Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> Главное «Вихорь-атаман» на ростовской сцене: что из этого получилось?

«Вихорь-атаман» на ростовской сцене: что из этого получилось?

В этом году Дон отмечает 270-летие самого знаменитого и прославленного атамана Всевеликого войска Донского, генерала, героя  Отечественной войны 1812 года, основателя Новочеркасска Матвея Ивановича Платова.

К этой годовщине в Ростовской области было приурочено множество мероприятий. Вот и наш драматический театр отметился грандиозной постановкой – на сцене представили спектакль «Платов».

Читаем на сайте театра аннотацию:

«Грандиозное историческое полотно, в центре которого — фигура Матвея Ивановича Платова, героя Отечественной войны 1812 года, войскового атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии, ставшего воплощением славы земли Донской. Атаман Платов — участник Русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов, сподвижник А. В. Суворова, участвовал во взятии Очакова (1788) и Измаила (1790). В 1806-1807 участвовал в войне с Францией, в 1807-1809 годы — с Турцией. В сражении при Бородине 26 августа 1812 года совершил успешный рейд в тыл французской армии, чем приостановил на два часа атаки противника на центр обороны русских войск. В заграничных походах русской армии 1813-1814 годов Платов командовал казачьим корпусом. Ушел из жизни в 1818 году, в возрасте 65 лет. 

В спектакле будут отображены ключевые эпизоды уникальной биографии атамана и философский взгляд на роль личности в истории. Что побуждало Платова к действию, о чем он думал в разные периоды своей жизни? Что бы сегодня сказал нам, своим потомкам?  

Автор пьесы и режиссер-постановщик — главный режиссер Ростовской драмы Геннадий Шапошников. Художник-постановщик спектакля — заслуженный художник России Виктор Герасименко».

 Признаться, мы опасались, что на сцене увидим китч, фрагменты ура-патриотического действа, нечто вроде набора фольклорных историй о героизме и храбрости казака Платова. Что-то подобное было у Лескова в «Левше» - правда, там с саркастическим оттенком, а тут – ждали, что будет наоборот…

Но то, что мы увидели, не только перечеркнуло, но и превзошло все наши возможные ожидания.

Спектакль Геннадия Шапошникова, если говорить откровенно, построен просто – по принципу обычного так называемого монтажа – ну, который бывает на школьных линейках, на разного рода торжествах и т.п. Возможно, это и было в данном случае самым правильным решением, чтобы уйти от пошлости китча.

Однако было бы неверным считать спектакль простеньким – он получился очень глубоким и умным. Это спектакль-реминисценция, построенный на возможных воспоминаниях героев и образов, которые осуществились в режиссёрском воплощении. Это спектакль-аллюзия, где вдруг всплывают и наслаиваются яркие образы из Толстого, Цветаевой, а также многие посылы в современность… И надо всем этим, тревожным музыкальным рефреном – потрясающий Шостакович.

Спектакль «Платов», по самой своей задумке, не актёрский. В нём образы лишь контурно намечены, они как будто призраки – выплывают из прошлого: «Я мундир фельдмаршала Кутузова! Я костюм казака 18-го века!..» То есть актёры, по замыслу автора постановки, видимо, и не должны себя проявлять. Это спектакль не харАктерный – задача тут совсем другая.

И вот мы подошли к самому главному, что делает этот спектакль выдающимся. Здесь, конечно, потрясающие мизансцены. Можно сказать, что это спектакль мизансцен – настолько они талантливо представлены!

Конечно, постановка дорогая. Здесь и декорации, и яркая бутафория, и умело подобранный реквизит, и большое количество костюмов, отражающих эпоху. Скорее всего власти помогли с выделением средств на подготовку спектакля – для театра в материальном плане это вряд ли было бы по силам.

Получилось, конечно, очень ярко, без тени пошлости и китча, с явно выраженным и искренним патриотическим посылом и жизнеутверждающим пафосом.

Этот спектакль можно назвать ещё и просветительским. Потому что образ-реминисценция «вихорь-атамана» получился информационно насыщенным, но контурным – пробуждающим стремление к изучению эпохи и личности.

Наряду с «Тремя сёстрами», «Тихим Доном», «Ревизором» и рядом других постановок «Платов», без сомнения, стал одним из лучших спектаклей Ростовской драмы.

Светлана Куприна

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru