Очень-очень давно, на заре ещё советской власти, дедушка Ленин, впечатлившись от просмотра какой-то немой картины, изрёк фразу, на много десятилетий ставшую крылатой: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Конечно, нельзя отрицать эмоционального, а особенно – пропагандистского воздействия кинематографии на умы и сердца людей. Талантливо сделанный фильм, телепередача, новостной выпуск может внушить человеку разные, в том числе и весьма опасные идеи. И касается это в первую очередь неокрепших – детских и подростковых – умов.
Сейчас кино переживает второе рождение. Двадцать лет назад кинотеатры за ненадобностью закрывались, перепрофилировались в магазины, склады и даже в …церкви. Видел я такую метаморфозу, посетив недавно одну кубанскую станицу. А что, над зрительным залом поставили большой купол, колокольню соорудили – и вовсю ведутся службы. Действительно, почему раньше из церквей делали кинотеатры, а сейчас нельзя наоборот?
Так или иначе, но сейчас церквей на душу населения у нас гораздо больше, чем кинотеатров. Только вот с посетителями и там, и там большой напряг.
Мы, русские, никогда не загадываем на будущее. Уж что бы нам в годы демографического спада не законсервировать детские сады? Это вышло бы, наверное, дешевле, чем строить новые или отнимать назад и снова переоборудовать бывшие. То же самое и с кинотеатрами. Ну, теперь уже что копья ломать!
Да и, надо сказать, те кинотеатры не соответствуют уже нынешним запросам. Сейчас кинозалы стали одной из составляющих индустрии развлечений, а потому тесно связаны с фудкортами в торгово-развлекательных центрах. И чуть вместе с ними же в пандемию не погибли.
Смогли оклематься, конечно, не все. Да и в тех, что остались, народу негусто: и новинок после санкций маловато, и цены кусаются. В своё время даже ростовчанка придумала, как спасти российские кинотеатры от закрытия.
Кстати, как-то практически сошла на нет эта шумиха вокруг 3D-фильмов. Не буду врать, но сдаётся мне, что стереокино – это русское изобретение. Иначе чем объяснить тот факт, что ещё, наверное, году в 78-м или 79-м, в юности своей, я уже смотрел несколько таких фильмов: «SOS над тайгой», «Замурованные в стекле», «Руслан и Людмила». Шли они, правда, только в крупных кинотеатрах страны или на курортах – по нескольку месяцев, преподносились как новинка. Но, в принципе, те же очки, тот же объём, причём полностью, от начала до конца, а не как некоторые нынешние. Потом игрушка, видать, разонравилась, показывать перестали. Поговаривают, что кто-то купил нашу технологию, а теперь вот раскрутил на весь мир. Ну, так всегда бывает. Так что новое – это хорошо забытое русское старое. Да и особо ли нам они нужны, эти 3D?
Да, есть залы, есть хорошая аппаратура, есть новые фильмы. Нет в них только главного для всякого русского – мысли. Конечно, нынешнее кино – это прежде всего зрелище, в том числе и кино отечественного производства. Но оно становится обезличенным, вневременным, внеязыковым, наднациональным. И уже становится неважно, кто режиссёр, как сделан фильм, - лишь бы захватывало. Одно лекало для всех: если любовь, то примитивная; желательно чтоб был ещё какой-нибудь жутко кровавый ужас; мистики добавить; супергероя тоже воткнуть, чтобы мир спасти; стрельба везде или поножовщина, выпущенные кишки, половинки человеков… Поставьте на место нашего Гармаша а какой-нибудь фильм Шварценеггера – вряд ли что изменится. Или вместо псевдорусских дружин в якобы исторических фильмах ставьте смело викингов или римлян – всё одно. Большой экран заполонили фильмы-схемы. Внешние эффекты вышли на первый план. И если раньше, повторюсь, этим грешили фильмы иностранных режиссёров, то с относительно недавнего времени – и наши.
Я не ретроград, не брюзжака. Но вы знаете, вот не позднее как дней десять назад, в позапрошлые выходные, дома мы щёлкали каналы, чтобы хоть что-то посмотреть всей семьёй. Разыскали какую-то мелодрамку про молодую врачичку. Ну, вроде бы после института попала, как говорят, в крутячую клинику. Её подставили, богатый больной не вышел из наркоза, юную докторшу обвинили, но суд оправдал за недостаточностью улик. Потом она уехала куда-то в провинцию, работала санитаркой в роддоме, привязалась к малышу, нашла любовь. В общем, такой простенький фильмичек, но переживательный. Как раз для субботнего просмотра. И девочка играет вроде бы ничего, в отличие от остальных актёров. Но извиняешь вечной темой про добро и зло.
И вдруг сразу после этого фильма – «Осенний марафон». Уже поздно, уже полпервого, а мы оторваться не можем. Дочке 18, самый возраст новомодными молодёжными фильмами увлекаться, а она на середине пристряла вместе с нами. Потом просит: «Папа, скачай этот фильм мне!» Я скачал. И дочка уже запоем смотрит Басилашвили, Неёлову, Гундареву, Леонова. Смотрит другие фильмы «Made in USSR». И думаете, только из-за актёров? Вряд ли. Сейчас ведь тоже очень много замечательных мастеров сцены и экрана. Не будем брать престарелых мэтров. Но разве не таланты – Меньшиков, Миронов, Акиньшина, Мороз, Михалкова, Шукшина, Спиваковский, Хабенский, Безруков, Гармаш? Боюсь кого-то не назвать, но много, много тех, кто на слуху и на виду. Только вот что интересно. Сыграл Евгений Миронов князя Мышкина – и все заговорили о божьем актёрском даре. А потом снялся в «Апостоле». И что? Ну да, талантливо, но не больше. И в «Утомлённых солнцем», и в «Ярославе». Но где, где тот Миронов? Просто редко встречаются такие режиссёры и такие сценарии, которые дают самоцвету засверкать во всю мощь. Всё заела халтура, всё заполонила собой. А пипл, как говорится, хавает.
И вот тут-то, не ущемляя, так сказать, ничьи интересы и вместе со всеми радуясь возрождению кинотеатров, хочется спросить о том, чего же мы этим добились.
А добились мы вот чего. Молодёжь вместо пива (или вместе с пивом?) идёт на киносеанс. Это становится модным. Только кто идёт и что смотрит молодёжь? Не берём детские фильмы (что они есть, это здорово!), в основном и в Ростове, и в Москве нам показывают боевики, мистику, ужасы и комедии, в которых есть и элементы боевиков, и мистики, и ужасов. Так что влюблённые на эти сеансы ходить вряд ли особо будут. Старшее поколение и даже тридцатилетние не пойдут тоже. Таким образом, большую часть зала зачастую заполнят подростки. Да, им надо смотреть новомодные фильмы, они не должны чувствовать себя в этом плане ущербными. Но простите мне моё ретроградство, простите отсталость, несовременность: а разве несут в себе какую-то воспитательную функцию эти фильмы? Учат ли они доброте, милосердию? Заставляют ли задуматься над своими поступками, сделать себя лучше? Не, ну, конечно, пусть смотрят. Только вот жалко их!
Ведь в нашем детстве, в юности были «Тайна Фенимора», «Бронзовая птица», «Неуловимые мстители», «Вам и не снилось». В студенчестве были всякие «дунькины клубы», абонементы. Мы с завидной периодичностью ходили в театры, на киносеансы, смотрели отечественную и зарубежную классику, новинки кино. Именно там мы знакомились с творчеством Бунюэля, Полански, Куросавы. А обсуждения, особенно с участием искусствоведов или психологов, помнятся до сих пор.
Ещё раз дико извиняюсь перед теми, кто считает меня ретроградом. Но если уж есть у нас кинотеатры, давайте использовать их, как говорится, на полную катушку. В общем, есть такое предложение. Поскольку найти фильм для просмотра сейчас не проблема (а теперь уже полуофициально разрешили использовать и пиратские версии), почему бы не организовать что-то вроде интеллектуального «дунькиного клуба», как это было много лет назад в нашем городе? Допустим, один раз в неделю или даже в две недели, пусть в месяц раз приводить старшеклассников на организованный просмотр фильма. Получится выездной классный час. Но фишка будет в том, чтобы не просто посмотреть фильм, но и обсудить его после под руководством грамотного специалиста. Стоимость просмотра установить, например, в 200 рублей с человека. Это будет и не накладно (можно и Пушкинской картой оплатить), и учреждению хорошо: целый класс – это уже выгодно.
Что крутить? Ну, конечно, не «Войну и мир», не «Овода» или «Преступление и наказание». Как бы ни хотело старшее поколение, а школьники вас просто высмеют, а то и освищут. Вы проведите анкетирование, учтите интересы. И не бойтесь включать в репертуар спорные фильмы. Хотят смотреть очередную сагу «Сумерек»? Да ради бога! И на этом фильме можно чему-то научиться. Здесь есть чувства, есть страсть. А негатив – он ведь тоже учит. Только не надо морщиться и высказываться по поводу того, «как это можно смотреть, фу!» Смотреть – можно, и даже интересно. Потом просто нужно тактично обсудить.
Возьмите добротно сделанные российские фильмы последних пары десятков лет. Пусть это будет «Похороните меня за плинтусом», «М+Ж», «Любовь-морковь», «Питер FM», «Поп», «Чудо», «Кавказский пленник», «Волкодав» (хоть и не по-русски сделан), в конце концов – «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики. Да мало ли! Много вот интересных патриотических фильмов – тот же «Калашников», «Т-34», «Подольские курсанты» и другие.
И что здесь главное? Главное ведь даже не сам просмотр, а желание и умение думать, анализировать. То есть как раз то, чего в нравственном и эстетическом отношении почти поголовно и напрочь лишены наши теперешние старшеклассники. И если мы научим из тысячи задумываться хотя бы десяток-другой, и то это того стоит. Вот тогда-то, может, и будет верным высказывание дедушки Ленина. Надо пользоваться этим. Действительно, на сегодняшний день из всех искусств для нас важнейшим является кино. По крайней мере самым массовым и самым доступным, куда можно и без специальной подготовки.
Главное – чтобы рядом был не зуделка и ворчун, а мудрый и тактичный наставник. Чтоб не было, как сказано, что слепой поведёт слепого – и оба упадут в яму…
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
3 комментария
А какие французские кинокомедии были! С Пьером Ришаром, Луи де Фюнесом, Жаном-Полем Бельмондо... Совершенно неполиткорректные и уморительно смешные. Тот же "Высокий блондин" или "Великолепный" -- да я же ведь сотню раз, пожалуй, их видел, но всегда влипаю в телевизор, когда эти фильмы иногда там транслируют...
Г-ну Северному: - достойный коллега г-ну Карпова. Какие познания и какие суждения! Совет со стороны: не влипайте в телевизор - он быстро выйдет из строя.
А кто будет думать и обсуждать? Бедные учителя как огня боятся сказать что ни будь лишнего чтобы с работы не уволили. Вы что забыли как у нас все устроено-" "Государственная дума не место для дискуссий!" А вспомните видеоролики лет 5 назад где учительница что то невразумительное мямлит перед школьниками пытаясь отвечать на их острые вопросы "на злобу дня". Никакие дискуссии в настоящее время кажется невозможны.