Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
Актуально Культура Виктор Зарайченко. История этикета – проекция в сегодняшний день

Виктор Зарайченко. История этикета – проекция в сегодняшний день

Неделю назад мы рассказывали о важности знания правил этикета для делового человека. Ваши, дорогие читатели, отклики подтвердили, что деловой этикет – это действительно не мелочь, а настоятельная необходимость для делового человека. Ну, а если учесть, что все мы  люди деловые, то можно согласиться и с общечеловеческой значимостью правил этикета. Как говорят, этикет – он и в Африке этикет.

Думая над темой второй статьи, терялись в сомнениях. С одной стороны, освещая любую серьезную проблему, следует показать ее исторические корни. С другой – хотелось сразу «взять быка за рога» и излагать конкретные этикетные правила. И все же верх взяла первая мысль. Причин для этого несколько. Это и солидность сайта, который рассчитан на постоянного и вдумчивого читателя; и стремление выдерживать логику подачи материала рубрики. Но главное, конечно, в том, что история  всегда поучительна. Вот и мы возьмем из исторических фактов об этикете то, что интересно именно современникам.

Где находится родина этикета? Когда этот вопрос прозвучал в популярной игре «Кто хочет стать миллионером?», участник передачи назвал Францию и даже обосновал свой ответ рассуждениями о всем известной французской галантности. Это был проигрышный вариант, а на кону между прочим стояло 125 тысяч рублей. Ошибка знатока состояла в том, что французского в этикете – только происхождение самого слова.  

Действительно, на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» - и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Вместе с тем этикет имеет очень давние корни, и отнюдь не французские. Значительная часть правил этикета пришла к нам из древнего мира.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. Нарушение этих правил влекло за собой тяжелые последствия: совершить поступок, руководствуясь только собственными желаниями, означало предать и тем самым исключить себя из своего сообщества.

Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения встречаются в литературных текстах древнего Шумера, то есть уходят далеко в глубь веков. Шумерцы считали, что высокие моральные качества (а именно это они и подразумевали под этикетом) были дарованы человеку богами.

Чем дальше шло развитие человечества, тем сложнее становились правила его поведения, тем более что, помимо повседневного этикета, возник еще и этикет деловой. Чтобы не допустить никакой самодеятельности послов в столь сложной и деликатной области, как международные переговоры, им в Древней Греции вручали специальные жезлы – «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. Послу вручали инструкции, написанные на двух карточках или табличках – так называемых «дипломах». Вот откуда тянутся все нынешние дипломатические тонкости!

История культуры знает много документов, которые содержали в себе различные правила поведения. В памятнике древнескандинавской литературы «Эдда» повествуется подробно о правилах поведения за столом. Например, для произнесения тостов был детально разработан этикет, и нарушение этих правил вело к штрафу. У скандинавов мы заимствовали также правило предоставлять почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

К числу памятников культуры, связанных с  историей этикета, относят и «Письма к сыну» английского лорда Честерфилда, написанные в XVIII веке. В них есть  кое-что поучительное для людей, живущих в наше время: «Хорошие манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их к тебе и вселяют в них желание полюбить тебя».

Настоящие пособия по правилам хорошего тона появились лишь в средние века. Недаром говорят: “Церемонен, как испанец” – именно им тут принадлежит пальма первенства. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался “Дисциплина клерикалис”. Там подробно описывалось, сколько блюд нужно подавать за королевским столом, кто из придворных должен поднести царствующей особе какую-то часть туалета…

В трудах по истории этикета встречается и другая точка зрения относительно родины изящных манер. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п.  господствовали в средние века во многих европейских странах. Их вполне можно было  считать в те времена варварскими странами.

Лишь одна Италия того времени составляла исключение. В эпоху возрождения наук и искусств в итальянском обществе уже существовала утонченность нравов, моды и этикет. Италия, как страна новой культуры, по справедливости заслуживает право быть названной родиной этикета.

Из Италии этикет вместе с науками и искусствами мало-помалу проник и в другие страны Европы, преимущественно во Францию, Англию, Германию. Самого высшего развития и совершенства этикет, моды и вкусы у французов достигают с вступлением на престол Людовика XIV. Чтобы сделать свой двор блестящим и великолепным, Людовик воздвигал дорогие постройки, устраивал частые праздники и т.п.

Нравы французского дворянства в XVII веке представляли собой смесь дерзости и галантности, фамильярности и церемонности. Мужчины оставались в шляпе во время визитов и даже за столом. За чье-нибудь здоровье пили стоя или опустившись на колено, но обязательно с обнаженной шпагой в руке и без шляпы. Граф де Гран Пре пил за здоровье своей возлюбленной из заряженного пистолета, держа палец на курке, после чего стрелял в воздух.

Французская галантность вызвала сильный интерес и подражание у других народов. При европейских дворах стали распространяться французский язык, французские обычаи и моды. Словом, Франция, начиная с XVII  столетия, явилась законодательницей всемирного этикета и утонченности нравов.

Появились специальные люди — церемониймейстеры, которые должны были владеть всеми тонкостями придворного ритуала и знать все - от числа и фасона пряжек на обуви и бантов в прическе до церемонии приема гостей.

Таким образом, первоначально этикет регламентировал правила поведения людей, принадлежащих к высшему обществу, и был, следовательно, придворным. Затем появились и книги, предназначенные для более широкого круга читателей. Эти книги содержали правила поведения за столом, учили правильно вести беседу, принимать гостей и т.д.

Разработкой правил этикета в сочетании с критикой его сословного, унижающего достоинство простых людей характера занимались великие просветители, литераторы. «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году», написанные выдающимся чешским педагогом-гуманистом Я.А.Коменским, с большим интересом читают и сейчас. Вот некоторые из них:

- если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать  их;

- при встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай им место и свидетельствуй им свое почтение поклоном.

На Руси первые письменные правила поведения были составлены в 1-й половине V века епископом Василием Великим в форме проповеди под названием «К юношеству», а в Х веке  князем Владимиром Мономахом были написаны знаменитые «Поучения»: «Куда ни пойдете по своей земле... где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

В середине XVI века был создан еще один уникальный труд, известный в истории русской культуры под названием «Домострой». Его предполагаемый автор – благовещенский священник Сильвестр, который провозгласил принципы патриархального уклада жизни, в том числе устанавливал в качестве нормы для отца семейства «пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушному сыну». 

И все же жизнь наших предков в допетровское время, перед эпохой преобразований, представляла неприглядную картину. В это время во всех слоях русского общества господствовали дикие и грубые нравы, деспотизм, насилие и произвол; всякое новое и благородное проявление, несогласное с обычаями старины и прадедовскими взглядами, изгонялось без сожаления, грубая лесть и униженность заменяли нынешнюю вежливость, а надменность и чванство – умение держать себя с достоинством.

Но вот настала и для России новая эра – время просветительских идей и реформ, время царствования Великого Петра.

Петр I ясно и определенно понял, что, прежде  чем производить важнейшие государственные изменения, нужно смягчить, облагородить нравы своих подданных, вселить в них гуманность и уважение к чужой личности, особенно к женщинам, привить им благородное обхождение с посторонними.

Прежде всего он принялся изменять внешний вид своих подданных. Со школьной скамьи мы знаем о том, как Петр запретил боярам носить бороду, ввел короткие европейские камзолы и кафтаны с фалдами. Головы царедворцев и чиновников покрывали огромные парики в завитках и буклях. За нарушение правил строго наказывали.

В своем стремлении обустроить все и сразу Петр повелел создать более современную книгу об этикете, которую исправно и издали под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Любопытны рекомендации о поведении за столом: «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так  делают невежи; когда тебе пить, не утирай губ рукой, но полотенцем. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою. Около своей тарелки не делай забор из костей, корок хлеба и прочего. Часто чихать, сморкаться и кашлять не пригоже».

С течением времени старинные русские обычаи мало-помалу исчезали, уступая господствующему французскому влиянию, и уже в царствование императрицы Анны они стали почти незаметны. Что касается манер, светской любезности и мод, то они были слепым подражанием французам.

В те времена знание правил этикета и умение практически их применять играли заметную роль в судьбе светского человека. Бывало, перед ним закрывались двери влиятельных домов только потому, что он, будучи на званом обеде, показал свою неловкость и неумение обращаться со столовыми приборами. Мы помним пушкинского Онегина, который имел «счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм». Он «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно…свет решил, что он умен и очень мил».

Культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения обучали только избранных. Действительно, хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности, признаком благородного происхождения, наконец. Трудно не согласиться.

Но были ведь и другие правила хорошего тона – в деревне, например, где каждый четко знал свое место в семье и в общине, где немыслимо было лезть первому ложкой в общую миску со щами: начинать должен был только глава семьи, а остальные – за ним, в порядке строгой очереди. Иначе неизбежная расплата – ложкой по лбу или долой из-за стола. Говорить во время еды считалось чуть ли не смертным грехом, а крошить хлеб или скатывать из него шарики – просто святотатством. И также немыслимо было замужней женщине появиться вне собственной избы с непокрытой головой: позору не оберешься. До сих пор ведь говорят: “Эк ведь как опростоволосилась”.

  В советский период отношение к правилам этикета отличалось двойственностью. С одной стороны, история донесла до нас призыв выдающегося педагога А.С.Макаренко: «Мы, советские люди, должны блистать изысканной воспитанностью, джентльменством. Нашей воспитанности должен завидовать весь мир». С другой стороны, хорошие манеры многими «р-р-революционерами» объявлялись буржуазными пережитками. Вспомните хотя бы главу из “Собачьего сердца” М.Булгакова, где описано поведение хама,  попавшего в квартиру обыкновенных культурных людей.

Отрадно, что в последние годы интерес к вопросам этикета неизмеримо возрос. Стремление построить цивилизованное общество стимулировало огромное внимание к такой важнейшей черте современного делового человека, как знание правил этикета и следование им. В стране выпущены десятки пособий по деловому этикету, в учебные планы многих учебных заведений включены специальные дисциплины, связанные с этикетными правилами.                                            

Виктор Зарайченко, кандидат педагогических наук, доцент

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

  • Светлана:

    Спасибо большое. Очень интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru