Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> Юг России Виктор Зарайченко. Этикетные правила народов Кавказа

Виктор Зарайченко. Этикетные правила народов Кавказа

Мы уже познакомились с национально-культурными особенностями этикетных правил различных этносов. Было бы несправедливым не коснуться некоторых сторон духовной культуры народов, с которыми мы живем по соседству многие века. Те традиции, обычаи, этикетные правила, которые я описываю здесь, в большинстве случаев носят исторический характер. Цивилизационные процессы ХХ века затронули и кавказские народы, отсюда и архаичность многих постулатов кавказского этикета. Однако мощные отголоски того, что составляло и составляет духовные скрепы кавказских народов, заметны и у современных жителей Кавказа: например гостеприимство, почтительное отношение к старшим,  преклонение перед матерью, уважение к женщине.

Мне в процессе своей педагогической работы приходилось общаться с большим количеством студентов из республик Северного Кавказа, и я часто видел, что они, например, не позволяли себе сидеть, если рядом стоит старший по возрасту, не допускали бранных слов в присутствии старшего, были почтительны и предупредительны к тем, кто годился им в отцы, матери. Так что нельзя сказать, что все, о чем здесь написано, лишь прошлое. Многое сохранилось в исторической памяти народов Кавказа.

Кавказ по праву считается классической страной гостеприимства. «Именно право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и предоставить все необходимое – вот что прежде всего характеризовало обычай гостеприимства у адыгов и других кавказских горцев»,- пишет исследователь культуры адыгов В.К.Гарданов.

Соблюдение законов гостеприимства считается одной из наиболее важных обязанностей человека. В былые времена оно строго контролировалось обычным правом. Так, например, в Осетии за их нарушение виновника сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. При столкновении обязанностей гостеприимства с обязательствами кровной мести преимущество отдавалось первым.

На Северном Кавказе каждый горец имел специальное помещение для гостей (так называемую кунацкую). У состоятельных людей это мог быть отдельный дом, у менее богатых – часть жилого дома, совпадавшая с мужской половиной. Гостевой дом являлся также своеобразным клубом, где собиралась молодежь, исполнялись музыка и танцы,  происходил обмен новостями и т.д.

У некоторых адыгских знатных особ стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда менялись трижды в день. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром, и называлось это "пища того, кто придет".

Ритуал гостеприимства можно представить как диалог двух сторон, вступающих в общение. И хозяин, и гость подчиняются жесткому этикетному сценарию, который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достигнуть определенных целей: хозяину – достойно принять гостя, заслужив тем самым почет и уважение окружающих и милость Бога, гостю – получить пищу, приют и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязуется защищать его наравне с членами своего рода.

Обязательный, принудительный характер имеет трапеза, и гость не может отказаться от нее, чтобы не обидеть хозяев. Накормить гостя – это обязанность хозяина, так  он оказывает честь гостю и в то же время поддерживает свою честь демонстрацией щедрости. Совместная трапеза является сердцевиной и средоточием ритуала гостеприимства. Это испытанное веками средство приобщить пришельца к дому, сделать его своим.

У адыгских народов Северного Кавказа существует свод правил национального этикета «Адыгэ хабзэ». Вернее сказать, понятие хабзэ является чрезвычайно насыщенным и всеохватывающим. Оно подразумевает не только явления этикетного характера, но и обряды, традиции, общественные институты, нормы обычного права, духовные, этические и моральные ценности адыгов. В социальном, сословном аспекте понятие уэркъ хабзэ рассматривалось как рыцарский кодекс. Многие из его положений, несомненно, вытекали из военного образа жизни и связанных с ним норм поведения.

Жизнь черкесских мужчин с рождения и до смерти регулировалась неписаным кодексом уэркъ хабзэ. В основе этого кодекса лежало понятие уэркъ напэ (рыцарская честь). Не было таких моральных и материальных ценностей, которые могли бы превалировать над этим понятием. Сама жизнь имела ценность только в том случае, если она была посвящена служению принципам уэркъ напэ. У черкесов много пословиц, посвященных этому, например: «Псэр щэи, напэр къэщэху» - «Жизнь продай – купи честь». Даже такие чувства, как любовь и ненависть, должны были отступить на задний план перед законом чести.

Эталоном в соблюдении адыгэ хабзэ должны были быть дворяне. То, что прощалось простому человеку, не прощалось дворянину в смысле нарушения норм адыгэ хабзэ. Само дворянское сословие не было замкнутым и пополнялось из среды крестьянства за счет тех, кто проявлял мужество и в совершенстве владел адыгэ хабзэ.  Дворянином мог быть человек, ведущий соответствующий образ жизни и соблюдающий присущие званию нормы поведения. Как только он переставал соответствовать месту, занимаемому в обществе и соблюдать определенные нормы, он сразу же лишался звания дворянина.

В совершенствовании и пунктуальном соблюдении уэркъ хабзэ особенно преуспели кабардинцы, которых некоторые исследователи называли французами Кавказа. «Благородный тип кабардинца, изящество его манер, искусство носить оружие, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному виду можно отличить кабардинца»,- писал В.А.Потто.

К.Ф.Сталь в своей работе отмечал: «Большая Кабарда имела огромное влияние не только на все черкесские народы, но и на соседних осетин и чеченцев. Князья и дворянство их славились по всей округе».

Рыцарский кодекс уэркъ хабзэ можно условно разделить на несколько ключевых установок, включающих в себя следующие понятия:

1. Верность. Это понятие подразумевало прежде всего верность своему сюзерену, а также своей сословной группе. Дворяне служили князьям из поколения в поколение. Смена сюзерена бросала тень на репутацию как  той, так и другой стороны и считалась большим позором. Дворяне сохраняли верность своему князю, даже если последний терпел поражение в междоусобной войне и переселялся к другим народам.  Понятие «верность» включало также в себя преданность своим родственникам и уважение к родителям. Слово отца было законом для всех членов семьи, точно так же младший брат слушался старшего. Дворянин был обязан поддерживать фамильную честь и мстить каждому, кто покушался на жизнь и честь членов его фамилии.

2. Вежливость. Это понятие включало в себя несколько положений:

- уважение по отношению к вышестоящим в социальной иерархии. По понятиям черкесов, уважение, независимо от разницы положения в социальной иерархии, должно быть взаимным;

- уважение к старшим по возрасту, то есть необходимость оказывать определенные знаки внимания - вставать при его появлении и не садиться без его разрешения, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы, прислуживать во время трапезы. При этом все эти знаки внимания оказывались вне зависимости от социального происхождения;

- уважение к женщине. Это означало, прежде всего, уважение к матери, а также вообще ко всему женскому полу. Каждый рыцарь считал за честь выполнить просьбу женщины. Большим позором  считалось обнажить в присутствии женщины оружие или, наоборот, не вложить его тотчас в ножны при ее появлении.

Если дворянин в присутствии женщины позволил себе нечаянно неприличное слово, то, по обычаю, он должен был загладить свою вину преподнесением какого-либо ценного подарка.

Женщина у черкесов не могла быть ни объектом, ни исполнителем кровной мести. Большим позором считалось для мужчины, в том числе и для мужа, поднять руку на женщину. Покушение на честь матери, жены или сестры, в понятии черкесов,  были самым сильным оскорблением мужчине. Если дела об убийствах можно было путем выплаты цены крови уладить, то посягательства на честь женщины обычно заканчивалось кровопролитием;

-  уважение к любому человеку, в том числе и незнакомому. Природа этого уважения была порождена, как и у всех наций, создавших этикет, двумя основными факторами: во-первых, тот, кто оказывал уважение к другому человеку, имел право требовать с его стороны такого же отношения, во-вторых, каждый человек, будучи постоянно вооружен, имел право для защиты своей чести применить оружие;

- запрет на ругань, брань, рукоприкладство. Это правило нашло свое  отражение в пословице: «Хъэ джафэ банэркъым, уэркъ хъуанэркъым» - «Гончая не лает, дворянин не ругается». Более того, по свидетельству Хан-Гирея, «достойно замечания то, что все эти обряды соблюдаются и тогда, когда князья и дворяне друг друга  ненавидят, когда являются врагами». Не только брань, ругань считались неприличными, но и болтливость, разговор на повышенных тонах, поддаваясь эмоциям.

К  понятию вежливость можно отнести и такое качество, как скромность. Н.Дубровин писал: «Храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегли самохвальством. О военных подвигах черкес никогда не говорил, не прославлял их, считая  такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты отличались необыкновенной скромностью; говорили тихо, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротой молнии».

3. Мужество. Понятие «мужество» включало в себя такие положения, как

- храбрость.  Это качество было обязательным; трусость, в свою очередь, несовместима с положением свободного человека, а тем более дворянина. Если трусость проявил крестьянин, то за это его, безусловно, осудили бы, но ниже занимаемого им места в социальной иерархии его нельзя было отодвинуть. В отличие от него, дворянин лишался своего звания. Рыцарь, уличенный в трусости,  подвергался гражданской смерти, которую адыги обозначали термином «унэ дэмыхъэ, хьэдэ имых» (буквально – «к кому не ходят в дом, в чьих похоронах не участвуют»). В современном языке такого человека называют «нерукопожатным» С таким человеком переставали общаться друзья, ни одна девушка не вышла бы за него замуж и т.д. Для всеобщей демонстрации народного презрения в старину «уличенного в трусости выводили перед собранием в войлочном безобразном колпаке и налагали пеню ценою в пару волов.

- твердость и хладнокровие. Это положение подразумевало, что дворянин в любой ситуации должен был сохранять самообладание, быть невозмутимым, не поддаваться панике и страху.

- терпение и выносливость. Эти качества воспитывались с самого детства. Считались позором и подвергались осуждению жалобы на усталость, недомогание, жару, голод и даже всякое упоминание о пище. У черкесов существует много преданий, описывающих и восхваляющих стойкость и   терпеливость.

Многие из перечисленных этикетных принципов и  правил, несмотря на свой исторический характер и влияние современных условий жизни, продолжают регулировать отношения между представителями кавказских народов.

Виктор Зарайченко


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

4 комментария

  • Юрий:

    У абхазов есть аналогичный кодекс поведения. Но где кодекс,и где современные абхазы...

    • Виктор Евгеньевич:

      Да, такое случается, но недаром говорят: "Нет плохих народов - есть плохие люди"

  • Босик:

    Даже не было желания читать эту бессодержательную статью с прописными истинами уже после самого заголовка "этикетные правила". Во-первых, существует выражение в русском языке "правила этикета", а авторский вариант - это что-то из области этикеток на бутылке. Во-вторых, эти правила этикета существовали и в русском обществе, просто они исчезли в советском.

    • Инга:

      Человек обязательно хочет всем нагадить!
      Тут уже несколько таких умников встречалось. Самые умные только они, а остальные все дураки!
      Особенно это "мило" смотрится под статьёй об этикете. Босик, видимо, о правилах и нормах этикета и вежливого обращения хотя бы со старшими (а автор статьи уж явно старше), наверное, и не слышал. Критикует советское общество, но сам ведёт себя странно 🙂
      Мне статьи Зарайченко нравятся, читаю всегда с удовольствием.
      А на открытия он и не претендует 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru