прочитать в интернете бесплатно. Вы потратите деньги на издание, а оно не окупится. Так что если Вы хотите популяризации, создайте электронную книгу и опубликуйте её на своих страницах в соцсетях или на этом вот, к примеру, сайте.