Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура Виктор Зарайченко. Пунктуальность как одно из важнейших правил этикета

Виктор Зарайченко. Пунктуальность как одно из важнейших правил этикета

Казалось бы, сегодняшняя тема очень узкая. Есть множество качеств, которыми должен обладать воспитанный человек, и среди них одно из правил – быть пунктуальным. Однако, задумавшись, можно понять, что это - многогранное и многозначное понятие, содержащее в себе массу достоинств.  Тот, кто бережет время и правильно его организует, тот  успевает сделать многое. Скаредность, скупость, как качества весьма отрицательные, приветствуются только в экономии времени. Беречь время свое и чужое – высокий человеческий такт. Одно из основных правил хорошего тона – никогда не заставлять себя ждать! Нельзя не согласиться с утверждением: «Если бы люди говорили о деле, на земле установилась бы тишина». Самое важное – «день любой – осенний, летний – на пустяки б не разменять».

 Значение пунктуальности было оценено давно. Людовику XVIII принадлежат слова: «Точность — это вежливость королей, но обязанность для их подданных».

 Кроме этого афоризма  короля Франции, справедливость данной фразы подтверждают ещё целый ряд знаменитых людей. Например:

«Неудачники никогда не опаздывают, но всегда приходят не вовремя». Дон-Аминадо

«Женщины, несомненно, были бы пунктуальны, если бы можно было обязать их опаздывать». Витторио Де Сика

«Человек пунктуальный все свои ошибки делает точно вовремя». Лоренс Питер

«Неточность – вежливость королев», «Лучше никогда, чем поздно». Бернард Шоу

«Большое искусство – опоздать как раз вовремя». Станислав Ежи Лец

«Когда приходишь на встречу вовремя, жаль, если нет никого, кто бы это оценил». Франклин П. Джонс

«Нетерпеливые всегда опаздывают». Жан Дютур

«Люди редко опаздывают туда, где их меньше всего ждут». Михаил Генин

«Пунктуальность – воровка времени». Оскар Уайльд

«Пунктуальность – это искусство угадывать, на сколько опоздает партнер». Франсуа Перье

Точность является одним из тех качеств великих людей, подражать которому не является ни для кого унизительным. Особенно важна пунктуальность для деловых людей. Она означает организованность в работе, исполнительность, дисциплинированность, ответственность.

Точность – это знак внимания, проявляемого по отношению к хозяину и хозяйке, ожидающим своих гостей в указанное в приглашении время. Им неприятно ожидать в пустом салоне, и они всегда рады тому, кто прибывает вовремя. Заметим, что невежливым является и приход в гости раньше назначенного времени, ведь хозяева в этот момент заняты последними приготовлениями к приходу гостей и будут сконфужены, если в самый неподходящий момент раздастся звонок в дверь. Правда, и для хозяев, принимающих гостей, существует правило, согласно которому они должны приготовить все необходимое для приема заранее, чтобы успеть переодеться, отдохнуть и спокойно ждать прихода приглашенных.  Равным образом неоправданным является продление своего пребывания сверх положенного времени, указанного в приглашении, даже если стол ещё заставлен угощениями.

Пунктуальность ещё более важна для приёмов за столом. Некоторые имеют плохую привычку приходить с опозданием. Это является признаком неуважения по отношению к другим гостям, которые оказались зависимыми от, так сказать, каприза опоздавших.

Есть страны, в которых принято, что гости являются несколько позже указанного в приглашении времени, но есть и такие, где приёмы проводятся по строгим правилам. Во всяком случае, хозяин не должен ждать гостя более получаса после указанного времени. Если гость опаздывает, ему подают то блюдо, которое подано другим гостям.

Стоит отметить, что пунктуальность является настолько важным принципом делового общения, что иногда становится делом государственной важности. Есть много причин, почему в России отношение ко времени более «панибратское», чем, скажем, в США, где время — объект культа, причем даже больший, чем деньги. Например, современная американская деловая культура гораздо выше ценит быстроту ответа, чем его правильность. Терпимость к ошибке выше, чем к задержке с ответом.

В одной из книг по западному деловому этикету есть такое замечание: некий критерий успеха компании, работающий почти безошибочно, - это время ответа на электронное письмо. Если ответ приходит быстро (в течение дня), то наверняка компания работает успешно. Если ответ приходит через несколько дней, то у компании явно уже есть проблемы или скоро появятся. Если ответы приходят позже чем через неделю, то дела очень плохи. Как ни смешно, это самый простой и достоверный критерий успешности фирмы или позиции человека. Отклонения бывают крайне редко. Хотя и случаются.

Воспитанный человек все делает вовремя. Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время. Всегда имейте в виду известный закон Мерфи и четыре следствия из него. Закон Мерфи гласит: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается». А вот и следствия из указанного закона:

·         Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете.

·         Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая.

·         Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.

·         Как только вы принимаетесь делать какую-то  работу, всегда находится другая, которую надо сделать раньше.

Кроме того, полезно держать в уме и второй закон Френсиса Чизхолма: «Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем». Так что время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать.

Любовь к пунктуальности есть одно из достижений культуры; на этот счет действуют свои законы, и их нарушение может повлечь за собой такие административные меры, как замечание, выговор или даже увольнение с работы. В конце концов, опаздывать просто крайне невежливо.

Если служащий занимает не очень высокий пост, пунктуальность должна стать для него главным правилом поведения. Никто не любит, если его заставляют ждать. Когда он опаздывает на работу, то вызывает недовольство не только своего начальника, но и сослуживцев и даже подчиненных. Если он один раз случайно опоздает, этого может никто и не заметить, но если это превращается  в привычку, то рано или поздно обернется если не потерей места, то задержкой в продвижении. Пунктуальный же человек производит впечатление работника, преданного своим сотрудникам, всему коллективу и своему учреждению.

Знаменитый Вуди Ален сказал, что для успеха только, по сути дела, и нужно, что очутиться в нужном месте. В деловом мире, добавили бы мы, вам мало очутиться в нужном месте – вы должны быть там в нужное время.

В контексте нашей культуры пунктуальность есть та ценная черта, которая делает жизнь предсказуемой. В некоторых организациях опоздания со стороны сотрудников не допускаются. Когда наступает назначенное время начала работы, двери запираются. Во многих учреждениях сказать «сотрудник» все равно что сказать «пунктуальный человек». Для тех, кто работает в организациях со строгим отношением к пунктуальности, предусмотрены меры дисциплинарного взыскания за опоздания. Например, если сотрудник опоздает трижды в течение месяца, он получает письменное предупреждение в приказе. Если в течение следующего месяца это повторится еще хоть раз, удерживается однодневная заработная плата. Если накопятся четыре взыскания, то есть три опоздания за месяц, вычитают недельную зарплату.

Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться, в исполнители он не годится. Начальник может расценить опоздание как неуважение к нему, и ваше продвижение по службе окажется под вопросом.

Если вдруг случится так, что нужно задержаться и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис: пусть ваш начальник обязательно будет в курсе дела – только так вы сохраните репутацию человека надежного.

Принцип «вовремя» распространяется также на отчеты и любые другие поручаемые вам задания. Любая задержка потребует от вас каких-то оправданий, и вы будете выглядеть не столь обязательным, чем тот, кто сдает все в срок. Так что извольте выполнять поручение вовремя, а если нужно, лучше сразу попросите побольше времени, чтобы спокойно все успеть. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют накидывать лишних 25 процентов на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы, - тогда наверняка уложитесь в отведенное время.

Вспомните Закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется. А все помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникают, особенно когда на носу день сдачи материала. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.

Что же можно сказать о российских деловых людях? Пунктуальны ли они?

Как-то  в пресс-центре ТАСС-Урал прошла пресс-конференция, посвященная проблеме становления российской школы управления бизнесом. Участвуя в ней,  генеральный директор ООО «ВИЗ-Сталь» Массимо Денти отметил, что, приехав работать в Россию, больше всего оценил такие качества российских менеджеров, как дисциплина и пунктуальность. «В итальянском стиле, назначив совещание на 10:00, надо начать его, например, в 10:45; в головном офисе Duferco (основного собственника «ВИЗ-Стали») в Швейцарии назначенное на 11:00 совещание может начаться после обеда. В Екатеринбурге деловая культура такова, что, если встреча назначена на 10:00, она начнется ровно в 10:00», – заявил он.

Таким образом, мы видим, что пунктуальность – важнейшее правило делового человека. Но остается вопрос: как же стать пунктуальным?

Если вы пунктуальный человек, то в вашем поведении должны быть, помимо названных, еще и  следующие принципы:

·  не назначать деловых свиданий без календаря деловых встреч;

·  кому-либо честно сказать, что нет времени, часто лучше, чем заставлять его ждать;

·  если кто-то опаздывает, это все-таки лучше, чем вообще не прийти (девиз: хорошо, что ты все-таки пришел);

·  одно из условий сбережения времени – продумывание важности и логики решения предстоящих задач: что делать, в какой последовательности, сколько использовать времени;

·  готовясь ко сну, подводят итоги дня, намечают дела на завтра; воистину порядок время бережет;

·  для рационального распределения времени пользуются еженедельниками с записями всех перспективных дел.

Как говорил один великий философ, «время – самый ограниченный капитал, и, если ты не можешь им распоряжаться, не сможешь распорядиться ничем иным».

Виктор Зарайченко


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru