Неподалеку от Геленджика, на берегу Чёрного моря, расположился небольшой хутор Джанхот. Одной из главных его изюминок, безусловно, является дача братьев Короленко, благодаря энтузиастам в 1964 году превратившаяся в дом-музей.
Идея посетить это местечко возникла довольно давно, но осуществить её мне удалось только на днях. Со старого автовокзала в Геленджике в Джанхот ходят рейсовые автобусы, причем стоимость проезда чисто символическая – 37 рублей с человека.
Летом рейсов по этому маршруту гораздо больше, чем в остальные времена года, но ближайшего автобуса нужно было ждать часа два, поэтому мы с попутчиками решили не жмотиться и вызвали такси. Да, оно обошлось нам в 500 рублей, но зато нас доставили прямо ко входу в дом-музей и ехали мы комфортно.
Несмотря на множество указателей, обнаружить дачу братьев Короленко не так-то просто. Она расположена в стороне от трассы, на склоне поросшей лесом горы. Забор, окружающий дом-музей, также декорирован под сосновый лес. Толпы людей здесь нет ни снаружи, ни внутри двора, а железная калитка заперта. Возникло даже опасение, что музей сегодня не работает.
Едва мы нажали на кнопку привычного всем домофона, приятный женский голос ответил, что дом-музей полностью к нашим услугам, нам надо пройти от калитки вправо и немного вверх по тропинке. После чего калитка распахнулась.
Сразу слева за калиткой дома-музея растет шикарный ливанский кедр. Очень молодой (как мы узнали за время экскурсии), ему всего 120 лет, а растут они до 3000 лет и достигают в радиусе ствола до 12 метров! Реликтовое растение специально было выписано братьями из питомника. В России таких деревьев не больше 20, а во всем мире – порядка 200, большая часть – в Ливане. Вот это – памятник на три тысячелетия!
Вправо и вверх от калитки действительно уходит дорожка, больше похожая на тропинку в лесу, которая выводит нас к площадке перед дачей. Женщина-кассир встречает нас и приглашает в дом. Осмотр экспозиции без экскурсии стоит 200 рублей, с экскурсией – 300. Конечно, берем экскурсию и начинаем осмотр, пока дожидаемся экскурсовода.
Экспозиция начинается на первом этаже двухэтажного здания. Здесь расположены три отдельные «гостевые» комнаты, каждая из которых имеет свой собственный вход/выход на улицу – в те времена о полной приватности или автономности гостей от хозяев очень заботились. В этих комнатах жили друзья и знакомые братьев Короленко, когда навещали их здесь, на даче.
Дом построен младшим братом Илларионом по чертежам и эскизам старшего брата Владимира, известного русского писателя, автора «Детей подземелья» («В дурном обществе»), «Слепого музыканта» и многих других произведений. Каменная капитальная дача имеет длинную деревянную веранду по второму (хозяйскому) этажу и смотрится очень красиво.
Владимир Короленко трижды поступал в различные высшие учебные заведения, но полного курса ни в одном из них не окончил. Он, как и многие студенты того времени, придерживался «левых» взглядов, за что неоднократно отправлялся в ссылки за политическую неблагонадежность. В одной из ссылок он научился шить местные сапоги из оленьей кожи, чем и жил. Пара таких сапог и инструменты, при помощи которых они были сшиты, представлены в доме-музее.
Школьники советских лет, к каковым отношусь и я, знали Владимира Короленко, прежде всего, как «пролетарского» писателя, который красочно повествовал о тяготах народной жизни. Здесь же, в экспозиции дома-музея, он в большей степени представлен не в качестве литератора, а как первый русский правозащитник – то представителей отдельной народности якутов, несправедливо обвиненной в человеческих жертвоприношениях, то впоследствии оправданного главного обвиняемого по громкому для царской России «делу Бейлиса». То он выступает создателем 60 благотворительных столовых для голодающих крестьян.
Тяга к справедливости и правозащитной деятельности, очевидно, передалась Владимиру Короленко от отца – житомирского уездного судьи, который был настолько скромен, что его фотографического или художественного портрета попросту не существует. Несмотря на довольно раннюю смерть отца, мать смогла дать всем детям достойное образование.
Илларион Короленко служил инспектором страховых компаний и страдал туберкулезом, который в те годы не лечили. Продлить его жизнь мог только подходящий климат. В конце XIX века братья стали подыскивать достойное место для усадьбы и нашли его здесь, в Джанхоте. Тогда на месте нынешнего хутора проживало всего несколько семей.
За достаточно большую по тем временам сумму – 8000 царских рублей – братья с серьезными обременениями приобрели участок общей площадью около 110 га. Обременения заключались в требованиях не только построить усадьбу за ближайшие три года, но и освоить определенную часть земель, разбив на них виноградники. К чести братьев, все требования они своевременно выполнили, дача была построена в 1902 году.
Небольшая экспозиция, посвященная Владимиру Короленко и – отчасти – его брату, расположенная в трех гостевых комнатах первого этажа, содержит в большинстве подлинные вещи этого дома, и это несмотря на то что по нему прокатилась Гражданская война, а потом, в годы советской власти, здесь располагались приют для беспризорников, многоквартирное жилье, детский лагерь. Конечно, реставрационные работы потребовались, но вещи писателя, его брата и их семей сохранились.
На второй – жилой – этаж усадьбы мы поднимаемся с экскурсоводом через дворик. Тут расположены комнаты хозяев. Крайняя слева от входа принадлежала Владимиру Короленко, в ней он жил и работал во время всех своих приездов в Джанхот. Правда, когда в доме было людно и шумно, он поднимался для работы в летнюю мансарду. Вся мебель, все убранство комнаты скромны, но добротны, излишеств я не нашел. Но ему этого вполне хватало, недаром же он написал: «В Джанхоте были проведены самые счастливые моменты в моей жизни».
Следующая комната – столовая. Тоже ничего лишнего – все скромно и функционально. Единственный предмет «роскоши» – небольшой этюд Репина на стенке над столом. Внутренняя отделка стен, как и во всем доме, – простая побелка.
Третья комната принадлежала супруге и детям Иллариона Короленко – его семья проживала тут практически круглый год. И последняя – самая маленькая по площади комната – была одновременно спальней и кабинетом хозяина. Только она имеет отдельный балкончик, с которого удобно было наблюдать за виноградниками поместья и окрестностями.
Отдельная постройка во дворе – такая же каменная, но значительно более компактная – отводилась прислуге, а также под кухню и под ледник (холодильников тогда еще не придумали). Край кровли этого флигеля сделан в виде башни, с которой также можно полюбоваться на красоту вокруг. В этом благородном занятии нам активно помогал один из трех «штатных» музейных котов, сберегающих дачу от мышей-полевок. Наш экскурсовод в шутку представил его как «младшего научного сотрудника».
Перед тем как попрощаться с усадьбой, я поймал себя на двух главных мыслях. Первая – в школьные годы нам много рассказывали о «кровавом» царизме и о том, как «режим» угнетал россиян. Пример одного только Владимира Короленко начисто разрушает эту версию. Ведь неоднократный политический ссыльный, фактически «враг народа» не только не был уничтожен, но и стал признанным писателем и общественным деятелем, состоятельным человеком.
А вторая – эта усадьба – реальная «машина времени». Здесь даже не возникает сомнения, что все, как сегодня, было 120 лет назад. Нужно только выключить телефон и отстраниться от современных благ цивилизации. И можно смело окунуться в прошлое, в далекую и относительно стабильную дореволюционную эпоху, напитаться энергией и красотой того времени.
Текст и фото – Алексей Гриценко
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.