День древонасаждений

Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> В мире ЗАГС - он и в Африке ЗАГС

В декабре 2017 года органы ЗАГСа отметят уже 100-летний юбилей, а всяких разговоров об их важности и наоборот ненужности становится из года в год больше и больше. Особенно наш народ почему-то любит рассказывать басни про регистрацию бракосочетания, считая, что только в России этим занимается государственная структура, а практически во всём мире эту работу выполняют духовные организации. Самое главное, рассказчиками являются люди, которые сами нигде не были и в лучшем случае что-то прочитали из интернета.

Я не берусь спорить про весь мир, а просто расскажу о нескольких интересных свадебных обрядах. И начну с Египта, где за время своей полугодовой служебной командировки мне посчастливилось побывать на двух шиитских свадьбах и одной суннитской. Большой разницы между ними нет, поэтому я расскажу о самой интересной - суннитской свадьбе, где жених и невеста вступали в брак впервые.

На свадьбе я присутствовал со стороны невесты, отец которой работал агрономом в фирме «Далтекс», находящейся недалеко от города Танта. Ислям (так его звали) был очень грамотным специалистом в области цитрусовых и бананов, но имел недостаточные знания о вредителях и болезнях картофеля, лука, а также разных сорняках, а я наоборот. Так что работа сблизила, вначале общались на английском и латинском языках, а когда я немного освоил арабский, то стал почти своим, почему и был приглашён на свадьбу.

У всех египетских мусульман свадьба начинается с Никяха (типа нашего венчания), но по своим обычаям. Никях могут проводить в любое время дня и ночи, и обязательно в доме невесты. Запрещённых дней для этого таинства нет, считается благим делом рождение новой семьи.

Невеста и вся остальная женская половина, в том числе и со стороны жениха, собрались в отдельной комнате и даже на другом этаже дома. Что и как там происходило, я не видел, потому что мужчины собрались в другой комнате. Нас усадили за столы – родственники невесты с одной стороны, а жениха - с другой, всех около 30 человек. Кстати, сам жених не присутствовал на этом мероприятии: говорят, что не положено по законам шариата.

Затем появился мулла и начал читать молитвы из Корана, все присутствующие старались тихо повторять за ним, а дальше начался сам обряд бракосочетания. Мулла трижды спрашивал о согласии на брак вначале у отца жениха, а затем у отца невесты и ещё близких его родственников. По окончании мероприятия мулла здесь же выписал документ о бракосочетании и вручил его отцу жениха. После поздравлений началась праздничная часть, включающая обильную трапезу и развлечения в виде мужских арабских танцев и песен.

На следующий день в назначенное время все гости, включая жениха и невесту, собрались возле ЗАГСа, где было проведено гражданское заключение брака, которому в Египте придают также большое значение, так как эта процедура записана в конституции, чем они и гордятся.

Гражданская процедура заключения брака похожа на российскую, когда теперь уже у молодых спрашивают об их согласии стать мужем и женой представители государственной власти, но всё обходится без поцелуев и спиртных напитков. А остальное, включая поздравления, возложение цветов к святым местам и катания по дорогам с громкой музыкой, сигналами, взрывами петард и ракетниц, точно как у нас. Ещё мне запомнилось, что на каждой машине был закреплён государственный флаг Египта и у многих гостей в руках были большие и маленькие знамёна, которыми они радостно размахивали, как в России в День Победы.

Дальнейшие торжественные мероприятия проходили в одном из ресторанов, где присутствовало не менее 300 человек. Столы с разнообразной пищей, но без спиртного, напутственные речи молодым и их родственникам, музыка, танцы - словом, всё необходимое для души и тела и ничего лишнего – остались надолго в моей памяти. Недаром говорят: «Восток дело тонкое».

Но сегодня хочу вам, уважаемые читатели, рассказать ещё об одной, уже российской свадьбе, проходившей, к счастью, не в Ростовской области.

Родители жениха и невесты были, по их словам, очень верующие люди, поэтому самые главные торжественные мероприятия назначили после воскресного венчания, а в субботу попросили меня свозить молодых в ЗАГС.

Жених с другом обрядились в шорты, старые майки и рваные тапки, поэтому я не поверил, что едем на серьёзное торжество. Заехали за невестой и её подружкой, которые также сели в машину в одежде, больше подходящей для пляжа. Как же я был удивлён, когда мы действительно приехали в ЗАГС и, дождавшись своей очереди, вошли в зал бракосочетания. Я видел смятение работников ЗАГСа, видел хамское поведение группы молодёжи и небольшой части родственников, которые, не стесняясь, говорили о «совковом прошлом» этого мероприятия и больше радовались не дню рождения новой семьи, а своему неординарному поведению. Какая-то непонятная гордыня обуяла их тела и разумы. Никаких государственных флагов в руках гостей, конечно, не было.

На следующий день состоялось венчание в храме, все присутствующие были одеты по церковным канонам и смотрели невинными глазами богопослушных страдальцев. А кто же был вчера, подумал я тогда? Может, их заколдовали? Так почему же тогда родители и близкие родственники брачующихся поощряли такое поведение? У меня ответа нет.

Я не знаю, есть ли в правилах ЗАГСа какие-то ограничения по форме одежды и правилам этикета, но знаю одно: если мы живём в светском государстве, со своей Конституцией, то должны её соблюдать и не требовать отмены тех институтов власти, которые там прописаны. Если мы верующие люди, то должны знать, что в Библии и других духовных писаниях есть много заповедей, одна из которых гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Не можем любить - тогда давайте просто уважать.

Хочется верить, что у нас на Дону таких историй ещё не случалось, и дай Бог, чтобы никогда и не было.

Владимир Косов, фото автора


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики