Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Высокие технологии Враги наших детей

Враги наших детей

Не так давно поймал себя на одном интересном ощущении. Если приходится выбирать между вечерним просмотром какого-нибудь русского фильма и фильма иностранного производства, выбираешь иностранный. Потому как устаёшь, хочется расслабиться интеллектуально и душевно, уйти от окружающих реалий, пустить в ход только эмоции, выплеснуть накопившуюся ярость, может, даже обиды, забыться, раствориться в динамичном действии. Как правило, зарубежные фильмы быстрые. Здесь некогда думать – режиссёр и актёры ведут тебя от начала к финалу и заставляют чувствовать и переживать только то, что заложено в сценарии. Ни вправо, ни влево.

Правда, такое предпочтение иностранному фильму отдаёшь только в первые минуты. А уж если случайно щёлкнул кнопкой пульта и попал на хороший советский фильм, да если ещё и посмотрел минут пять, - всё, оторваться невозможно. И тут уж подключаются и сердце, и разум, и то, что мы называем душой. От такого просмотра можно устать, но эта усталость – благостная. Как у спортсмена после тренировки.

Кто спорит, мы должны тренировать и сердце, и душу, и мозг. Когда лежишь на диване и управляешь всем с помощью пультов, растёт живот, а мышцы становятся дряблыми. Точно так же заплывают жиром мозги и сердце, а душа улетучивается ещё при жизни. И чем меньше хочется читать серьёзные книги и смотреть хорошие, умные фильмы, тем толще наша шкура, тем жиже мозг и тем черствее сердце.

Но ведь это разговор о взрослых, которые так или иначе помнят те годы, телевидение воспитывало, а чтение книг вообще заново создавало человека. А как же дети?

У нас с сыном перед сном раньше, когда он был маленьким, происходили ежевечерние беседы. К сожалению, это бывало недолго и всего один раз в день: остальное время я был либо на работе, либо был занят иными заботами о пропитании. Так вот. В эти недолгие минуты общения мы играли в шашки-шахматы, читали книги, а то и просто разговаривали. Как-то я ему рассказал про то, как Алёша Пешков стал великим писателем Максимом Горьким. Как он не учился в школе, а только жадно читал, впитывал в себя всё самое хорошее из книг. Через пару дней смотрю – и мой самостоятельно потянулся к книжке. Тем более что я тогда пароль на компьютер поставил 🙂

И вот случился выходной. Накануне я рассказывал сыну про Одиссея, а потом вместе мы посмотрели замечательный фильм Андрея Кончаловского по поэмам Гомера. Понравилось... Может, всё получится?..

Вы знаете, нынешним детям очень тяжело. Мы ведь читали взахлёб потому, что хотели получить информацию. А сейчас эта информация везде. И детский мозг, уставший от её избытка, уже просто не может воспринимать серьёзные вещи. Так что это – одна из причин того, что дети не читают, а по телевизору или в интернете смотрят всякую ерунду.

Любая книга, к какому бы жанру она ни относилась, является в первую очередь  источником информации. Современные дети с первого года жизни смотрят телевизор или ковыряются в телефоне, ещё не умея пользоваться горшком, уже тянутся к компьютерной мышке, едва научившись ходить и говорить, посещают центры раннего развития, где озабоченные будущим родители пытаются воспитать из них вундеркиндов. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией, кстати, зачастую абсолютно лишней, что теряет способность к восприятию, и попытки родителей почитать малышу книгу (как правило, в вечернее время) натыкаются на прочную стену нежелания их выслушивать.  А школьники загружены настолько, что им вообще не до чтения.

И в этом случае нельзя детей заставлять читать или смотреть то, что, по нашему мнению, нужно и полезно: вы наткнётесь на стену неприятия и агрессию.

Психологи уже давно пытаются внушить родителям: если вы хотите воспитать у ребенка стойкую неприязнь к чему-либо – заставляйте это делать и постоянно критикуйте его действия в процессе. Посмотрите со стороны, как обычно происходит процесс обучения чтению в наших семьях: «немедленно бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу подготовленные, а ты – дурак-дураком», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «ты что, слепой, буквы не видишь?» и т.д. и т.п. Кому захочется после этого читать?

Очень важно предлагать ребенку книги, соответствующие его интересам и уровню развития. Вам же вряд ли понравится читать учебник по физике, хотя для некоторых это очень увлекательное занятие.

Ну и, конечно, никто не отменял главный закон педагогики – личный пример. Если родители держат в руках только поваренную книгу или спортивную газету, а то и вообще только телефон, им вряд ли удастся привить ребенку любовь к чтению. 

Впрочем, и родителей тоже нельзя за это особо осуждать: многие загоняют себя в заработках на хлеб насущный. Приползают домой чуть живые, а тут ещё дети… Раньше львиную долю усилий по воспитанию брала на себя школа. Да что там школа – всё общество воспитывало! А сейчас родители остаются один на один с природой ребёнка.

У моей знакомой, которая между прочим доцент в одном из уважаемых ростовских вузов, растёт девочка-сорвиголова. Когда я смотрю на то, что этот ребёнок вытворяет, у меня волосы дыбом встают. А знакомая: «Я разрешаю дочке всё, кроме того, что может навредить её здоровью и жизни!» Мол, это какая-то японская методика: в Стране Восходящего Солнца вообще нет запретов для детей. Оно-то, конечно, так. За одной лишь оговоркой: в японском обществе очень сильны традиции, в том числе – почитание старших, восхищение природой, уважение к окружающим. То есть человек, нарушающий эти традиции, будет чувствовать себя не таким, как другие, на него будут обращать внимание, осуждать. В России же всё совершенно по-другому, по крайней мере – сейчас.

Избалованный ребёнок становится мажориком и хулиганом впоследствии, и с ним потом уже не может справиться никто – вплоть до того момента, пока он не совершит преступление. И тогда – тюрьма.

Наши дети не умеют дружить, поскольку их этому никто не учит. Они выбирают себе товарищей только по материальному признаку: дети богатых – к богатым, а бедные – к бедным. Причём всё это временно, никаких прочных связей не образуется. Да и сама дружба между двумя мальчиками или между двумя девочками «благодаря» совершенно свихнувшемуся обществу уже не может восприниматься непосредственно, а всё с каким-то подвохом.

Мы ворвались в капитализм, взяв у него самое худшее – крайний индивидуализм и жестокость по отношению друг другу, равнодушие к чужому страданию.

Теперь большую часть свободного времени наши дети проводят у компьютера или перед телевизором. Что может бесконтрольно ребёнок найти в компьютере? Да всё что угодно! Но и телевизор не лучше. Когда я просматриваю называемые «детскими» каналы, мне кажется, что их делают враги нашего народа.

В фантастических фильмах есть такой бродячий сюжет: Земля в опасности, правительства и вообще власти начинают действовать во вред жителям, и всё это под прикрытием полиции и армии. Люди начинают гибнуть, а после выясняется, что планету захватили пришельцы, что они вселились в тела представителей власти и действуют в своих интересах.

Вот мне кажется, что этот бродячий сюжет перекочевал в нашу реальность. Не знаю, как насчёт целой планеты, но Россию точно уже захватили враги. Враги, которые хотят, чтобы наши дети выросли жестокими, агрессивными, бесчувственными, не способные на искренние и добрые поступки. Но самое скверное – что мы своих детей сдали этим врагам без боя.

Что мы делаем, если хотим покоя и тишины? Правильно, разрешаем ребёнку включить телевизор. И чем чаще это происходит, тем безвозвратнее мы теряем детей. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

Это «безобидное» занятие вполне устраивает всех. В самом деле,ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

И телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом.

По статистике, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день. Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, - игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд – рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными. И даже совсем «детские» каналы – «Карусель» «Nickelodeon», «Cartoon Network» и другие – наполнены такой чушью, что диву даёшься, насколько извращённое сознание могло это придумать.

Бесконечный сериал про губку Боба – вечный рассказ про то, как все хотят съесть крабовые бутерброды (крабсбургеры), как гоняются за их рецептом и при этом все ужасно воняют, отрыгивают, пукают, бьют и оскорбляют друг друга. А «Зелёные фонари» только и делают, что мочат чудовищ. И везде драки, кровь, насилие, ругань, бранные слова. Как вы думаете, чему учится при этом ребёнок?

Ученые утверждают: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности. Кроме того, дети получают целый букет нервных болезней.

Первая из них – отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние ...дцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений.По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать.Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты –повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а«просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. Причём делают это не только мальчики, но и девочки. Вспомните периодически повторяющиеся истории про драки школьниц и студенток.

Ну, и что дальше? А дальше весь «букет развлечений» - пьянки, компании, наркотики, депрессии, тюрьма или смерть (на выбор).

Что делать? Запрещать бесполезно. Наказание вызовет злобу и даже ненависть. У ребёнка начнётся самая настоящая «ломка». Не верите? Можете попробовать. И выход из этой ситуации только один – воспитывать личным примером и больше общаться с детьми, независимо от того, насколько ты устал. Другого выхода нет.

Кстати, сейчас, когда многим из нас приходится жить в режиме самоизоляция, когда взрослые и дети находятся большую часть времени рядом друг с другом, может, как раз и нужно использовать это время, чтобы устранить пробелы в воспитании? Вместе почитать книгу, посмотреть хороший фильм, поиграть в настольные игры, позагадывать загадки - да мало ли семейных развлечений! Попробуйте! Ведь можно быть уверенным: если вы так сделаете, дети будут помнить об этих днях карантина всю жизнь как о самых счастливых!

Игорь Северный

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

5 комментариев

  • Ачонкин:

    После самоизоляции увеличится спрос на очки из-за смартфонов и компьютеров, дети из них не вылезают

  • Ирэн:

    Хорошая статья.У меня читающая семья.Я когда была маленькая,сама записалась в библиотеку,ходила меняла книги.И любовь к книге привила дочери,а потом и внучке.С внучкой вообще ббыла интересная история.Ей было лет 11 и я дала ей прочесть "Белый клык".На что она мне ответили,что не любит читать от первого лица.Но я её уговорила.Читала она мне вслух.И наверное это был переломный момент.С тех пор книга это часть её жизни.И попытаясь читать электронную отказалась.Сказала,что не чувствует живой книги и её запаха.?

  • Роман:

    Автор, до сих пор, живёт в сказке советских фильмов, в которых армия - это друг наших детей...

    • Инга:

      Армия - это друг всей нашей страны. Иначе страны вообще бы не было. И кстати: армия - это как раз и есть наши дети. Или Вы считаете. что чужие? Ваши, если есть, конечно, откосили

    • Юрий:

      Роман,если война,кто встанет на защиту? Армия. Или Вы считаете иначе? Ну, не жандармы же золотовские...они не под это заточены...
      Так вот,если армия будет защищать народ,где будете Вы? У Вас 2 варианта: или в НАШЕЙ армии добровольно,или в чужой-принудительно. Ну,есть ещё интернирование (немцы в СССР и японцы в США во Второй Мировой)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru