Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура Виктор Зарайченко. В ресторане с деловыми партнерами

Виктор Зарайченко. В ресторане с деловыми партнерами

Поводов для посещения ресторана деловыми людьми предостаточно. Это и окончание переговоров, и стремление отметить здесь завершение какого-либо проекта, и прием делегации, и желание «обмыть» заключенную сделку. Полуофициальная обстановка позволяет присутствующим завязать полезные знакомства, обсудить будущие выгодные контракты, а также расширить и углубить уже имеющиеся.

Итак, вы пригласили деловых партнеров в ресторан. Казалось бы, какие проблемы - собрались и пошли? Но здесь возникает масса «мелких» вопросов, которые, будучи непродуманными, могут испортить вам вечер. Какой ресторан выбрать? Что больше нравится вашим гостям - экзотические блюда или традиционная кухня? Какая музыка предлагается здесь? Принимают ли оплату кредитной картой? Существуют ли жесткие правила в отношении одежды? Где расположен заказанный вами столик? Позволяется ли курить в этом ресторане?

Наконец все детали уточнены, и вы уже встречаете гостей у входа или в вестибюле ресторана.

В гардеробе мужчина прежде всего раздевается сам, а затем помогает даме снять пальто. Номерки за сданные в гардероб вещи он оставляет у себя. Мужчины оставляют в гардеробе верхнюю одежду, головные уборы, зонтики, портфели, пакеты. Женщины, как правило, поступают так же. При этом женщина может остаться в шляпе. Сумочку она кладет себе на колени или ставит на пол, но ни в коем случае не на стол.

Обычно перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркале, поправляют прическу или одежду (это касается и мужчин, и женщин). Ни в коем случае нельзя ни за столом, ни перед зеркалом в гардеробе причесываться, пудрить нос, подкрашивать губы и т.д. Чтобы привести себя в порядок, дама должна пройти в туалетную комнату.

В зал ресторана первым входит хозяин встречи, а гости следуют за ним. Наиболее удобными местами обычно считаются: у стены – лицом к залу, в середине зала – лицом ко входу. В большой группе собравшихся почетного гостя сажают по правую руку от хозяина или хозяйки, а остальных приглашенных рассаживают, чередуя мужчин и женщин. Мужья, как правило, сидят порознь со своими женами. Конечно же, сам организатор встречи садится только после того, как сел гость.

Меню организатор встречи должен предложить гостю или прочесть вслух сам. Если вы пришли в ресторан с компанией, то читает кто-то один, а заказывает каждый индивидуально. В некоторых ресторанах практикуется двойное меню: для мужчины – обычное, а для приглашенной дамы или гостей – такое же, но без цен.

И вот меню изучено. С чего начинать заказ? Вам, наверное, приходилось наблюдать такую картину, когда вначале заказывают напитки. Это верно лишь в отношении крепких спиртных напитков, которые, прямо скажем, нежелательны на ужине с деловыми партнерами. Лучше отдать предпочтение винам.

Но вино следует заказывать только после того, как гости определились и решили, какие блюда они предпочтут. Например, если почти все гости захотели отведать цыплят или рыбу, заказывают белое вино, если выбор большинства был остановлен на бифштексах – красное. Можно попросить принести по бутылке того и другого.

Если вы остановили свой выбор на дорогом коллекционном вине, вам сначала предложат его попробовать. Официант, принесший вино, продемонстрирует бутылку, указав на название и год. Для того чтобы соблюсти ритуал, дегустатору следует посмотреть вино на свет, вдохнуть аромат и попробовать на вкус. После дегустации официант сначала наполняет бокал дамы (или гостей), а затем бокал хозяина столика.

Во многих ресторанах действует следующее правило: открыв заказанную бутылку с вином и слегка налив его в бокал, официант ждет, пока посетитель не попробует вино и кивком головы не даст понять, что он удовлетворен его качеством. В противном случае официант обязан заменить бутылку. Обычно сначала капельку вина для пробы официант наливает даме. Кстати, в солидных ресторанах работает специальный официант – сомелье – консультант по напиткам. Он подробно расскажет вам о преимуществах того или иного вина, об их сочетаниях, а также порекомендует спиртные напитки, подходящие к блюдам, которые вы заказали.

Обслуживающий официант предложит вам аперитив – напиток, который поможет скоротать время в ожидании исполнения заказа и вызовет аппетит. Вы можете выбрать коктейль, минеральную воду, сок с небольшим содержанием сахара или легкое сухое вино.

Наконец блюда, напитки заказаны, аперитив отведан. Ужин начался. Разговор за столом ведется негромкими голосами, не нарушающими атмосферу, царящую в зале. Невежливо говорить шепотом, прикрывая рот рукой. Также не вмешиваются в чужой разговор. За столом совершенно недопустима неумеренная жестикуляция.

Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой, ложкой или ножом по бокалу, выкрикивать что-нибудь. Лучше всего дождаться, когда официант будет поблизости от вас, и жестом показать, что он вам нужен. Впрочем, в хорошем ресторане опытный официант сразу определит, когда вы будете в нем нуждаться. Достаточно вашего взгляда в его сторону.

Существует специально придуманный невербальный язык общения с ресторанным персоналом. Если вы сложите вилку и нож вместе на тарелке, повернув их ручками вправо (как 4.25 на циферблате ваших часов), это будет означать, что вы закончили с этим блюдом и можно унести грязную посуду. Если же вы еще не до конца насладились изысканным блюдом, но нуждаетесь в небольшой передышке – оставьте приборы на тарелке в виде буквы «Х». Иначе, вернувшись к трапезе, вы рискуете обнаружить, что «все вкусное» уже унесено расторопным официантом.

Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Если вы считаете, что он уделил вам недостаточно внимания, пусть это отразится на размере чаевых. Закатив скандал и отчитав официанта, вы испортите вечер себе, своей компании и тем, кто сидит за соседними столиками.

Переговариваться с сидящими за соседним столиком считается нетактичным - лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места. Встать нужно только если завязался разговор.

Вы пришли в компании, но без спутницы - уделяйте внимание женщине, сидящей справа от вас. На танец можно приглашать всех женщин. Если вы приглашаете  на танец незнакомую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать ее более двух раз.

Курить за столом можно, если на столах примерно на расстоянии 1 метра друг от друга расставлены пепельницы. Если пепельниц нет, не стоит спрашивать у соседей разрешения закурить. Вообще, курить не принято до подачи кофе.

Беседа является основной целью посещения деловыми партнерами ресторана. Но за столом не принято говорить о делах, беседа должна носить общий характер – о погоде,  культуре и искусстве. О делах будут разговаривать потом, когда закончится застолье, длящееся обычно от 1,5 до 2 часов.

Беседовать желательно не только со своим спутником, но и с ближайшими соседями. Если необходимо что-либо сказать другому лицу, сидящему за вашим соседом, то говорят за его спиной. Разговор "через соседа" не должен быть долгим, он может состоять из реплики, шутки, небольшой фразы, и то лишь в случае необходимости.

Если во время беседы вы хотите чихнуть, постарайтесь сделать это негромко и извиниться перед своим собеседником. Если же чихнул кто-нибудь из присутствующих, оставьте это без внимания, говорить "будьте здоровы" не нужно.

Не поворачивайтесь спиной, если намерены поговорить с соседом. В беседе не стоит рассказывать о причинах, побуждающих не есть какое-либо блюдо, – достаточно отказаться.

Самое подходящее время для того, чтобы произнести застольную речь или тост, - перерыв или пауза между блюдами, когда сидящие за столом не едят. Речь не должна быть долгой или слишком вычурной. Человек, который хочет взять слово, встает, слегка стучит ножом по своей рюмке, для того чтобы привлечь внимание гостей, и начинает говорить. Продолжать есть или переговариваться со своими соседями в то время, когда кто-нибудь говорит речь, невежливо: слушать надо молча.

Кстати, на деловых приемах в ресторане чокаться не принято. Уж если это делать, то только с ближайшими соседями по столу, остальных можно поприветствовать, слегка приподняв бокал, легким наклоном головы.

Правила этикета не позволяют официанту приносить вам  счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят: это невежливо по отношению к ним.

Счет вам принесут в специальной папке или на подносе, перевернув чек «лицом» вниз. Официант не должен вслух называть итоговую сумму и стоять над вами в ожидании денег.

Требуемая сумма кладется на тарелочку или поднос, на которых подан счет. Если  официант был особенно услужлив, при прощании вложите ему в руку чаевые и поблагодарите его. Обычно чаевые составляют примерно 10% от суммы счета. Конечно, если вы остались в полном восторге от обслуживания, то сумма может быть и больше. Но если у вас есть причины для недовольства, ни о каких чаевых не может быть и речи. Однако не заплатить чаевых без причины является дурным тоном.

Уйти из ресторана следует неторопливо и с достоинством. Не забудьте поблагодарить обслуживающий персонал. Покидая ресторан, мужчина одевается первым и, получив пальто дамы в гардеробе, сам подает его своей спутнице, не доверяя этого гардеробщику. Головной убор мужчина надевает уже на улице. Кстати, гардеробщику также полагаются чаевые – обычно в два-три раза меньше, чем официанту. Однако не надо считать, что щедрые чаевые могут заменить обыкновенное человеческое «спасибо» и «было очень вкусно». Ваше доброе слово важно и для официанта, и для администрации, и для репутации ресторана.

Это лишь небольшая часть ресторанного этикета. Существует множество иных правил, но обо всем не расскажешь в одной статье. Если у читателей возникнут вопросы, я постараюсь составить следующую статью из ответов на поступившие вопросы.

Виктор Зарайченко


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru