Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Туризм Семь чудес Дона Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького - "Трактор"

Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького – “Трактор”

Датой образования театра принято считать 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы. Здание театра построено в 1935 году, восстановлено после войны в 1963 году.

drama1

Семь чудес Дона

  • Затерянный Мир (9%, 1 216 гол.)
  • Новочеркасский Вознесенский собор (8%, 1 126 гол.)
  • Старая Станица. Парк Лога (7%, 945 гол.)
  • Азов - самый древний город (7%, 937 гол.)
  • Станица Старочеркасская (7%, 909 гол.)
  • Чеховский Таганрог (6%, 833 гол.)
  • Музей-заповедник Танаис (6%, 819 гол.)
  • Музей-заповедник М.А.Шолохова (5%, 755 гол.)
  • Ростовский зоопарк (5%, 726 гол.)
  • Дон-батюшка (4%, 562 гол.)
  • Раздорский музей-заповедник (4%, 561 гол.)
  • Биосферный заповедник "Ростовский" (4%, 532 гол.)
  • Подземный монастырь (4%, 525 гол.)
  • Пелёнкино - лечебное озеро (3%, 467 гол.)
  • Аксайские катакомбы (3%, 428 гол.)
  • Донское Лукоморье (3%, 426 гол.)
  • Седой Маныч (3%, 412 гол.)
  • Целебные грязи о.Грузское (3%, 408 гол.)
  • Длинный каньон (3%, 371 гол.)
  • Скелеватая скала (3%, 352 гол.)
  • Караул-гора (1%, 160 гол.)
  • Набережная реки Дон (1%, 159 гол.)
  • Театр драмы им. М.Горького (1%, 125 гол.)
  • Музыкальный театр "Белый рояль" (1%, 113 гол.)
  • Ростсельмаш (1%, 103 гол.)

Всего голосов: 13 750

Загрузка ... Загрузка ...
Информация о голосовании

В Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два экспоната: макет храма Василия Блаженного и нашего театра.

...В конце 1920-х стало окончательно ясно, что ни одна ростовская сцена (а их было более десяти!) не годится для масштабных постановок. Городской совет признает "состояние театрального дела в Ростове совершенно катастрофическим". И принимает решение построить здание. Объявили ВСЕСОЮЗНЫЙ конкурс, в котором приняли участие 25 авторов. Первую премию присудили профессору Бархину, но потом что-то не сложилось и театр строился по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха, представивших свой проект вне конкурса.

Газеты 1930-х много писали об этой стройке. Вот выдержка из газеты "Труд" (9.10.1935 г.): "Ростовский театр построен исключительно на местные средства (...). В этом огромная заслуга краевых и городских организаций".

А теперь представьте громадное здание театра объемом в 220 тысяч (!) кубометров и зрительным залом на 2200 человек! (Для сравнения: ныне в реконструированном после войны театре - 1165 мест). Могли такое строительство потянуть провинциальные организации? Через три недели после заметки в "Труде", газета "Красный кавалерист" (28.10.1935 г.) обнародовала совершенно иную информацию: "Почти в 20 миллионов рублей обойдется Советскому Союзу (!) строительство нового ростовского театра (...). В какой еще стране можно найти что-либо подобное?". И действительно, ни в какой! Ни одну страну в мире так не колеблет из стороны в сторону, как Россию: театральные заведения старого Ростова отличались теснотой коридоров, гримуборных и даже зрительных залов. Театр драмы построили как бы в противовес им всем, предав черты подлинного дворца искусств.

МЕСТО

Место для строительства выбирали долго: "Где строить театр, который по своим очертаниям должен напоминать трактор?" - думала городская власть. Предлагали перекресток Энгельса (ныне Большая Садовая) и Ворошиловского проспекта, незастроенные земли к северу от Красноармейской и т.д. Окончательный выбор - площадь Революции, она занимала пустырь, отделявший Ростов от Нахичевани. Строительство театра по сути объединило два соседствующих города (несмотря на то что Нахичевань стала частью Ростова еще в 1929 году).

НАЗВАНИЕ

Пока возводился "трактор", городской театр, который стал называться Большой драматический, занял театральное помещение, построенное в 1906 году купчихой Машонкиной на месте нынешнего цирка. 26 сентября в Большом театре состоялся торжественный вечер, посвященный 40-летию литературно-общественной деятельности М. Горького. Тогда же было объявлено постановление Ростовского горсовета: "принять предложение Союза писателей и присвоить вновь строящемуся театру имя М. Горького".

НАКАНУНЕ СПЕКТАКЛЯ...

Так называлась публикация в газете "Правда ", напечатанная за полгода до открытия театра. Авторы сайта считают своим долгом процитировать ее читателям. Ощутите чувство счастья, с которым ждали открытия этого дворца искусств.

"В четыре года Ростов выстроил один из лучших театров страны. Театральный зал (...) вмещает множество зрителей, а портальная арка сцены на несколько метров превышает арку Большого театра в Москве. В театре нет ни галерки, ни "слепых" и "глухих" точек, ни закутков, где мечутся ошалелые буфетчики и гардеробщики, ни проплеванных, тошнотворных курилок. Зритель получит прекрасную чашу зала, где самое последнее место отделяют от сцены 37 метров. Здесь есть концертный зал, мраморное фойе, театральный музей, ресторан, библиотека, зал для гуляющих, для курящих, лекторий и, наконец, зал для посетителей, желающих провести антракт в тишине...

А какой из российских театров может похвастаться залом, где воздух, всосанный из цветников, окружающих здание, очищенный водяным фильтром от пыли, сменяется шесть раз в час!

(...) Актер получает в этом театре не меньше. В его распоряжении сцена с кругом диаметром в 25 метров и двумя вертушками на просцениуме - целая площадь глубиной в 53 метра, на которой могут проплывать корабли, маршировать армии, вырастать улицы и дворцы.

Два мощных органа сопутствуют оркестрам в залах театра. Сто пятьдесят моторов будут вращать здесь кольца кругов, переносить декорации, двигать макеты или поднимать сразу весь планшет сцены.

(...) По заказу Ростова Харьковский электрозавод выпустил очень сложный регулятор света, позволяющий создавать из пяти основных цветов 150 комбинаций и оттенков (большинство современных театров не имеет и половины этих комбинационных возможностей, - авт.), "Волькин аппарат", изготовленный впервые, позволит превращать фоновое полотно в бурное небо, а шум ветра, пенье птиц, канонаду и прочие шумы ставит театру известный мхатовский мастер Попов.

Интересно, что освещение зала будет связано с характером пьесы. Свет скользит в этом зале вдоль полированных ниш, и режиссеру предоставлена полная возможность залить стены солнечным светом или заревом, подчеркнуть освещением искрометность комедии или трагическую сцену спектакля.

(...) Чтобы не наградить Ростов рядовым дворцом из бетоно-фанеры, начальнику "Театростроя" А.М. Стамблеру пришлось проявить выдумку (...) Театр открыл собственные карьеры в Крыму и на Украине, чтобы для строительства ломать мрамор, шлифовать стекло, выплавлять медь, а в Ростове для "трактора" изготовлялись пресловутые ручки и шпингалеты. Даже мягкая мебель из красной кожи, строго гармонирующая с внутренним обликом здания, изготовлена мастерскими театра. И вместе с тем приходилось думать о грандиозном парке с фонтанами, цветниками и аллеей, вынесенной к самому Дону (...).

Для освещения театра и приведения в действие его механизмов построена специальная электрическая подстанция, мощность которой равна электрической станции, освещавшей весь дореволюционный Ростов.

АКУСТИКА

Сегодня нельзя говорить с уверенностью о том, какой была акустика в театре - в войну здание было разрушено, а после реконструкции оно немного поменяло свой облик. Известна шутка Р.Я. Плятта, перефразировавшего строки из песни: "Я другой такой не знаю сцены, где так плохо слышен человек". Плохая акустика была свойственна многим советским театрам, построенным до войны. Дело в том, что после революции почти не осталось мастеров звука: при старом режиме их главной работой считалась правильная организация колокольных звонов.

Еще одна версия плохой слышимости в театре. В послереволюционное время шепот на сцене считался никчемным пережитком прошлого. На сцене в 1920-30-х гг. надо было стучать, строчить из пулемета, скандировать революционные лозунги... Но вот интересно, венгерский писатель Белла Иллеш, побывавший с визитом в Ростове, писал: "Если со сцены не гремят пушки, не грохочут паровозы, а звучит тихое человеческое слово или еле слышный вздох - его слышно в каждом уголке зрительного зала".

А вот цитата из "Таганрогской правды" (14.09.1935 г.): "Акустика не оставляет желать ничего лучшего. Недавно для пробы в зрительный зал были приглашены 1,5 тысячи человек. Со сцены пионерка читала стихи. В самых далеких точках партера и балкона все было прекрасно и отчетливо слышно".

ГОРЕЛЬЕФЫ

Весь мир знает наш Театр им. М. Горького как уникальный памятник архитектуры. На это чудо приезжают посмотреть туристы. Но мало кому известно, что горельефы, украшающие фасад театра, создавал великий художник Сергей Корольков, уроженец станицы Константиновской, донской казак, эмигрировавший в США. Всемирно известный скульптор и график, он первый иллюстрировал "Тихий Дон" Шолохова. Сам Михаил Александрович говорил, что лучше Королькова его произведения не иллюстрировал никто.

Параметры сцен

Театр располагает тремя сценическими площадками: Большим залом на 997 мест (габариты сцены: ширина - 23 м, глубина - 22 м, высота - 22 м), Малым залом на 384 мест и Экспериментальной сценой на 70 мест. В западном крыле театра расположена ART Галерея, а в центральной части ART кафе «Театральная площадь №1».

Достижения

  • 1936 год - премия на 4-м Международном фестивале театрального искусства(режиссер Ю.А. Завадский).
  • 1976 год - Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского за спектакль «Тихий Дон» по роману М. Шолохова.
  • 1980 год - присвоено почетное звание «Академический».
  • 1995 год - первая премия на Всероссийском фестивале «Русская классика» (Ставрополь) за экспериментальный поиск в освоении драматургии А.С. Пушкина (спектакль «Маленькие трагедии», режиссер К.Серебренников).
  • 2010 год – лучший спектакль на IV Театральном фестивале (г. Николаев, Украина) международного черноморского клуба HOMO LUDENS («Человек играющий») за постановку «Вишневый сад» (режиссер Н. Сорокин)
  • 2010 год – премия на IV Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» за оригинальную постановку имени Николая Акимова - спектакль "Вишневый сад" (режиссер Н. Сорокин)
  • 2012 год - премия на V Всероссийском театральном фестивале "Русская комедия" за оригинальную постановку имени Николая Акимова - спектакль "Невидимые миру слезы" ( режиссер Н. Сорокин)

Театр является инициатором Всероссийского фестиваля «Русская комедия»,  который регулярно проводится в нашем городе.

Адрес: г. Ростов-на-Дону, 344019, пл. Театральная,1

Тел. (863) 263-36-22; 263-36-13; 263-71-73    
факс: (863) 263-52-82

Экскурсии «театральное закулисье»: вторник- воскресенье

Начало вечерних спектаклей в 18.30

Справки по тел.: 263-36-13, 263-36-22

Касса работает ежедневно с 10.00 до 18.30.

Материал предложен пользователем под ником Илья Григорьевич. Использованы статьи с официального сайта Ростовского академического театра драмы им. М.Горького

drama2 drama3 drama4 drama5


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru