Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Интервью Виктор Зарайченко: Шариковы никому не интересны!

Виктор Зарайченко: Шариковы никому не интересны!

Наш теперь уже постоянный ведущий рубрики, посвящённой нормам этикета, кандидат педагогических наук, доцент Виктор Зарайченко дал большое интервью "Большому Ростову".

- Ваши еженедельные материалы по этикету весьма популярны у читателей "Большого Ростова". Помните ли Вы, как начали заниматься этой темой? Какой случай или событие пробудили в Вас интерес к этикету как области исследований?

- Вообще-то вопросы этикета интересовали меня с детства. Простой мальчуган из рабочей семьи, впитавший нравы станицы Гниловской, я, обожавший кино, любовался отечественными и зарубежными актерами, которые умели  красиво вести себя на  встречах, приемах, за столом, в театре, в семье, на свидании и т.п.  С удовольствием покупал редкие тогда брошюрки по этикету. Помню, что меня потрясла необыкновенно популярная в 60-70-е годы книжка эстонки И.Аасамаа «Как себя вести». Эта книга до сих пор в моей личной библиотеке. В школе № 77 комитет комсомола организовал лекторскую группу, и я в составе этой группы провел десятки лекций по этикету для ребят средних и младших классов. В студенческие годы тоже в составе лекторской группы, но уже обкома ВЛКСМ и общества «Знание»  выступал с лекциями на заводах, в колхозах,  в вузах, в НИИ… Никогда не забуду курьезный случай – когда я  приехал в один из сельских районов Дона и мне предложили выступить перед доярками в перерыве между утренними дойками.  Лекция проходила около 5 часов утра. Видели бы вы эти внимательные глаза молодых женщин с натруженными руками, которым я рассказывал о правилах этикета за столом!..  Таких забавных случаев мог бы привести немало, но все они сводятся к тому, что тема этикета мне всегда была интересна.

Еще один жизненный период связан с ростовским телевидением. В начале 80-х годов ростовский обком КПСС и лично первый секретарь обкома И.А.Бондаренко озаботились вопросами семейного воспитания детей. Был объявлен педагогический всеобуч родителей. На этот призыв откликнулось и телевидение области. Меня пригласили вести ежемесячные передачи для родителей. Это продолжалось около пяти лет, причем незабываемых. Мне посчастливилось сотрудничать с такими легендами ростовского телевидения, как режиссер Эвелина Экономиди, редакторы Оксана Горкавцева и Евгения Апарина (в дальнейшем популярнейшая ведущая многих топовых передач «ДонТР»). Гостями студии были ученые, учителя, артисты, работники культуры, родители с интересным опытом семейного воспитания. Конечно, почти в каждой передаче мы касались проблем приобщения детей к этикетным правилам в семье.

Всплеск этого интереса приходится на годы моей более чем 20-летней преподавательской работы в Северо-Кавказской академии государственной службы. В программе курса этики для студентов вопросам этикета отводилось всего 2 часа. Конечно, за такое время трудно охватить все многообразие ситуаций, в которых оказывается человек. И тогда неожиданно на помощь пришел случай. В курсе культурологии, который я тоже вел в академии, мне показалось интересным проводить не скучные теоретические семинары, а практические занятия, причем проводить их с выходом студентов в мастерские художников Дона, на выставки, в музеи, кинотеатры, театры, библиотеки… Особый восторг вызвало  у студентов посещение в то время недавно открытого Ростовского музыкального театра. Помню, что первой была опера Бизе «Кармен». Она так потрясла студентов, что те попросили меня снова пойти в театр. Так зародилась традиция, продолжавшаяся около 10 лет. Каждый месяц 100-200 студентов академии посещали спектакли Музыкального театра. Художественный руководитель театра В.М.Кущев направил мне в помощь администратора Н.Ф.Сотникову. Тогдашний ректор СКАГС В.Г.Игнатов выделил помещение для кассы театра в вестибюле вуза.

Почему я об этом рассказываю, освещая историю этикетных вопросов? Дело в том, что это были не просто культпоходы в театр. Мы готовились весь месяц к каждому посещению: знакомились с театральными терминами, с биографиями и особенностями творчества  композиторов, с историями постановок спектаклей. Особенное внимание уделялось освоению театрального этикета: как одеться для театра, какие прически должны быть, какая обувь, макияж, украшения годятся для театрального вечера, как подниматься по лестнице, проходить между кресел в зале, как аплодировать, как вести себя во время антракта, как выходить из зала, когда закроется занавес, и многое другое, из  чего складывается облик культурного, воспитанного человека, каким  должен быть будущий государственный служащий. Очень жаль, что эта традиция «похоронена» в нынешней академии, которая теперь называется Южно-Российский институт управления РАНХиГС.

Годы работы в СКАГСе  подсказали мне и еще одну инициативу из области этикета. Я заметил, как живо этими вопросами интересуются многие студенты академии. Посещая по разным поводам кабинеты ростовских чиновников, нередко встречался со случаями абсолютной этической и этикетной безграмотности в рядах тех людей, которые должны  представлять  лицо нашего государства.  Иногда приходилось экспромтом «обучать» некоторых чинуш элементарным правилам вежливости – например, отвечать на приветствие и предлагать посетителям сесть. В то же время литература по проблемам этикета делового человека была крайне скудна – точнее, ее, можно сказать, не было, особенно в той части, что связана с государственными служащими. Я решил восполнить этот пробел, собрал огромный материал, переработал его применительно к условиям чиновничьей работы – и в 2004 году вышло первое издание книги «Этикет государственного служащего». Значительная часть тиража ушла в библиотеку СКАГСа, желающие смогли купить ее. Потом вышло и второе издание – в рамках СКАГСа. Позже книгой заинтересовался издательский цент «МарТ», выпустивший в свет два издания книги, и издательство «Феникс», осуществившее уже пятое издание.

Кстати, с последним примером связано интересное событие. Мне позвонили из Москвы, из Службы протокола и этикета, и пригласили на II Международный форум по проблемам протокола, этикета, имиджа, состоявшийся в ноябре 2014 года. На нем вашему покорному слуге был вручен знак Национальной премии с дипломом экспертного совета Национальной профессиональной премии в области протокола, имиджа и этикета в номинации «Лучшая книга в области делового протокола, имиджа и этикета» как автору книги «Этикет государственного служащего».

Сейчас я уже на «заслуженном отдыхе», занимаюсь воспитанием своих пятерых внуков, читаю, в том числе новостные сайты. Меня привлек сайт «Большой Ростов» тем, что он выгодно отличается от своих «собратьев», не ограничиваясь криминальной хроникой, а предлагая думающим людям интересные аналитические материалы, серьезные раздумья о важнейших проблемах, волнующих современников. Предложил редакции сайта свои бескорыстные услуги и получил добро. Мне хочется, пока позволяет здоровье, вносить лепту в дело повышения культуры жителей моего родного края, где я родился и провел всю жизнь. Понимаю, что это капля в море самых разнообразных факторов, создающих определенную духовную атмосферу в нашем обществе, но лучше что-то делать, чем равнодушно молчать или сетовать на то, как невоспитанны многие наши сограждане.

- Готовы ли Вы прощать окружающим незнание норм этикета? Как Вы поступаете в тех случаях, если видите явное нарушение этих норм?

- Прощение – один из постулатов христианской морали, а этикет построен на соблюдении принципов этой морали. Конечно, я не только готов простить, но и всегда прощаю незнание правил многим, особенно молодым людьми, которые зачастую не виноваты в своей этикетной «девственности». Их этому никто не учил, и прежде всего родители и школа. Хотя можно и упрекнуть  часть юношей и девушек в том, что они мало проявляют инициативы в этом вопросе и отнюдь не всегда готовы взять в руки книгу по этикету и проштудировать некоторые страницы. И все же молодежи нужна помощь в этом деле. Думаю, наш сайт – это одна из форм такого этикетного просвещения.

Раздражение же вызывают те зрелые люди, которые, как говорится, состоялись в жизни: у них хорошо оплачиваемая работа, сложившиеся жилищно-бытовые условия, зачастую высшее образование, стабильное положение в социуме, но этикетная безграмотность, хамство, разнузданность брызжут из них фонтаном.  Особенно неприятны «царьки», волею случая оказавшиеся ступенькой выше на иерархической лестнице. Неслучайно говорят, что власть портит человека. Примеры может привести любой из наших читателей. Самый яркий пример – строки Н.В.Гоголя о чиновнике, который орлом чувствует себя при подчиненных и превращается в куропатку, когда его вызывает начальник.

Как я поступаю, встретившись с человеком, невежественным в этическом плане? Конечно, не лекции ему читаю, а пытаюсь деликатно его поправить. Например, войдя в кабинет чиновника, поздоровавшись и не услышав ответного приветствия, вновь говорю «Здравствуйте!», обязательно добавляя обращение по имени и отчеству. Обычно это действует. Если хозяин кабинета не способен проявить элементарную вежливость, напоминаю ему: «Вы, Иван Иванович, наверное, хотите предложить мне сесть?» Это тоже приводит к нужной реакции. Ну, а потом и разговор идет немного человечнее, чем без этих простых правил вежливости.

- Не слишком ли сложно и неуютно Вам бывает в общении с окружающими? Вы, наверное, многих оцениваете в поведенческом плане?

- Какой-то печальный вопрос. Как будто я в одиночестве стою «утесом-великаном» на берегу безбрежного моря  этического невежества. Во-первых, вокруг огромное количество воспитанных, образованных людей, производящих прекрасное впечатление благодаря своим замечательным человеческим качествам. И это вдохновляет. Не зная зачастую каких-то правил этикета, они нутром чувствуют, каким должно быть деликатное, вежливое, приличное поведение. И за это можно простить им неосведомленность в каких-нибудь тонкостях этикета. Если же встречаются грубые и неотесанные особы, то их можно только пожалеть, потому что с такими экземплярами не желают общаться достойные люди. Что касается оценки, то здесь ответ неоднозначен. Например, заметив этикетную неотесанность студента, могу ему вполголоса дать совет, как правильно себя вести. А вот со взрослыми людьми сложнее. Согласен с автором одной статьи, который писал, что, услышав слова «позвОнишь мне завтра», он терял всякий интерес к дальнейшему общению с этим человеком. Так и в отношении правил этикета. Любой человек, считающий себя взрослым, воспитанным, обязан знать хотя бы простейшие правила поведения в общении с людьми. Шариковы никому не интересны.

- В каких научных работах, книгах, спецкурсах реализован Ваш интерес к "этикетным" темам?

- Об этом я уже говорил в ответе на первый вопрос. Добавлю,  что, увлекшись этой темой, я старался сделать все возможное для того, чтобы  наработанные  мною материалы дошли до как можно большего количества интересующихся этим вопросом. Мои статьи публиковались в ряде глянцевых журналов, которые в большом количестве издавались в Ростове 10-15 лет назад.  Был и такой детский журнальчик с забавным названием «Планета ДЮ», на страницах которого я публиковал сказки для детей о правилах поведения. Учитывая особое пристрастие современной молодежи к интернет-ресурсам, надо шире использовать их возможности. Замечательно, что сайт «Большой Ростов» понял это раньше других.

- Конфликт поколений - извечен. Старшие считают, что молодёжь испортилась. Куда катится мир - и т.п. И тем не менее одно поколение сменяет другое, а мир стоит. Считаете ли Вы, что нынешнее молодое поколение россиян хуже воспитано, чем прежние?

- Извечный вопрос! Ну, конечно же, я не считаю современную молодежь хуже воспитанной, чем прежние молодые люди. Пару лет назад со всех концов страны съехались мои одноклассники, чтобы отметить 50-летие окончания школы № 77. Весь вечер вспоминали юность и то, какими мы были бесшабашными остолопами, как не поступили бы сегодня, окажись в подобных ситуациях. Это естественный процесс эволюции общества. Общаясь сегодня с большим числом девушек и юношей, я вижу, как  превосходят они нас, мягко говоря, взрослых, в ряде вопросов. Конечно, жаль, что во многих случаях на первый план вышел меркантильный интерес, но думаю, что это временное явление. Так и в вопросах этикета. Все большая часть молодежи живо интересуется вопросами этикетного поведения, ибо это делает нашу жизнь красивее, а красота всегда желанна.

- Если не посчитаете это бестактным, можете немного рассказать о себе, о своей семье. Удаётся ли Вам привить своим домочадцам культуру общения и нормы этикета? Не разочаровывают ли Вас в этом плане родные и близкие?
- Не вижу ничего бестактного в этом вопросе. Обычное человеческое любопытство: кто ты, который пытается чему-то учить других? Основное я освещал в предыдущих вопросах. Добавлю, что вся моя жизнь была связана с  системой образования. В 1972 году окончил Ростовский госуниверситет и сразу попал в школу № 15 учителем русского языка и литературы в старших классах. Мои первые ученики были моложе меня менее чем на 5 лет. Сегодня они уже пенсионеры, и как же приятно было 4 года назад услышать звонок с незнакомого номера телефона и узнать голос бывшего комсорга класса Наташи Живцовой, которая  нашла меня и от имени одноклассников  пригласила на юбилейную встречу с «ребятами», которые помнят своего учителя! Потом была интереснейшая работа в школе № 67, куда меня направили завучем по воспитательной работе. В те годы около 50 учеников школы состояли на учете в детской комнате милиции, и мне пришлось прививать им навыки не столько этикетного, но хотя бы элементарно вежливого поведения. Никогда не забуду, как однажды собрал этих «трудных» ребят и предложил им пойти в поход. Они с радостью согласились. В день похода (это была середина ноября) с утра шел противный дождь с ветром. Я был уверен, что никто из сорванцов не придет, но на всякий случай решил съездить в школу. Каково же было мое удивление, когда, подходя к школе, увидел человек 15 моих «трудных», которые ждали меня! Такое не забывается!

Как не забудется и весна следующего года, когда мы с «трудными» ребятами поставили спектакль по какой-то веселой пьесе из журнала «Костер» (названия пьесы не помню). С этим спектаклем мы выступали в Лендворце на районном смотре школьной самодеятельности. Ребята поразили жюри своим этикетными умениями стоять на сцене, красиво передвигаться, четко и внятно произносить слова, ни в коем случае не поворачиваться спиной к зрителям и т.д.

Да, многое не забывается! Памятен и следующий этап работы, когда меня, тогда 27-летнего, пригласили на работу инспектором в отдел народного образования ростовского облисполкома. А через два года – заместителем директора по учебно-методической работе в областной институт усовершенствования учителей. Годы работы в институте запомнились тем, что, организуя курсы повышения квалификации педагогических работников, мы с тогдашним директором института В.Г.Фотовым, сделали серьезный упор на совершенствование воспитательной работы со школьниками. Организовали ряд спецкурсов, в том числе такой необычный, как «Система работы школы по подготовке старшеклассников к семейной жизни». Я увлекся этой темой и в 1986 году защитил диссертацию под руководством незабвенного научного руководителя Е.В.Бондаревской. Разработанная мною программа такой подготовки была совсем не похожа на набиравшее популярность в Европе половое воспитание, с его откровенностью, граничившей с цинизмом и бесстыдством. Замечательно воплотила в жизнь эту программу Людмила Турик,  работавшая в те годы в зерноградской школе (сейчас она руководит Домом творчества детей в Таганроге). В основе данного курса лежали нравственно-этические основы семейной жизни, в том числе многие правила семейного этикета.

Вскоре я оказался, как говорят, в нужное время в нужном месте, и меня вернули в областной отдел народного образования, но уже на должность заместителя заведующего отделом  облисполкома. Повезло,  что систему образования тогда курировала заместитель председателя облисполкома (ныне это должность вице-губернатора) П.И.Маева, а руководил облоно П.Н.Тищенко. Мне поручили заниматься детскими домами, школами-интернатами и спецшколами для детей с отклонениями в развитии.  Полина Ивановна горячо поддержала все наши инициативы, особенно предложение объявить 1985 год Годом интернатных учреждений. Это был рывок вперед. Как много было сделано тогда для улучшения жизни детей, оказавшихся вне семьи! Апофеозом того года было проведение в Ростове всероссийской конференции по вопросу совершенствования работы этих детских учреждений. Для участников конференции был дан концерт силами воспитанников детских домов и школ-интернатов. Концерт поставила знаменитый ростовский режиссер Ю.Г.Синельникова. Благодаря ее мастерству трудно было догадаться, что на сцене Дворца культуры «Красный Аксай» танцуют и поют слепые, глухие или слабослышащие дети, дети-олигофрены, дети-инвалиды с ДЦП.  Умению держаться на сцене, свободно передвигаться, вести себя свободно и раскованно их научила Юлия Григорьевна…

Ну, а дальше перестройка, объединение облоно с управлением профтехобразования, и я перехожу на преподавательскую работу в Ростовскую высшую партийную школу, которая в те годы почти ежегодно меняла свои названия: кадровый центр, социально-политический институт, академия государственной службы. Но о работе в академии я рассказывал, отвечая на первый вопрос.

Немного о семье. Жена (кстати, по правилам речевого этикета свою «вторую половину» положено называть так, а чужую – супругой) тоже из системы образования, преподавала в УПК вычислительную технику и застала те времена, когда на весь район только в учебно-производственном комбинате были компьютеры, которыми по очереди пользовались ученики школ. Мы воспитали дочь и сына. Оба закончили с золотыми медалями школу № 30,  отучились в вузах и подарили нам 5 внуков. Иногда мы забываем, что детям по 35-40 лет, и продолжаем поучать их. Они не обижаются, так как понимают, что педагогическое начало  в нас неистребимо. Нам  повезло иметь замечательного зятя - не только  мастера на все руки, но и человека деликатного и почтительного. Прекрасная невестка легко вписалась в нашу семью благодаря своему очарованию, сдержанности, предупредительности и умению быть  примером вежливости. С внуками сложнее, но, как говорится, мы работаем над этим вопросом 🙂

- Ваши пожелания читателям "Большого Ростова".
- Мои пожелания не будут такими пространными. Хочу напомнить слова замечательного советского поэта, совершенно незнакомого современной молодежи, Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Труд души – это постоянное самосовершенствование. Сколько бы вам ни было лет – 18 или 81, – нельзя останавливаться в своем развитии, в том числе в освоении правил этикета.  Они делают нашу жизнь добрее, красивее, желаннее.

Вела интервью Светлана Куприна


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

3 комментария

  • Наталия Рамко:

    Дорогой Виктор Евгеньевич! С интересом прочитала интервью с Вами. Из социальных сетей на Вашей странице прочитала, что этот материал вышел как раз накануне Вашего юбилея. Это прекрасный повод поздравить Вас и пожелать, чтобы тот дух творчества, который Вы стремились передать нам, Вашим студентам, был и в дальнейшем Вашей путеводной звездой. Я, Ваша бывшая студентка, с удовольствием вспоминаю Ваши лекции и особенно практические занятия в Академии госслужбы. За всю свою предшествующую жизнь я не была столько раз в театрах, музеях, на выставках, сколько посетила на первом курсе академии благодаря Вашим организационным усилиям. Мои однокурсники помнят и Ваши семинары по культурологии, где мы могли дискутировать, обсуждать кинофильмы, спектакли. А как мы готовились к посещению музыкального театра! Этикетная подготовка к визиту в театр делала само пребывание на спектакле праздником. Очень рада, что и сейчас Вы используете любые пути, в том числе и портал «Большой Ростов», чтобы помогать молодежи осваивать идеи культуры, этики и этикета. Здоровья Вам, творческих находок и свершений. Ваша бывшая студентка Наталия Рамко

    • Виктор Евгеньевич:

      Спасибо большое. Очень хочется надеяться, что студенческие годы оставили в Вашей памяти самые лучшие воспоминания

  • Светлана:

    Большое спасибо редакции, что дали нам возможность познакомится с Виктором Евгеньевичем и узнать много интересного. Задуматься и обратить внимание на воспитание детей, да и взрослых тоже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru