Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Власть Виктор Зарайченко. Тяжела ли ноша у подчиненного?

Виктор Зарайченко. Тяжела ли ноша у подчиненного?

Подбирая материал к этой статье, я по привычке начал с того, что просмотрел объемистый фолиант с афоризмами, чтобы выбрать какое-то яркое высказывание о взаимоотношениях подчиненных и начальников. Изречений оказалось огромное количество. И это понятно: каждый из нас или начальник, или подчиненный, а точнее – одновременно и тот и другой, так как кому-то мы указываем и от кого-то получаем указания, так что тема «подчиненный – начальник» актуальна для всех.

Из множества высказываний я особо выделил слова Солона - одного из  мудрецов Древней Греции: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». Действительно, искусство быть умным и умелым подчиненным составляет хорошую жизненную школу и является надежной ступенькой для того, чтобы в будущем стать мудрым руководителем. Об этикетных требованиях к руководителю мы говорили прошлый раз. А теперь – об искусстве быть желанным подчиненным.

Первая встреча с начальником проходит тогда, когда вы пытаетесь устроиться на работу. Как вести себя при этом? В наше время работодатели очень привередливы, даже в тех случаях, когда оплата не соответствует условиям труда. Многие "боссы" любят устраивать претендентам на место тестирование, поэтому, перед тем как идти устраиваться на работу, вам следует подготовиться.

Работодатель, принимающий вас на работу, рискует в большей степени, чем вы. Он не знает заранее, чего можно ждать от нового сотрудника и оправдаются ли связанные с ним расходы. Чтобы уменьшить этот риск, работодатель ищет человека с высокой мотивацией.

В первую очередь вы должны продемонстрировать хорошие манеры. Оденьтесь соответствующим образом. Мужчинам целесообразно надеть костюм, а женщинам - деловое платье или жакет с юбкой.

Если вас спросят, что вы умеете, говорите только о том, что относится непосредственно к предлагаемой работе.  Если будут спрашивать о ваших слабостях, отвечая, не забудьте упомянуть о ваших сильных сторонах, связанных с работой.

Во время собеседования вы должны не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их. Вы можете спросить обо всем, что касается вашей будущей работы: о продолжительности рабочего дня, о непосредственном начальнике, о характере и сложности работы; предстоит ли вам специально чему-либо учиться; о перспективах служебного роста, о планах организации и, конечно, о зарплате.

Устроившись на работу, вы, конечно, понимаете, что будете проводить на ней самое меньшее пять дней в неделю из семи, причем с начальником ваше общение, скорее всего, будет не таким частым, как ежедневные контакты с коллегами, поэтому вначале несколько советов о взаимоотношениях в коллективе.

Пребывание в одном помещении с другими людьми потребует от вас терпимости и такта по отношению к их склонностям и особенностям. Никогда не следует забывать, что каждый человек индивидуален и к любому надо относиться с уважением.

Нередко на работе собираются люди не просто с разными интересами, но и с разными привычками. Так, одному всегда жарко или душно – и он открывает окно; другому вечно холодно – и он его закрывает. Кто-то чересчур разговорчив, кого-то не оторвешь от телефона и так далее.

Не стоит обращать большого внимания на эти вещи – следует научиться относиться к подобного рода действиям спокойно, философски. Будьте вежливым со всеми, даже с теми сотрудниками, которые явно вызывают у вас антипатию. Ваша предупредительность и обходительность помогут вам избежать возможных конфликтов.

Вот некоторые советы о взаимоотношениях с коллегами:

·         Не скупитесь на похвалу коллеге за хорошо сделанную работу, причем делайте это искренне и сердечно.

·         Никогда не обсуждайте чью-либо внешность.

·         Всегда здоровайтесь с коллегами и отвечайте на их приветствия. Делать это достаточно один раз в день, а при повторных встречах – слегка кивнуть и улыбнуться.

·         Никогда не выговаривайте никому и не высказывайте замечаний в присутствии третьего лица – делайте это конфиденциально.

·         Не подслушивайте чужие телефонные разговоры или беседы. Не рассматривайте бумаги на чужом столе.

·         Ничего не ищите в чужом столе, не дождавшись хозяина.

·         Вполне допустимо вежливо попросить не шуметь или выйти из кабинета для беседы.

·         Если вы сорвались, тотчас же извинитесь.

Ну, а теперь самое главное – о взаимоотношениях с начальником. Деловой этикет содержит немало правил для подчиненных. Например, как вести себя в кабинете начальника?

Если у начальника есть приемная, где сидит секретарь, то именно он (она) регулирует «поток» посетителей к начальнику. Если нет приемной и секретаря, подчиненные, постучавшись и услышав «Войдите», входят в кабинет. Возможен вариант (это допустимо, когда начальник мужчина), когда подчиненные не стучатся, а приоткрывают дверь и спрашивают позволения войти. Не получив ответа, входить в кабинет нельзя. Когда же сотрудник получает разрешение войти, он должен поздороваться, пройти до приставного стола и остановиться. Без разрешения или приглашения садиться не следует.

Если начальник принял принесенные бумаги и поблагодарил подчиненного, тот должен повернуться и выйти. Если в данном случае начальник не предложил сотруднику присесть, т.е.  не оказал какого-то знака внимания, это не значит, что он невоспитан и невнимателен.

Кстати, руководитель не всегда обязан приглашать подчиненного присесть, даже если это женщина. Однако лучше такой вежливый жест сделать, особенно если предстоит продолжительный разговор. В то же время женщине на службе следует помнить, что она подчиненная и на нее тоже распространяются правила делового этикета. Женщина не должна претендовать на то, чтобы начальник уделял ей особое внимание. На работе женщина не подает первой руку своему начальнику, как в остальных случаях жизни. Начальник не обязан подавать руку своим подчиненным. Он может просто поприветствовать их кивком головы.

Еще одна ситуация возникает в коллективе, где подчиненными бывают женщины, а начальниками – мужчины. Как должны поступить женщины, если в комнату, где они работают, входит начальник? Должны ли они вставать при входе руководителя? Да, должны, если он впервые пришел знакомиться с персоналом, вернулся из отпуска, командировки или в начале рабочего дня. Но если в обычный рабочий день руководитель входит в комнату много раз, вставать не нужно.

 Нужно усвоить еще одно правило: какого бы ранга, возраста и пола ни был начальник, при входе в кабинет своего подчиненного не он первым протягивает руку, а  хозяин кабинета. Только следует всегда помнить, что идти навстречу с протянутой рукой некрасиво. И совершенно недопустимо протягивать руку через стол (здороваться через стол нельзя!) где бы то ни было: в рабочем кабинете, в гостях, в кафе. Жать руку через стол можно только при обмене сувенирами, поздравлениях с чем-нибудь, при приветствии после подписания документов о сотрудничестве.

В правилах делового этикета содержатся наиболее общие советы подчиненным в отношении руководителя:

* Постарайтесь помогать руководителю в создании доброжелательной  атмосферы.

* Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения. Высказывайте ваше предложение вежливо.

* Если в коллективе случилось какое-либо радостное или неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю.

* Не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит раздражителем.

* Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы.

* Не стоит обращаться за помощью или  советом сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. Это может быть расценено как неуважение к мнению начальника.

* Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос о ваших правах.

*  Если начальник нанес вам обиду в присутствии посторонних, не отвечайте тем же. Если вы уверены в своей правоте и знаете, что это не повредит вашей карьере, попросите о личной встрече.

* Если вы не получили ожидаемого повышения по службе, не жалуйтесь коллегам. Обсудите свои проблемы на очной встрече с начальником.

*  Если вы находитесь в кабинете шефа, а в это время туда входит другой руководитель, то вопрос о том, выйти вам из кабинета или остаться, решает ваш начальник.

conceptual caricature of caucasian businessman in suit he whips employee pulling him around in chair

Один из щепетильных вопросов – о поздравлении начальника с днем рождения, праздником и подарках по этим поводам. Согласитесь, что найти нужный вариант вашего поведения  в данных случаях непросто. С одной стороны, вам повезло с умным, воспитанным, заботливым начальником, который и к вам неплохо относится. Вам искренне хочется поздравить его, преподнести подарок. Но как это будет воспринято и самим руководителем, и вашими коллегами? Не сложится ли впечатление, что  ваш презент – попытка невольного подкупа начальника в расчете на его будущую благосклонность к вам?

Так что же делать – совсем не поздравлять, чтобы не вызвать пересудов, или делать это тайком? В правилах делового этикета содержатся рекомендации на этот счет, основанные на нормах этики взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Следует помнить о том, что никто из сотрудников не обязан делать подарки своему шефу. Если же вы чувствуете душевный порыв и желаете поздравить начальника, то лучше не покупать слишком дорогие подарки. Начальник ведь тоже человек, ему приятно простое человеческое внимание со стороны подчиненных. Поэтому следует вручать подарок осмотрительно. При вручении необходимо разработать сценарий поздравления. Подарок надо вручать в присутствии всего коллектива, торжественно и с юмором. Замечательно, если подчиненный сможет сочинить стихотворное послание и вставить его в рамочку под стекло, чтобы руководитель мог повесить его на стене в своем кабинете.

Вообще, в соответствии с международными стандартами, преподносить руководителю подарок лично от себя неэтично. Если вы хотите поздравить его с праздником, то можно собрать чисто символическую сумму всем коллективом и купить, например, цветы, красивую записную книжку, какой-нибудь канцелярский набор и коробку конфет. Последнее не подарок, а приложение. Начальнику лучше  покупать подарок, который пригодится в работе или создаст приятную обстановку в кабинете: картину, ежедневник, красивую ручку, папку, деловую сумку.

Подарок – это проявление вашего внимания, поэтому не стоит дарить патрону что-то слишком дорогое, чтобы человек не чувствовал себя вам обязанным. Хорошим тоном всегда считалось делать подарки своими руками. Например, можно изготовить стенгазету с фотографиями вашего начальства и всего коллектива, с чувством юмора и учетом индивидуальных особенностей шефа и каждого сотрудника.

Если глава фирмы – мужчина, не следует дарить ему пену для бритья, одеколоны и прочую банную атрибутику. Женщине-шефу ни в коем случае не стоит дарить нижнее белье и духи.

Секретарь может сделать подарок своему шефу, но презент должен быть скромным и носить деловой характер.

Так что всегда нужно помнить известную поговорку о том, что дорог не подарок, а внимание. А еще интересно и мудро о подарках сказал известный французский политик ХХ века Э.Эррио: «Подарки, как и добрые советы, доставляют радость дающему».

Виктор Зарайченко


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru