Новости города Ростова-на-Дону и юга России

Достопримечательности Новочеркасска

Новочеркасск  — один из крупных южнороссийских городов. Он выделяется как своей славной историей, так и своим особым обликом: планировкой, архитектурой, уникальными памятниками. Новочеркасск задуман и основан в 1805 году как новая столица Области Войска Донского. Более века это был город донской эли­ты: войсковых атаманов и войсковой администрации, офицерства и чиновничества, центр просвещения и культуры. После 1917 года Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоя­тельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию. В советский период истории Новочер­касск развивался как крупный промышленный центр Ростовской области, город образования и науки. Его на­селение увеличилось более чем в три раза и достигло 200 тыс. человек.

Город, живописно раскинувшийся на Аксайской возвышенности, и теперь сохранил свое лицо. С началом   перестройки он обретает статус исторического центра возрождающегося казачества, а затем провозгла­шается мировой столицей казачества. Город привлекает как отечественных, так и зарубежных туристов.

Первое, что видит человек, въезжающий в Новочеркасск, — это огромные триумфальные арки, воздвигну­тые в честь участия донских казаков в Отечественной войне 1812 года. Две одинаковые арки сооружены на въездах в город: одна — с западной, другая — с северо-восточной стороны — по проекту столичного архи­тектора А.И.Руска в 1817 году при жизни основателя города, прославленного донского атамана, героя Оте­чественной войны 1812 года, графа Матвея Ивановича Платова.

 Поднимаясь вверх пo Платовскому проспекту с западной стороны, оказываемся на Азовской площади, в названии которой закреплена историчес­кая память. Охраняя южные рубежи русско­го государства, дон­ские казаки в течение нескольких столетий вели упорную борьбу за крепость Азов. Герои­ческая страница исто­рии донского казачест­ва — знаменитое "Азов­ское сидение" (1641 г.), когда небольшой каза­чий гарнизон крепости выстоял против осаж­давшего крепость мно­готысячного турецко­го войска.

Закладывая в 1805 году новую столицу донского казачества, М.И.Платов при­влек к разработке генерального проекта изве­стного военного инженера Ф.П.Деволана, который удачно привязал план города к есте­ственному рельефу местности. Основу строгой классической планировки Новочеркас­ска составляют три его главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский, со­единенных большими площадями, от которых радиально расходятся улицы. Единый план за­стройки города позволил избежать ее хаотич­ности и достичь выразительного ансамблево­го решения. Самобытность архитектурному облику Новочеркасска придает сочетание зда­ний, выполненных в классических стилях, и ти­пичных казачьих куреней.

В центре площади расположен Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 г. В его облике преобла­дают черты "русского стиля": луковичные главы, шатровое завершение колокольни, бочкообразные по­луколонны. Одноименная деревянная церковь была перенесена из Старочеркасска, но стояла не здесь, а на со­седней Старомихайловской площади, за базаром (ныне пл.Кирова). Отсюда, отслужив молебен, отправлялось в поход на войну с Наполеоном казачье войско.

До революции в Новочеркасске насчитывалось, помимо домовых, четырнадцать церквей. Кроме православ­ных храмов была еще лютеранская кирха и польский католический костел. Наряду с культовым назначе­нием они выполняли еще и роль культурных центров. Например, в 1914 году в кирхе с концертами выступали артисты Большого театра Москвы, пел хор под управлением Листопадова A.M., известного собирателя донского фольклора. Теперь осталось восемь хра­мов и всем им возвра­щено их первоначаль­ное назначение.

Поскольку интен­сивное строитель­ство города началось со второй половины XIX века, в период господства эклекти­ки, зданий такого стиля достаточно много. Их архитек­турному облику свойственно большое разнообразие форм и свобода выбора деко­ративных мотивов в отделке фасадов.

Вот сомкнутые фасады двух внушитель­ных зданий винодельческого завода Соколова  на проспекте Платовском, 67 (ныне винзавод и военный госпиталь) с богатой, сочной лепниной, которые производят впечатление настоящей дворцовой архитектуры.

И вовсе не провинциального, а прямо-таки столич­ного толка. Мощные гермы атлантов, под­держивающих карниз, лепные маски "сар­матской царицы" мы встретим еще не раз в интерьере здания военного собрания на Мос­ковской улице.

На пересечении Платовского проспекта и Московской улицы расположен административный центр Новочеркас­ска. В центре площади в 1853 году был воздвигнут памятник основателю города атаману М.И.Платову. Он был создан по заказу Войскового правления известными российскими скульпторами: академиками А.А. Ивановым, Н.А. Токаревым и П.К. Клодтом. В 1923 году статуя была утрачена. Памятник воссоздан в 1993 году московским скульптором А.В. Тарасенко. Стремительное движение булавы "вихорь-атамана" указывает на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа.  За Платовским сквером расположено двухэтажное здание в стиле классицизма — Атаманский дворец (ныне одно из зданий Музея истории донского казачества). Он служил как резиденцией наказного войскового атамана, так и местом пребывания в Новочеркасске высочайших особ: Александра II, Алексан­дра III, Николая II, посещавших город. Здесь, в Атаманском дворце, 29 января 1918 года трагически оборвалась жизнь первого после революции выборного  атамана А.М. Каледина.

Московская была центральной улицей города, где кипела торговля и прогуливалась отдыхающая публика. Здесь находилось и здание Офицерского собрания (1890; ныне Центральная библиотека имени А.С. Пушкина) с замечательным интерьером. Большой двусветный танцевальный зал с лепным плафоном, ук­рашенным орнаментальными фризами, картушами, атрибутами военной геральдики и гермами воинов . Меж­ду верхними световыми окнами — знаки донских полков, отличившихся в сражениях. Антресоли для оркестра, подпираемые гермами атлантов на мощных кронштейнах. Большой зал соединялся с малым, "голубым», и зим­ним садом. Были отдельные комнаты отдыха, бильярдная, шахматная, столовая. В них устроены камины, отделанные мрамором, лепниной, художественным металлом. Особо примечателен декор столовой, где орнаментальные ком­позиции плафонов изобилуют изображениями сугубо донской флоры и фауны: яблок, винограда, перепелов, рыб, раков.

На центральной площади города выделяется еще несколько капитальных сооружений, входивших в обязательный набор губернского города: здание Областных присутственных мест с импозантным десятиколонным портиком (1844; ныне Воен­ный институт связи), Судебных установлений (1909; архи­тектор А.Н. Бекетов; теперь городской Дом культуры и Каза­чий драмтеатр им. В.Ф. Комиссаржевской), Русско-Азиатско­го банка (1905; архитектор С.Н. Болдырев; здание бывшего До­ма пионеров), Донского музея (1899; ныне Музей истории донского казачества), которому в 1999 году исполнилось сто лет.

Это уникальный и единственный в мире музей, где собраны редчайшие материалы по истории казачества, войсковые клейноды и знамена, коллек­ции жалованного и наградного холодного оружия, дон­ской парсуны, живописи и фарфора. На втором этаже экспонируется коллекция произведений уроженца Новочеркасска, великого русского пейзажиста Нико­лая Дубовского. Два филиала музея — мемориальный Дом-музей певца донских степей Ивана Крылова и Дом-музей основоположника советской батальной живописи Митрофана Грекова рассказывают о жизни и творчестве этих выдающихся мастеров.

С Новочеркасском связаны имена не только известных архитекторов и художников, но и донского историка Василия Сухорукова, писателей Михаила Шолохова, Федора Крюкова, Александра Серафимовича, Петра Крас­нова, Анатолия Калинина, философа Алексея Лосева, композитора Ивана Шишова, актрисы Веры Комиссаржевской, музыкантов Михаила Эрденко и Константина Думчева, ученых Мушкетова, Кашинского, Скрябина.

Господствующее положение в архитектурном ансамбле Новочеркасска занимает  Вознесенский кафедральный войсковой собор, возведение которого дли­лось ровно сто лет (1805—1905). Зало­женный при основании города в праздник Вознесения Христова, он в ходе строи­тельства дважды рушился по причинам слабого фундамента и поспешности в его возведении. Третий, осуществленный, проект в "нововизантийском стиле" раз­работал академик А.А. Ященко. Собор по величине (его высота — 74,6 м) является третьим в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского со­бора в Санкт-Петербурге. Возведенный на пересечении Платовского и Ермаковского проспектов, он виден отовсюду за много километров от Новочеркасска. Первоначально его купола были покрыты червонным золотом, а главный крест, из­готовленный в Богемии, украшен встав­ками из горного хрусталя для отражения солнечного света. Поэтому его величали "вторым солнцем Дона".

Вознесенский собор является главным храмом донских казаков. В основании собо­ра находится усыпальница для захороне­ния выдающихся военных и церковных дея­телей Дона, а на хорах — залы с настенны­ми картинами, изображающими наиболее значительные эпизоды донской истории. На колокольне собора установлены башен­ные, часы, а сама площадь является глав­ной площадью, майданом, где отмечаются важнейшие события и праздники.

На огромной Соборной площади, вымо­щенной бутовым камнем, в 1904 году установлен бронзовый монумент Ермаку, знаменитому донскому атаману, покори­телю Сибири. Окончательное заверше­ние исторический ансамбль Соборной площади получил в 1911 году, когда к сто­летию Бородинской битвы в усыпальни­це собора были захоронены останки М.И.Платова,  В.В.Орлова-Денисова, И.Е.Ефремова, Я.П.Бакланова и митрополита Иоанна. На проти­воположной стороне площади был установлен памятник герою Кавказской войны генералу Я.П.Баклано­ву, перенесенный сюда с кладбища Воскресенского девичьего монастыря в Петербурге. 15 мая 1993 года со­стоялась торжественная церемония перезахоронения останков донских героев в усыпальнице храма, а 4 июня 1995 года, в день города, был заново открыт памятник Я.П.Бакланову, воссозданный московским скульптором А.В.Тарасенко.

Архитектурную ценность городскому ансамблю Новочеркасска придают многочисленные особняки. Они  точно соперничают между собой в изобилии и разнообразии архитектурно-декоративного убранства. Высокая градостроительная культура архитекторов ХIХ — начала XX века проявилась в том, что они возво­дили разностильные постройки с учетом уже существующих, объединяя их этажной высотностью, сочетани­ем объемов и архитектурно-декоративных решений. Фасады особняков, выполненные в различных архитектур­ных стилях, ажурные решетки ворот, парапетов, навесов, резные двери придают им неповторимый облик.

"План города Новочеркасска довольно хорош, и расположен правильно; он разделен на 76 кварталов, состоя­щих из 3 тысяч мест, кои все избыточно снабжены землею: места первого класса имеют по фасаду 20 саженей и в глубину от 30 до 60 саженей; второго — 15 саженей по фасаду и от 30 до 50 в глуби­ну; самые меньшие — 10 саженей по проспек­ту и от 20 до 30 саженей в глубину", — пи­сал в 1820-х годах историк В.Д.Сухоруков. Места "первого класса" отводились, преж­де всего, для административных зданий и для войсковой аристократии, которая стреми­лась выстроить там особняки в "столичном вкусе". Места "второго класса" давались менее зажиточным казакам, а остальные довольствовались тем, что оставалось на их долю, и строили небольшие дома с каменным низом и верхней деревянной надстройкой. Но ко всем частным домам предъявлялось единое требование: они должны были стро­иться по "высочайше" утвержденным фаса­дам, выходящим на красную линию улицы.

Обширные участки земли позволяли вес­ти застройку улиц не сплошным рядом зда­ний, а чередовать древесными насаждения­ми, превратив их со временем в уютные дворцы-усадьбы с внутренними дворами, балконами и фруктовыми садами.

Представительные особняки имели не только атаманы и генералы, но и чиновники, торговые казаки, врачи, адвокаты, нотариу­сы. Внешний вид дома как бы олицетворял имущественную состоятельность и дело­вую репутацию их владельца. В уличной застройке особо выделяются дома, в которых жили и которые строили по своим проектам архитекторы. Таковы особ­няки Г.М.Сальникова (Атаманская, 61), С.И.Болдырева (Красноармейская, 18), В.Н.Куликова (Просвещения, 139). Они слу­жили лучшей рекламой профессионального мастерства архитекторов.

Казаки отличались не только ратной удалью и отвагой, но всегда тяготели к просвещению и культуре. Не каждый губернский город России мог похвалиться таким количеством и на­бором учебных заведений, которые имел Новочеркасск в начале XX столетия: войсковая Платовская классическая гимназия, Мариинская женская гимна­зия, казачье юнкерское училище, реаль­ное училище, духовная и учительская семинарии, епархиальное женское учи­лище, духовное училище, Атаманское техническое училище, военно-ремеслен­ная школа, военно-фельдшерская шко­ла, Юбилейная школа торговых каза­ков, коммерческое училище, Донской императора Александра III кадетский корпус, Мариинский институт благо­родных девиц, Донской учительский ин­ститут, Донской ветеринарный ин­ститут, Донской сельскохозяйствен­ный институт, музыкальная школа, приходские школы, частные учебные за­ведения и пансионаты.

Торжественное открытие первого высшего учебного заведения на Дону - Донского политехнического института состоялось в Новочеркасске 5 октября 1907 года в здании бывшего дворянского пансионата (ныне автотранспортный колледж). Затем он именовался Ново­черкасским политехническим институ­том (НПИ). В 1993 году переименован в НГТУ, а в 1999 - в ЮРГТУ (НПИ) - Южно-Российский государственный технический университет. Место для строительства крупного архитектур­ного ансамбля института было выбра­но на территории б. Николаевского сада. Поблизости от него располагались зда­ния Мариинского института благород­ных девиц (ныне главный корпус инже­нерно-мелиоративной академии) и Дон­ского Александра III кадетского корпуса (ныне воинская часть).

Проектирование зданий политех­нического института поручили видному поль­скому архитектору Б.С.Рогуйскому, одно­му из создателей ком­плекса Варшавского политехнического ин­ститута (1898), в котором он успешно использовал опыт стро­ительства учебных заведений Западной Европы.

Учебные корпуса главного , горного, хи­мического, энергетиче­ского факультетов института группируются вокруг прямоугольного в плане вн­треннего двора, в ко­тором размещен комплекс спортивных со­оружений и старин­ный парк.

Каждое от­дельное здание — функциально замкну­тый объем с рацио­нальной и удобной планировкой аудитории, лаборатории, учебных каби­нетов, имеющий свой законченный архитектур­ный образ. Вместе с тем все корпуса объединены единством архитектурно-художественного ре­шения в стиле неоклассицизма. В качестве выра­зительного композиционного приема декоратив­ного убранства архитектор широко применяет мощные колонны дорического и ионического орде­ров, придавшие всему ансамблю величественный и монументальный характер. Интересны декора­тивные скульптурные вставки в виде масок Зев­ са, Марса, монументальных рельефов, в символич­ной форме повествующих о назначении здания. Особенно красив главный корпус института с па­радной лестницей, колоннадой и уникальным че­тырехэтажным крытым двором с дневным светом и обходными галереями. Во время массовых мероприятий и празднеств он вмещает несколько тысяч человек. Возведение комплекса зданий института началось в 1912 году. Архитектору Б.С.Рогуйскому удалось окончить строительство только трех учебных корпусов — химического, механического и горного. Строительство остальных было завершено в период с 1924 по 1930 гг.

Новочеркасску удалось в основном сохранить свой исторический облик. Невольно вспоминаются слова историка В.Д.Сухорукова: "Прямые широкие улицы и большие площади составляют собственную красоту Новочеркасска". Новочеркасск — город-памятник. Он соединил в себе за прошедшее почти двух­сотлетие самобытную историю, традиционно высокую культуру и научно-технический потенциал. С возрождением казачества в 1990-е годы Новочеркасск возвратил себе статус главного города казаков и стал столицей Всевеликого войска Донского, а также казачества России и Зарубежья.


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru