Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
Актуально Культура Виктор Зарайченко. Всегда ли мы правильно здороваемся?

Виктор Зарайченко. Всегда ли мы правильно здороваемся?

Как-то субботним утром я повстречал свою давнюю знакомую. Всегда живая, улыбающаяся, эмоциональная, она шла по улице унылая и растерянная.

- Что случилось, Катя?

- Представляешь, только что встретила своего начальника, поздоровалась с ним, а он почему-то не ответил на приветствие и прошел мимо. Не пойму, в чем дело. Может, я в чем-то провинилась?

- Да не расстраивайся так! Возможно, он просто тебя не заметил и не расслышал слова приветствия в шуме улицы?

- Хорошо, если это так. Теперь до понедельника не успокоюсь, пока не узнаю, в чем причина его мрачного вида.

Кто-то из вас снисходительно улыбнется: «Стоит ли огорчаться из-за такого пустяка?». Возможно, вы правы. Однако нередко такая мелочь, как слова приветствия и тональность их произнесения, могут играть важную роль во взаимоотношениях людей, оказывать большое  влияние на настроение, позволяют говорить об общей культуре человека.

Казалось бы, о чем спорить? Все мы с детства приучены здороваться, это первый признак воспитанного человека, но здесь есть немало важных нюансов. Может, кто-то удивится, но в моей книге по этикету правилам приветствия посвящено 13 страниц. Готовя книгу к очередному переизданию (всего было пять изданий), я, конечно, старался кое-что переработать, убрать «воду», оставить только главное, но все равно меньше 12-13 страниц не получалось. Так и в этой статье. Короче не получалось, хотя сократил объем втрое. Буду благодарен, если кто-то из читателей посоветует, что можно выбросить из статьи  как несущественное.

Итак,  любое знакомство, да и вообще любое общение начинается с приветствия. Каким оно должно быть?

Для приветствия лучше всего пользоваться традиционным официальным «Здравствуйте!» или более теплыми словами «Доброе утро!», которые принято говорить до 12 часов, «Добрый день!» (до 18:00), «Добрый вечер!» - после 18:00. Кстати, три последних приветствия не рекомендуется обращать к вышестоящим лицам, хотя последние могут таким образом адресоваться к нижестоящим. И еще. Здороваться словами «Доброй ночи!» не принято. Не  рекомендуется также использовать ставшую популярной в последние годы фразу «Доброго времени суток!», которую иногда применяют те, кто здоровается в письменной форме. В таком случае лучше написать «здравствуйте».

Поздороваться можно по-разному. Можно равнодушно сказать: «Здравствуйте» - и пройти мимо. Но лучше поступить иначе – сказать, например, «Здравствуйте, Владимир Георгиевич!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Обратите внимание, что, приветствуя кого-то, следует назвать его по имени, если оно вам известно.

В случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории, говорят: «Приветствую вас!» или «Позвольте (разрешите) вас приветствовать!».

Очень важный элемент приветствия - интонация. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. Необходимо постоянно следить за своим выражением лица. Оно не должно быть равнодушным или надменным. Считается неприличным при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение или других присутствующих. Невежливо стоять боком, а тем более спиной к тому, кто вас приветствует. Также неприлично держать руки в карманах и сигарету во рту, облокачиваться на какие-либо предметы, стоять, прислонившись к стене. Слова приветствия нужно произносить внятно, чтобы они были обязательно услышаны.

 Мужчине во время приветствия нужно снять шляпу или хотя бы прикоснуться к ней рукой. Зимнюю шапку, берет, кепку снимать необязательно. Мужчине можно также не снимать шляпу, если при приветствии не присутствуют женщины.

Кто кого должен приветствовать первым?

Мужчина первым приветствует женщину. Младший по возрасту должен первым приветствовать старшего. Младшая по возрасту женщина приветствует старшую и мужчину, который  намного старше ее.

Проходящий первым приветствует стоящего. Из двух пешеходов первым приветствует тот, кто обгоняет, того, кто идет медленнее. Если вы встречаете мужчину и женщину, то сначала приветствуете даму, а затем уже здороваетесь с ее спутником.

 Тот, кто сидит в машине, первым приветствует того, кто идет по улице. В то же время как мужчина, так и женщина, садясь в такси, приветствуют шофера первыми.

Опаздывающий приветствует ожидающего, и даже в том случае, когда опоздавший – женщина.

Входящий первым приветствует находящихся в помещении, даже если этот входящий значительно старше всех по возрасту и социальному статусу. Наверное, вы обратили внимание, смотря официальные телерепортажи, что президент РФ, входя в зал заседаний  правительства, первым приветствует членов правительства, а министры отвечают на приветствие  стоя.

Присутствующие в помещении отвечают на приветствие. Люди, занятые срочной работой, отдавая должное общему приветствию  вошедшего, могут ограничиться просто кивком головы - сигналом о том, что посетитель и его приветствие принято.

Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом и, при желании, обмениваются рукопожатиями женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.

И все же не надо бояться поздороваться первым. Следуйте в таких ситуациях известному афоризму: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

Эти нормы сохраняются и в деловых отношениях, однако деловая сфера вносит свои поправки: здесь пол и возраст как критерии того, кто кого должен приветствовать первым, отступают на второй план, а на первый план выступает должность. Например, секретарь (женщина) первой приветствует своего руководителя (мужчину), стоящие и беседующие между собой студенты первыми приветствуют проходящего мимо ректора, директора, декана, преподавателя и т.п., т.е. на первом месте должность: нижестоящий по должности первым приветствует вышестоящего.

Однако и здесь могут быть отступления от правил. Например, молодой руководитель (мужчина), если он хорошо воспитан, не станет дожидаться приветствия от своего заместителя или даже рядового сотрудника (женщины), а поздоровается с ней первым, хотя она ниже его по должностному рангу.

Женщина, входящая в комнату, где уже собрались сотрудники, должна первой приветствовать всех присутствующих, не ожидая, когда с приветствиями к ней обратятся мужчины. Мужчины же, в свою очередь, не должны ждать, пока женщина подойдет поздороваться. Лучше, если мужчины поднимутся и пойдут ей навстречу.

Существуют и более сложные этикетные ситуации.

Если вы идете с кем-нибудь и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и незнакомы, - например с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями по подъезду. Принято здороваться, входя в лифт, в котором уже находятся пассажиры, даже если они совершенно незнакомы вам.

Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее: "Здравствуйте!".

Если  приветствуют сопровождающее вас лицо, нужно ответить на это приветствие даже незнакомому человеку.

Сидя за столиком в кафе, ресторане, знакомых приветствуют только кивком головы. Если в ресторан входит женщина, то мужчина ограничивается кивком головы, не вставая с места.

Когда в помещение входит женщина, все находящиеся там мужчины должны приветствовать ее стоя или хотя бы приподняться со стула. Это относится и к ситуации, когда в помещение входит старший по должности или по возрасту мужчина. Однако если они проходят мимо, достаточно лишь чуть приподняться. Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с мужчиной, старше него по возрасту или положению, а также с  женщиной, то садиться следует только после того, как сядут они, или с их позволения.

Сидящая женщина, здороваясь с мужчиной, не встает, а здороваясь с женщиной, должна подняться. Женщина в деловой обстановке также приветствует входящего мужчину вставанием, если он выше по должности или значительно старше по возрасту.

Какой бы сложной ни была структура учреждения, фирмы или компании, в любом случае вежливый тон при обращении с сослуживцами создает комфортный климат в коллективе. Так, например, руководитель учреждения должен приветливо здороваться с охраной, вахтерами и отвечать на их приветственные фразы.

На всякое приветствие нужно обязательно ответить. Отказываясь поздороваться, вы наносите человеку публичное оскорбление.  Забывать о приветствии нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если встреча была случайна, если вы спешите или встретились на улице. У каждого делового человека, как правило, множество знакомых. Иногда бывает трудно вспомнить, знаком ли ты с этим человеком. Если у вас возникли какие-то сомнения по этому поводу, лучше все же поздороваться, чем пройти мимо, сделав вид, что вы не заметили.

Бывает, что вы действительно не заметили человека и не поприветствовали его. Нередко такая обычная рассеянность воспринимается как свидетельство вашего негативного отношения к этому человеку и он мучается в раздумьях: «Что случилось? Почему N. даже не поздоровался со мной?». Так что если такое произошло, узнав об этом, следует извиниться. И наоборот, если на ваш приветственный жест вы не получили ответа, то, прежде чем обижаться, постарайтесь вспомнить, не плохое ли у вашего знакомого зрение.

Отказываются  приветствовать или отвечать на приветствие тех людей, которых считают или крайне недостойными, или крайне враждебными. Не здороваются также с человеком, находящимся в компрометирующем его обществе.  Правила этикета требуют, чтобы вы хотя бы кивнули головой. Кивнуть головой можно при встрече с малознакомым человеком, если вы не предполагаете продолжать и укреплять ваше знакомство или вообще поддерживать общение в данный момент.

Из этих, казалось бы, малозначащих мелочей складывается образ воспитанного делового человека, отличающегося хорошими манерами.

Давайте говорить друг другу «Здравствуйте!»

Виктор Зарайченко,  кандидат педагогических наук, доцент

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

6 комментариев

  • Эльфено4ек:

    Полезная информация, спасибо! Казалось бы - какая мелочь, но из нее складывается наша собственная репутация в глазах окружающих

  • Андрей:

    Столько правил. Может лучше вообще не здороваться?

    • AscorbicAcid:

      можно, конечно.. и пример такого человека -моя ближайшая родственница.. все встречи со мной, другими людьми она начинает с какой-либо фразы "ой, как ты сегодня рано..", "ну и холод/жара.. ты как?", но никогда "привет/добрый день/здравствуйте". Результат? у женщины ни друзей, ни подруг, ни соседок-приятельниц, одни жалобы на одиночество и непонимание.. хотите так же? не здоровайтесь ни с кем ))
      А к автору статьи и к редакции БР просьба еще рассказать , как правильно прощаться.. как прервать неинтересный разговор, навязанную беседу...

      • Виктор Евгеньевич:

        Спасибо за предложение коснуться интересных вопросов, которые Вы поставили. Я обязательно сделаю это в ближайших выпусках

    • Виктор Евгеньевич:

      В моем материале названы случаи, когда желательно не здороваться. Но это особые, крайние случаи. А в общем, приветствие при встрече необходимо.

  • Осана Трифонова:

    Статья очень информативная и позитивная! Всегда со всеми здороваюсь, но когда не получаю ответа расстраиваюсь. Давайте не обижать друг друга и уважать! Спасибо за статью, Виктор Евгеньевич!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru